Психологи рекомендуют никогда не оставлять детей плачущими

Не оставляйте их плакать!

Все началось почти сразу, во вторую ночь жизни моей дочери Лизы. Она начала плакать. Я попыталась ее покормить. Поговорить с ней. Поменять памперс. Покачать ее. Бесполезно. Она уже не плакала, она заходилась от страшного крика. И я оставила ее, крохотную, в пластиковой колыбели, со сжатыми кулачками, согнутыми ножками и широко открытым ртом, и вышла в коридор, чтобы хоть кто-нибудь помог мне.

Я была в отчаянии: материнское знание, как обращаться с этим младенцем, не было дано мне природой вместе с ним. «Ты скоро привыкнешь», — сказала мне усталая дежурная сестра. И прижала мой «маленький сверток» ко мне, кожей к коже, дав девочке соску.

С этого дня я училась спать почти не двигаясь, дышать потише и жить в постоянном страхе, что этот плач начнется снова и я снова не смогу успокоить Лизу. Как только она начинала кричать, мой мир рушился. А это случалось постоянно. Я простодушно открывала для себя, что грудные дети плачут, когда им хочется есть, пить, когда им больно, жарко, холодно, когда они скучают или устали, когда их нужно утешить или когда им некуда деть свою энергию. Итого по нескольку часов в день. Счастье еще, что у Лизы хотя бы не было этих проклятых колик, которые могут свести с ума ребенка, семью, а заодно и соседей.

Не то чтобы я не старалась ее понять. Наоборот, я очень старалась. И узнала, например, что существуют специальные приложения, которые можно загрузить в телефон, чтобы «расшифровывать» крики младенцев. И что эти приложения абсолютно не работают. Что, по мнению одного гарвардского психолога, ночной плач — стратегия выживания: изматывая родителей, младенцы якобы мешают им побыстрее завести следующего ребенка. Потому что в прошлом такие «непрерывные» роды были одной из причин детской смертности.

Еще я беспрерывно сидела на форумах — и чем больше читала, тем больше впадала в панику. «За 30 секунд ты успевала обшарить 15 сайтов, позвонить шести подругам и доктору, — смеется, вспоминая это время, мой муж Алексей. — Причем тебе надо было, чтобы Лиза замолчала немедленно — как будто ее выключили».

Объятия и кортизол

Еще во время беременности я внимательно изучила «теорию». Доктор Спок, например, очень даже рекомендовал оставлять плачущих младенцев одних — в воспитательных целях. Но современные исследователи резко возражают против этого.

Педиатр Катрин Геген убеждена, что нельзя оставлять плачущих детей в одиночестве: последствия могут оказаться катастрофическими: «Кортизол, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, оказывает токсическое воздействие на крайне восприимчивый мозг ребенка, а также на развитие нейронов, их миелинизацию, формирование синапсов и так далее. Способности к обучению и запоминанию из-за этого снижаются, может замедлиться умственное развитие».

Утешительные поглаживания снижают уровень гормонов стресса и способствуют синтезу в организме «молекул благополучия»

Детский психотерапевт Альбина Локтионова уточняет: «Все дети рождаются с геном чувствительности к кортизолу. Но он «просыпается» лишь благодаря материнской чуткости и заботе — только тогда организм ребенка начинает дозировать выработку этого гормона в ситуациях, когда он необходим».

Кроме того, симпатическая нервная система детей до двух лет не регулируется парасимпатической системой, и, если родители не утешают младенца, его нервная система становится гиперактивной. Это вызывает более частые инфекции, нарушение дыхания, аппетита, сна, головные боли. ».

И если утешительные поглаживания и прикосновения снижают уровень гормонов стресса и способствуют синтезу в организме «молекул благополучия» (окситоцин, эндорфины и серотонин), то страх оставляет след в бессознательном ребенка: дети растут боязливыми, с раннего детства у них возникают приступы тревоги, вспышки агрессивности, возможны нарушения привязанности.

Родительские страдания

Узнав все это, могла ли я оставить Лизу плачущей, даже на секунду? К счастью, с папой ей повезло больше: у Алексея явно лучше получалось успокаивать дочь. Не могу сказать, что это совсем меня не задевало, но в конечном счете здравый смысл взял верх: уж лучше пусть папа успокоит Лизу, чем я буду переживать и из-за плача, и из-за того, что сама не в состоянии ее унять.

Мы пробовали массажи, пеленание, прогулки в коляске, в машине, мерный шум пылесоса, записи морского прибоя и птичьего щебета, колыбельные, кажется, всех народов мира и даже мантры на санскрите с низкими звуками (которые, как говорят, успокаивают). Но спасение пришло с балладами Леонарда Коэна — его низкий хрипловатый голос успокаивал Лизу намного лучше всех моих стараний. Теперь у нас с Алексеем появилось немного времени, чтобы хотя бы обсудить: оставлять Лизу плачущей или нет. Потому что поначалу мы были не совсем согласны друг с другом.

Вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте на секунду представить, что чувствует ваш грудной ребенок

«Я не знал, что такое грудной ребенок, и поэтому боялся, что, если мы дадим слабину, девочка станет невыносимой, слишком зависимой, что она превратится в тирана, который будет нами помыкать», — признается он теперь. Но тогда он, к счастью, быстро пересмотрел свои взгляды: «Я понял, что она не капризничает, а просто выражает свои потребности». Да, выражает. Настоятельно, шумно и часто. И немного дольше, чем мы представляли. Потребовалось около двух месяцев, чтобы Лиза начала немного варьировать свои крики, а мы научились хоть немного ее понимать.

«Младенец никогда не плачет без причины, — считает Альбина Локтионова. — Его архаический мозг, который выявляет опасности, уже полностью созрел, тогда как неокортекс, который его контролирует и регулирует, сформируется только к пяти годам. Младенец воспринимает свои примитивные эмоции во всей их яркости и не способен себя образумить». Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте на секунду представить, что чувствует ваш грудной ребенок.

Его тоска бездонна, его ужас осязаем. Он воспринимает свои инстинктивные потребности как угрозы существованию. Если он голоден, ему кажется, что на него изнутри напали «разъяренные львы и тигры», — очень удачный образ, предложенный знаменитым педиатром и психоаналитиком Дональдом Винникоттом.

«Первые 4–5 месяцев плач — единственный способ сообщить о неблагополучии или о потребности, которую ребенок испытывает, — продолжает Альбина Локтионова. — Мощный, сопровождаемый криком выдох облегчает боль, снимает напряжение». Грудной ребенок еще не обладает физической и психической способностью сдерживать свои эмоции, — подчеркивает Катрин Геген: «Для этого ему нужны взрослые. Если они вмешиваются слишком поздно, его мучает тревога, чувство покинутости. Он может испытывать ощущение падения, потери идентичности, утраты целостности и даже погрузиться в депрессию».

Проснуться в тишине

«Непросто утешить младенца, когда он плачет», — успокаивает Альбина Локтионова. Особенно если вы устали от бессонных ночей, если советы не помогают и все чаще кажется, что вы никогда не станете винникоттовской «достаточно хорошей матерью». Но мне неожиданно придал сил плохой совет. «Ну и пусть поплачет. Не надо ей потакать, а то вырастет и будет думать, что в жизни все легко дается!» Угадайте, кто это сказал? Наша патронажная медсестра — видимо, верная последовательница доктора Спока.

«Мы три ночи не обращали внимания на то, что сын плачет. И на четвертую он перестал!» — так написал на одном из родительских форумов отец трехмесячного мальчика, явно гордясь своей твердостью духа и призывая следовать его примеру. «Это ужасно! Всем нам, и детям, и взрослым, нужно утешение, когда мы переживаем горе, — возмущается такими родителями Катрин Геген. — Когда же окружающие не реагируют, ребенок понимает, что звать бессмысленно».

«Крик — признак хорошего здоровья, пусть даже это очень утомительно для родителей!» — заключает Альбина Локтионова. И подтверждает то, о чем писала Франсуаза Дольто в «На стороне ребенка»: «Чем лучше ребенка успокаивают, тем более независимым он станет!»

Постепенно плач начинает дифференцироваться: ребенок использует его как инструмент, рычаг для изменения ситуации

Постепенно мы становились «достаточно хорошими родителями», то есть стали находить общий язык с нашей дочерью и верный момент, чтобы вмешаться. Мы поняли: не всегда нужно сломя голову мчаться к Лизе, услышав первый же крик. В наших отношениях стал устанавливаться какой-то ритм, мы начали чувствовать, когда требуется ее успокоить.

«Постепенно плач начинает дифференцироваться, — комментирует Альбина Локтионова. — Ребенок использует его как инструмент, рычаг для изменения ситуации. Например, плач протеста, когда мама уходит, плач от страха, когда что-то пугает его. Дистанция в отношениях родителей и ребенка уточняется в ходе их «танца втроем». Это развитие системы тонких настроек друг на друга, умения понимать происходящее. И если это происходит, фундамент психического развития формируется быстрее и успешнее».

Когда Лизе исполнилось три месяца, я поняла, что и я, и она стали вести себя более гибко. Меня уже не так выводили из равновесия ее крики, а ей, кажется, стало легче иногда и потерпеть. Я понимала ее лучше, она меньше беспокоилась. А через четыре месяца после ее появления на свет я проснулась поздно — и в полной тишине. Лиза спокойно лежала в своей кроватке и теребила какую-то игрушку. «Леша, ты представляешь? Ты слышишь?! Она не плачет!» Нет, она не плакала. Она улыбалась.

«Когда ребенок плачет, мне хочется убежать»

«Моему сыну год и восемь месяцев. Ребенок активный и любознательный, однако плаксивый и капризный. Во время детских истерик (не хочу ложиться спать, буду мультики смотреть, не хочу варежки на улицу надевать) пытаюсь спокойно объяснить ему, что и почему надо делать. »

Как решиться рожать после потери ребенка?

Снова стать мамой после потери ребенка, выкидыша, замершей беременности решаются далеко не все и не сразу. Хотя для многих женщин вновь почувствовать в себе другую жизнь означает надежду на будущее. Но почему так непросто дается это решение?

Психологи рекомендуют никогда не оставлять детей плачущими

Все дети с самого первого дня рождения плачут, а мамы пытаются их успокоить. Прикладывают ребенка к груди, качают его, меняют памперс, разговаривают… Но иногда все оказывается бесполезным. Младенец не перестает плакать и молодая мама, не зная, что делать, оставляет его одного в своей комнате, чтобы хоть как-то прийти в себя и ждет момента, когда малыш устанет плакать и уснет.

С этого дня все члены семьи начинают разговаривать и ходить во время сна ребенка как можно тише, боясь того, что он снова может проснуться и начать плакать, а они не смогут его успокоить. Как только малыш начинает кричать, весь мир для них рушится. Все советы педиатров о том, что если грудной ребенок плачет, то это значит, он хочет пить, есть, спать, из-за мокрого подгузника, духоты, жары, холода, боли в животе и так далее, они хорошо помнят.

Однако иногда даже сытый, здоровый и чистый ребенок кричит так, как будто специально хочет измотать своих родителей. Можно ли в таких случаях оставлять ребенка плакать в воспитательных целях?

Педиатры и психологи твердо убеждены – оставлять плачущих детей одних в комнате нельзя, последствия могут быть катастрофическими! Во время длительного плача ребенок испытывает сильнейший стресс, под действием которого в его организме выделяется кортизол, оказывающий токсическое влияние на мозг ребенка.

Способности к запоминанию и обучению у детей, родители которых часто оставляли плакать, заметно ниже, чем у тех, которых мамы и папы во время плача брали на руки, качали и баюкали, не теряя терпения. Более того, психотерапевты утверждают, если родители не утешают грудного ребенка, и он часами плачет перед сном, его нервная система становится гиперактивной, а организм слабым. Такие дети часто болеют, страдают нарушением дыхания, сна, аппетита и повышенной потливостью.

Ребенок никогда не станет плакать без причины. Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте понять, что беспокоит вашего малыша. Он воспринимает свои потребности как угроза к существованию. Если он голоден, ему кажется, что он может умереть, если сейчас же ему не дадут грудь. Первые 4- 5 месяцев плач для ребенка – единственный способ сообщить о своих потребностях, беспокойстве и боли. Плачем он не только просит помощи, но и хочет снять напряжение.

Читайте также:  Почему нужно обязательно обнимать ребенка - 8 причин

Если же родители не успокаивают его или вмешиваются слишком поздно, ребенок испытывает чувство покинутости и ненужности.

Безусловно, трудно утешить малыша, когда он плачет, а родители уже перепробовали все, чтобы его успокоить. Особенно если он не спит ночами и родители устали, и уже нет никаких сил. “Ну и пусть поплачет! Не буду больше ему потакать!” – думают они. Им, кажется, что стать хорошей матерью или отцом с таким ребенком не сможет никто. Подруги и родственники их поддерживают. “Мы ночью просто не обращали внимания на то, что ребенок плачет и через некоторое время он перестал плакать и по ночам нас уже больше не беспокоил” – рассказывают они, призывая родителей следовать их примеру.

Слушать советов подруг, бабушек и родственников, которые не владеют педагогическими знаниями – крайне неправильно. Всем людям, независимо от возраста, нужно любовь и утешение. Ребенок плачет, чтобы пришли на помощь. Если же окружающие на его крик не реагируют, то он воспринимает это, как отсутствие любви. Чем лучше родители успокаивают ребенка, тем он станет уверенным в себе и более самостоятельным вырастет.

Чтобы найти общий язык с малышом от родителей требуется немало терпения. Будут моменты, когда уставшая мама уже сама готова плакать вместе с ребенком из-за того, что не в состоянии его унять. Даже в этом случае нельзя оставлять ребенка одного плакать, попросите помощь его успокоить папу, бабушку или других членов семьи. Обычно грудные дети капризничают, выражая свои потребности, около 1,5 – 2 месяцев, а затем родители начинают понимать его и угадывать момент, когда нужно вмешаться, чтобы малыш не плакал так, что его невозможно успокоить.

У родителей, которые не оставляли грудных детей плакать, а всячески пытались успокоить его, спустя несколько месяцев плач начинает дифференцироваться. Теперь ребенок уже плачет только тогда, когда ей действительно голодно, страшно или больно. Чем спокойнее ведут себя родители, услышав плач ребенка, тем быстрее успокаивается их малыш. Отношение родителей и грудного ребенка уточняется в ходе их “танца втроем”.

Если родителей не выводит из равновесия крик ребенка, малыш тоже начинает понимать, что ему не нужно, чтобы что-то получить громко плакать, а нужно просто немного потерпеть.

Чем лучше понимают родители своего ребенка, тем меньше он плачет. У спокойных родителей и ребенок спокойный. Он не требует постоянного присутствия родителей рядом с ним, а лежит в своей кроватке и часами играет игрушками, будучи уверенным в том, что он любим и дорог. Увидев маму, он не плачет, а улыбается. Поэтому чтобы грудной ребенок не плакал, молодым родителям нужно самим вести себя как взрослые – не злиться, не впадать в панику, а представить, что чувствует ваш грудной ребенок, взять его на руки и прижать к груди, несмотря на то, что вы уже сильно устали.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Клинический психолог: вот почему нельзя оставлять ребенка «проплакаться»

Прежде всего нужно сказать, что исследования, которые есть в доступности сейчас, не были в доступности много лет назад.

Нейрофизиологи сейчас знают, что пережитое детьми гораздо более значимо, чем мы могли бы себе предположить. При рождении ребенка только 15% его нейронных связей сформированы.

Это простейшие связи, позволяющие выживать, но остальные 85% в основном складываются в первые 3 года, и они складываются на основе опыта ребенка. На самом просто уровне, нейрофизиология доказала, что роль родителя абсолютно критична в определении будущего ребенка. Ребенок, выросший в любви, заботе и понимании, имеет настройку в мозгу на позитивные результаты. Когда мама или папа обнимают ребенка, поют ему, носят его на руках, они помогают выстраиванию в мозгу ребенка тех самых связей, которые впоследствии помогут ему научиться самому строить отношения, основанные на любви. Если вы показываете ребенку тепло и любовь, даете ему возможность переживать положительные эмоции, и он вырастет в счастливого, здорового, заботливого взрослого. Бытует мнение, что если каждый раз, когда ребенок плачет, брать его на руки, то его можно избаловать. Нейрофизиологи знают теперь на основе фактов, что ребенка в таком возрасте нельзя избаловать. Его мозг пока не способен к манипуляциям.

Приведенная ниже информация имеет целью собрать фактические знания из разных областей, чтобы помочь мамам делать информированный выбор, а не только идти на поводу у советов «так надо». Она не отнимает права каждой мамы и папы на «материнский инстинкт». Есть много разных методов воспитания и ухода, среди них есть методы, зарождающие в ребенке чувство защищенности и доверия, и по большому счету это — здравый смысл. Однако информация о том, почему именно так лучше для ребенка, не всегда есть, и поэтому данная информация приведена ниже.

Когда врачи и психологи говорят о тех или иных расстройствах у ребенка, часто упоминают широкий спектр расстройств, связанных с «потерей привязанности к матери», и, к сожалению, не все они касаются только детей из детских домов. В частности, в контексте таких расстройств и даются советы подходить на плач ребенка, а не оставлять его проплакаться, или применять методы «контролируемого плача».

Говоря более конкретно о проблемах детского сна, а именно с ним связаны большинство случаев, когда ребенка оставляют плакать в одиночества, стоит прежде всего задуматься о культурных стереотипах того, как должен спать ребенок. Если бы ученые отталкивались от той модели сна, которая удобна родителям в нашей культуре, то исследования не отражали бы потребностей ребенка, и выстраивали бы ложную теорию. Поэтому то, как мы считаем, что ребенок должен или не должен спать вовсе не отражает того, как он на самом деле спит. И до применения любых методах стоит задуматься, насколько объективны наши требования к сну ребенка.

Многие родители, особенно старшее поколение, часто говорят, что если брать ребенка на руки каждый раз, когда он заплачет, то его «балуют», и учат плакать, чтобы его брали на руки. Этот посыл основан на бихевиористических исследованиях начала 20-го века, которые были опровергнуты десятками более поздних исследований и отвергнуты в большинстве своем в своем применении к ребенку, и человеку в принципе. Поэтому страх «избаловать»- ложен, детский мозг не в состоянии проделать пока таких манипуляций. Исследования, на которые ссылаются, пропагандируя эту ложную теорию, касались лабораторных крыс, и их реакции на «позитивное подкрепление». Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозга человека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей). Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиванием этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют «структуру» его личности.

Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них. Это касается и сна. Согласно исследования одного клинического психолога, дети учатся успокаиваться, когда их успокаивают. А не когда их оставляют плакать до полного истощения. Многие думают, что только дети из детских домов становятся нелюдимыми, озлобленными, бесчувственными, и случается это потому, что им не хватает общения. Это не так. Тот же самый клинический психолог забрал 6 месячного ребенка из родной семьи и поместил его в приемную семью, так как ребенок не умел плакать вообще! Его кормили, одевали, согревали, но на его плач никто не реагировал! И ребенок «закрылся», так как это случается с брошенными детьми в домах ребенка. В 9 месяцев пришлось снова учить ребенка протягивать руки, чтобы ее взяли!

Родителям часто говорят, что методы контролируемого плача работают. Они работают, потому что ребенок прекращает плакать! А что ИМЕННО работает? Ребенок научился успокаиваться, или потерял надежду, что ему помогут? Это разве хорошо?

Др. Джей Гордон считает, что чем в более раннем возрасте на плач ребенка перестают реагировать, тем больше шансов, что ребенок «закроется», даже немного. Она также считает, что дети, которых обнимают, или кормят всю ночь, рано или поздно научатся успокаиваться и спать самостоятельно. Все иное, по ее мнению, это просто ЛОЖЬ, которая помогает продавать книги по методам контролируемого плача.

В 1970х доктор Т. Берри Бразелтон изучал новорожденных, в частности, могут ли они испытывать отчаяние или депрессию. В видеосъемках, от которых разрывается сердце, видны маленькие дети, которые плачут, чтобы добиться реакции от мамы, и если у них не получаются, то они плачут ещё громче. Через какое-то время, испробовав все выражения и попытки поймать взгляд матери, ребенок достигает пика терпения и начинает отворачиваться, не в силах больше прилагать бесплодных усилий. В конце концов ребенок отворачивается и отказывается смотреть на мать. Потом он поворачивается, и пытается вызвать реакцию. И каждый раз он отворачивается на все более долгий и долгий срок. В конце концов каждый ребенок роняет голову, затихает, и демонстрирует все признаки отчаяния.

Как писала Линда Палмер в книги «Химия Привязанности», нейронные и гормональные связи, которые есть у ребенка и у родителя, помогающие им развить взаимную привязанность, являются одними из самых сильных в природе. Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соответствии с теми обращением, которое переживает ребенок. Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются (часть развития мозга, происходящая в первые 3 года).

Постоянный телесный контакт и другие проявления заботы родителей производят постоянный высокий уровень окситоцина в ребенке, который в свою очередь подавляет реакцию на стрессовые гормоны. Многие психологические исследования показали, что, в зависимости от поведения родителей, высокий или низкий уровень окситоцина в мозгу ребенка приводил к формированию постоянной структуры реакции на стресс. Дети, формирующиеся в положительных эмоциях и высоком уровне окситоцина начинают проявлять характеристики «уверенного и любимого» ребенка, дети же, которых оставляют плакать, игнорируют, лишают общения, озлобленно реагируют на их проявления эмоций, плач, вырастая, проявляют характеристики «неуверенного, нелюбимого» ребенка, а потом подростка, и позже взрослого. Характеристики «неуверенности» включают в себя асоциальное поведение, агрессию, неспособность к длительным любовным отношениям, душевные болезни и неспособность справляться со стрессом.

Новорожденные существенно более чувствительны к феромонам, нежели взрослые. Они не в состоянии выражать себя речью, и поэтому полагаются на более примитивные чувства, которыми контролируют друг друга более низшие животные. Самые ранние, примитивные переживания ребенка позволяют ему развить более высокие способности к пониманию выражений лица и эмоций, чем мы можем ожидать. Именно так ребенок научается узнавать об уровне стресса в тех, кто о нем заботится, иными словами, испытывает ли мама страх или радость. Часть стресса от отсутствия рядом матери может быть в том, что ребенок теряет способность понимать, находится ли он в безопасности. Второй способ понимания — это тактильный, и естественно, запахи тела, которые ощущает ребенок, ведь феромоны можно почувствовать только, если мама находится рядом.

Аргументация «ну вот они оставляли ребенка проплакаться в 3 месячном возрасте и с ним все в порядке» некорректна. Если посмотреть на социологическую ситуацию в обществе, уровень преступности растет, уровень употребления наркотиков растет, уровень разводов растет и так далее. Естественно, это не имеет прямой взаимосвязи только с детским сном, но все начинается дома. По словам д-ра Серван-Шрайбера, он видит прямые последствия родительской заботы только о своих интересах и применения ими тех или иных «воспитательных» методов, во взрослых, которые приходят к нему лечиться от депрессии, страха, и неспособности выстроить открытые доверительные отношения. По его словам, чувствительные дети, на плач которых не реагировали, начинают считать свою потребность в тепле и успокоении — недостатком характера, родителей — холодными, далекими фигурами, и страх и одиночество — естественными спутниками существования человека. Они научаются, что эмоционально-важным людям нельзя доверять, что от них нельзя ждать понимания и поддержки. Так как потребность врожденная и контролировать ее нельзя, они пытаются справиться с ней, или отказываясь и прячась от собственных эмоций (депрессивные тенденции во взрослых), или утолять одиночество или боль не с помощью людей, а с помощью вещей, которые более надежны, например, алкоголь или наркотики. Теория о том, что беря ребенка на руки, мы его балуем, наукофицирована и была крайне популярна в начале 20 века. Было принято считать, что если «поощрять» плач тем, что брать ребенка на руки, то ребенок будет плакать больше. Как оказалась, человеческое поведение все-таки несколько сложнее. Др-ра Бэлл и Айнсуорт исследовали две группы родителей с детьми. В первой группе детей много обнимали, носили на руках. Это были счастливые, уверенные в себе дети, результат заботливых родителей. Вторую группу растили более строго, на их плач не всегда реагировали, они жили по более жесткому графику, не всегда получали тепло и заботу. За всеми детьми следили около года.
Дети в группе А проявляли куда большую независимость.

Читайте также:  Почему нельзя дразнить ребенка за лишний вес и как помочь ему похудеть

Более того, синдром «закрытия» может проявляться не только в детдомовских детях. Только ребенок может знать глубину своей потребности. Дети, который оставляют плакать в одиночестве, или не носят на руках, боясь испортить, в конце концов могут вырасти в наиболее неуверенных взрослых. Дети, которых «выдрессировали» не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, «хорошими» детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им.

Все исследования раннего детства показывают, что дети, постоянно получавшие любовь и заботу в раннем детстве становятся наиболее любящими и уверенными взрослыми, а дети, которых заставили уйти в подчиненное поведение (оставили плакать), накапливают чувства гнева и ненависти, которые впоследствии могут выражаться различными вредными способами.

Часто задают вопрос — а какова альтернатива? Учитывая имеющиеся исследования, физиологические и психологические потребности ребенка, мы должны принять необходимость некоторых принципов для себя.

Можно попробовать метод шипения=похлопывания, но если он не работает, то можно взять стул, и сесть рядом с ребенком, положив на него руку, чтобы он чувствовал от вас постоянное успокоение (особенно до возраста, когда ребенок познает постоянство объекта, в 6-8 мес). Если ребенок перевозбужден, не может заснуть, и никакие методы не работают — просто будьте рядом с ним, чтобы он вас чувствовал. Если вам тяжело, делайте это по очереди с папой. Главный принцип — не оставляйте ребенка, потому что психологически дети усваивают реакцию. Если вам повезло и у вас ребенок, который готов засыпать, и вы не требуетесь ему в комнате… отлично, но все другие дети всего лишь хотят, чтобы их потребности были удовлетворены, и они общаются с нами, как умеют. Даже если ваш ребенок плачет, и вы рядом, он знает, что вы с ним. Что его слышат.

А чтобы успокоиться, было проведено большое исследование, касавшееся количества просыпаний ночью, и их зависимости от возраста. После снижения количества просыпаний в возрасте от 3 до 6 месяцев, после 9 месяцев снова регистрируется рост количества просыпаний. Увеличение беспокойства ночного сна к концу 1 года жизни связано с огромным социо-эмоциональным скачком развития, который характеризует эту стадию развития. В возрасте 1 года 55% детей просыпались по ночам.

Дополнить хочу постом одной мамы, оригинальный пост на английском, перевод мой:

«Я не эксперт по сну, но если вы находитесь в точке отчаяния, и страстно желаете наконец поспать, что вам иногда приходит в голову, ну не могут же ошибаться вся эти люди, которые советуют «оставить проораться», и ничего такого уж страшного в этом нет.

Моему сыну только что исполнилось 10 месяцев. С рождения он не спал более 2 часов подряд, и вчера он впервые проспал всю ночь. Я от радости просто места себе не находила, ведь я тоже не спала более 2 часов подряд все эти 10 месяцев. А сегодня он проспал до 4:30 утра!

Я позвонила всем, кого знала, и все сказали мне одно и то же: «… если он начнет плакать вскоре после засыпания, просто оставь его, и он скоро поймет…»

В этот день он пошел спать как обычно, около 8 вечера, и в 9:30 уже заплакал первый раз. Это не был отчаянный плач, просто плач, значащий «я проснулся». Я отправилась к нему, и в голове у меня жужжали все советы, что не нужно подходить, и я изводила себя тем, что я такой слабак и не могу это сделать.

Я вошла к нему в комнату и увидела своего сына сидящего в кровати, держащего свое одеяло, и всего ПОКРЫТОГО рвотой. Вся кровать была в рвоте, и даже стены и пол. Он сидел в огромной луже рвоты. Когда он увидел меня, тут он заплакал уже по-настоящему.

Я взяла его на руки, и он немедленно заснул, наверное, из-за истощения и обезвоживания от рвоты. И мне стало плохо от одной мысли, что было бы, если бы я оставила его плакать? Он бы заснул рано или поздно, скорее всего прямо там, в собственной рвоте, один, испуганный и больной. Его бы снова тошнило (а его тошнило потом всю ночь), и может быть он бы захлебнулся собственной рвотой только потому, что я хотела спать всю ночь?!

Как же все эти дети, которых бросают плакать в одиночестве. Скольким из них страшно, больно, сколькие были больны и нуждались в маме, но знали, что плач им не поможет, потому что не помогал в прошлом? Скольким из них температуру заметили только с утра, когда ребенку было «можно вставать»?

Поверьте мне, я отчаивалась настолько, что мысль «оставить проораться» посещала меня. Но ребенок маленький не навсегда. И бессонные ночи — не навсегда. И каждый раз, когда кажется, что ты уже отчаялась и кончились все силы и терпение, и ты где-то внутри даже ненавидишь это существо, которое не дает тебе спать третий час подряд в 4 утра… вспомни, что тебе был дан великий дар, о котором нужно заботиться, любить, и оберегать.

Ведь его можно потерять в один момент, страшно и беспричинно.

Почему нельзя оставлять детей «прокричаться». Мнение психиатров

«Я родилась в 1969-м, когда шлепание по попе уже осуждалось, а тайм-ауты, чтобы ребенок «прокричался», расхваливались как способ, к которому родители могут прибегнуть, но осторожно. Мои родители так и поступали — когда бы я ни впадала в истерику, мне говорили, что я могу делать, что хочу, но только в своей комнате», — рассказывает психиатр Дженнифер Лер.

«Я полагаю, что в то время они были просвещенными родителями и делали для меня все. С моими чувствами считались и, конечно, меня никогда не шлепали. Мне просто предоставляли время, чтобы «остыть», и когда я была готова снова нормально общаться, я воссоединялась с семьей.

Оставаясь одна в своей комнате, я кричала все громче и дольше, чтобы доказать всем, как я обезумела. И даже когда запал иссякал, я «наказывала» родителей единственным доступным мне способом: лишала их своей компании. Увы, казалось, им было все равно. Успокаиваться всегда было болезненно: все вели себя так, будто ничего не случилось. Поэтому я прикладывала все усилия, чтобы не показать через какие эмоциональные горки мне пришлось пройти.

Неудивительно, что когда 30 лет спустя я сама стала мамой и услышала, как кто-то угрожает ребенку таким тайм-аутом, я сразу сформулировала свой интуитивный ответ. Хотя я легко могла поставить себя на место того родителя — а кто не может? Родителям трудно! — но я также глубоко сопереживала ребенку. Должен быть способ лучше!

В 18 месяцев мою дочь обследовал педиатр. И я была удивлена, когда он сообщил мне: «Сейчас самое время оставлять ее одну в комнате, если она плохо себя ведет. Хотя бы на одну минуту. Если она не успокоится, увеличьте время». Я удивилась, но ничего не ответила. Мне хотелось узнать, как другие эксперты определяют оптимальное время для «тайм-аутов».

Я обратилась к всемирно известному доктору, профессору психиатрии в Университете Калифорнии Даниэлю Сигелю и его коллеге доктору Тине Пейн Брайсон. Они эксперты в области межличностной нейробиологии, и считают, что тайм-ауты часто делают детей более сердитыми. Они меньше способны контролировать себя и думать о своих проступках, так как сосредоточены на том, что родители их накажут.

Фактически это заставляет детей чувствовать себя отверженными, недостойными любви и по-настоящему испуганными. Частые тайм-ауты могут вызвать всеобщий страх отказа, и вот почему.

Маленькие дети всецело зависят от того, кто за ними ухаживает. Чтобы чувствовать себя в безопасности, им нужно знать, что о них будут заботиться и никогда не покинут. Если они чувствуют, что связь с родителем непрочна — а тайм-аут создает такое впечатление — им кажется, что на карту поставлена сама их жизнь. Конечно, родители не допустят, чтобы с их детьми что-то случилось — но дети этого не знают.

Возможно, вы решите, что вашего ребенка это не касается: вы много раз наказывали его таким образом, и ничего не случилось. Я готова в это поверить, но психиатры считают, что это плохой знак — если ребенок не выглядит обеспокоенным, когда его оставляют одного.

«В этом случае важно, чтобы родители наладили разрушенную связь и восстановили доверие ребенка, чтобы он снова стал способен выражать чувства боли или гнева», — говорит терапевт Сьюзен Стиффельман.

Эксперты рекомендуют родителям подумать о том, как такое наказание может повлиять на будущее ребенка. Лично я, несмотря на многолетнюю терапию, по‑прежнему страдаю от комплекса отличницы. Кроме того, если кто-то исчезает из моей жизни, я начинаю думать, что в этом моя вина, что я недостаточно привлекательна.

Итак, что мы можем сделать вместо того, чтобы оставить детей «прокричаться»?

Шаг №1. Будьте ему собеседником

Когда дети ведут себя плохо, мы должны реагировать, как при несчастном случае: в первую очередь помочь, а не судить. Представьте себе врача, который кричит на пьяного водители, получившего травмы в ДТП: «Я не собираюсь вам помогать, вы заслужили это! Нельзя было садиться за руль пьяным!»

Шаг №2: Подайте сигнал

Возможно, самое сложное, что вы должны сделать, когда у ребенка истерика — дать ему понять, что вы его все равно любите. «Я вижу, что тебе тяжело, и я хочу тебе помочь», — так ребенок увидит, что перед ним уверенный в себе, понимающий взрослый человек.

Шаг № 3: Успокойте

Прежде чем дети смогут подумать о своем поведении, они должны просто успокоиться. Каждый делает это по‑своему: одним помогает просто сигнал от родителя, что его видят и слышат, другим нужен физическим контакт, третьим — пространство, но чтобы мама или папа были рядом. Некоторым нужно как следует покричать, а другим — пососать пальцы или спрятаться под одеялом. Иногда можно помочь, просто произнеся вслух то, что ребенок чувствует: «Ты злишься, потому что ты устал».

Шаг № 4: Решите проблему творчески

Если дети не хотят спокойно вести себя в хорошем ресторане, предложите им раскраски или игрушки — а не угрожайте тайм-аутом. Или разрешите поиграть на улице, пока не принесут еду. Поменяйте тему разговора на интересную им. Или смиритесь с тем, что они еще слишком малы для этого места.

…Я понимаю всю привлекательность тайм-аутов. Но, к сожалению, они работают только в конкретный момент, а не решают проблему в целом. Люди сложны, каждый из нас уникален. Причина, по которой ребенок ведет себя так, а не иначе, может быть как очевидной (например, кто-то забрал его игрушку), так и более сложной. Возможно, папа уехал в командировку, и он по нему скучает, или ему не хватает общения с работающей мамой.

Воспитание — это не точная наука, а скорее искусство. Отнеситесь с уважением к чувствам ребенка, уважайте его как личность со своим собственным опытом. Хотя это и требует массы терпения, понимания и множества проб и ошибок».

Почему нельзя запрещать малышу расстраиваться и плакать: советы психологов

Большинство родителей переживает, когда их дети плачут, и поэтому стараются как можно быстрее устранить истерику любыми способами. Однако очень часто, устраняя детский плач, они тем самым вредят ребёнку. Чтобы понять, почему нельзя запрещать ребёнку плакать, следует ознакомиться с особенностями детского плача, а также с полезными советами психологов.

Читайте также:  Методы и формы воспитания младшего школьника

Причины детского плача

Дети плачут гораздо чаще, чем взрослые. И это — нормальное явление, ведь нервная система и психика ребёнка находятся в стадии формирования. Плач ребёнка может быть вызван тремя основными факторами:

  • эмоциональным напряжением, которое возникает в результате различных чувств:
    • обиды;
    • злости;
    • разочарования;
    • незащищённости;
  • физиологическими причинами. Например, ребёнок может плакать, если он заболел, испытывает голод, не выспался, упал и ударился;
  • поведенческими причинами, когда плач выступает в роли средства для «воспитания» родителей: ребёнок пытается таким образом манипулировать взрослыми и добиваться свой цели.

Почему ребёнку нельзя запрещать плакать

Можно выделить четыре основные причины, почему малышу нельзя запрещать плакать.

Причина 1: плач — способ снять эмоциональное напряжение

Если плач ребёнка вызван внутренними переживаниями, то запрещая плакать ребёнку, вы заставляете его подавлять в себе эмоциональное напряжение. Сдерживать негативные эмоции порой тяжело даже взрослому человеку, а для малыша это и вовсе непосильная задача. Следует понимать, что плач — действенный способ снять эмоциональное напряжение, избавиться от груза отрицательных переживаний, успокоиться и поднять настроение.

Плач, вызванный переживаниями и эмоциями, требует обязательного установления «виновника» негативного состояния ребёнка. После того, как ребёнок выплачется и успокоится, следует побеседовать с ним по душам и выяснить причину плача. Говорить с плачущим ребёнком абсолютно бесполезно. Во время плача организм переходит в боевой режим: у человека повышается давление, а также усиливается выработка кортизола — гормона стресса. В такой ситуации человек не может адекватно воспринимать слова окружающих. Важное правило для взрослого при разговоре с ребёнком — быть спокойным самому.

Спокойный и откровенный разговор родителей с малышом — оптимальный способ выяснить причину детского плача

Конечно, для того чтобы «вбирать» эмоции ребенка, «психологический контейнер» взрослого не должен быть переполненным. Родитель должен оставаться спокойным и доброжелательным. А это возможно только в том случае, если у него хватает собственных внутренних сил. Если по какой-то причине их недостаточно, то следует обратиться за помощью к другому взрослому, но ни в коем случае не «сливать» негатив на ребенка. Его психика просто не в состоянии переварить еще и родительские проблемы.

Психолог Наталья Гайджин

https://deti.mail.ru/article/pochemu-rebenku-obyazatelno-nuzhno-plakat/

Даже если вам кажется, что ребёнок плакал из-за пустяка, отнеситесь к проблеме ребёнка с пониманием. Ведь детское и взрослое восприятие мира сильно отличается. Особенно это касается детей со зрительным вектором, которым свойственны повышенная чувствительность и ранимость.

Жизненные ценности, тип мышления, поведение родного дитяти могут кардинальным образом отличаться от наших собственных. Так, например, рядовая потеря старой игрушки некоторыми родителями воспринимается как пустяк, слезы по поводу которой по меньшей мере — пустая трата времени. Для ребенка же, скажем, наделенного зрительным вектором, потеря игрушки — настоящая трагедия.

Ольга Князева, педагог-психолог

https://www.yburlan.ru/biblioteka/kak-otuchit-rebenka-plakat-po-lyubomu-povodu

Причина 2: ребёнок должен уметь плакать

Каждый человек в детстве должен научиться переживать негативные эмоции. Из детей, которым родители постоянно запрещали плакать, вырастают люди с психологическими проблемами. Такие взрослые не умеют расслабиться и при помощи плача снять эмоциональное напряжение. К тому же если человек не умеет грустить и плакать, то он также не способен полноценно радоваться. Жизнь без грустных и радостных эмоций неинтересна, уныла и обычно полна одиночества.

Если вы не умеете грустить и печалиться, то не сможете и в полной мере радоваться. Сдерживание эмоций требует колоссальных усилий, создает напряжение, отнимает множество внутренних ресурсов.

Психолог Наталья Гайджин

https://deti.mail.ru/article/pochemu-rebenku-obyazatelno-nuzhno-plakat/

Причина 3: игнорирование «манипуляционного» плача — средство воспитания ребёнка

Если плач ребёнка всего лишь манипуляция, при помощи которой он пытается управлять родителями или привлечь к себе их внимание, то запрещать ребёнку плакать тем более не рекомендуется.

Очень часто детская истерика — средство манипуляции родителями

Наиболее часто во время «манипуляционного» плача родители поступают двумя способами:

  • дают ребёнку желаемое;
  • прекращают истерику при помощи угроз.

В первом случае ребёнок почувствует, что он прав, и в итоге «манипуляционные» истерики станут более интенсивными. Во втором случае ребёнок или ответит взрослому ещё большей истерикой, или затихнет, но затаит в себе злость и обиду. Поэтому оба эти способа неверные и недейственные. Правильное поведение взрослых в такой ситуации — игнорирование плача ребёнка.

Ребенок всегда пробует расшатать ваши границы, проверить, что можно, а что нельзя. Но если вы дадите ему понять, что посредством истерики договориться с вами не удастся, то постепенно этот способ будет забыт.

Психолог Наталья Гайджин

https://deti.mail.ru/article/pochemu-rebenku-obyazatelno-nuzhno-plakat/

Регулярные угрозы в адрес плачущего ребёнка или физическое насилие — наихудшие способы воспитания. В результате такого поведения взрослых у детей формируются отрицательные черты характера: злость, жестокость, агрессивность.

Угроза — неприемлимый способ воздействия на плачущего ребёнка

Угрозы и манипулирование наподобие: «Не перестанешь плакать, я тебя здесь оставлю», «Хватит реветь, а то не куплю тебе шоколадку», а также прямое физическое насилие, наказание дополняют картину мер воздействия воспитателей для решения непростой задачи, как отучить ребенка плакать по любому поводу. Чаще всего родители добиваются своего: малыш перестает плакать, однако, за кулисами остается цена решения вопроса. Правда, ненадолго. Плачевные плоды своих ошибок воспитания мы пожнем обязательно, пусть и не догадываясь, что послужило первопричиной негативного жизненного сценария чада.

Ольга Князева, педагог-психолог

https://www.yburlan.ru/biblioteka/kak-otuchit-rebenka-plakat-po-lyubomu-povodu

Причина 4: в некоторых ситуациях плач полезен для детского организма

«Успокоительное» действие плача происходит в результате определённых физиологических процессов в организме. Во время плача лёгкие работают в усиленном режиме, что позволяет насытить внутренние органы кислородом. Таким образом организм быстрее справляется со стрессом, а также снижаются болевые ощущения: плач работает в качестве своеобразного анальгетика. Поэтому даже если плач ребёнка вызван плохим самочувствием или болевым синдромом, не стоит в панике прерывать этот процесс любой ценой. Конечно, речь не идёт о полном бездействии взрослых: патологические причины плача (высокую температуру, болевой синдром) следует устранять как можно быстрее. А вот переживать и паниковать по поводу самого плача абсолютно не стоит: он не навредит ребёнку, а поможет улучшить физическое состояние.

Плач способен не только снизить эмоционального напряжения, но и уменьшить болевой синдром

Видео: нельзя детям запрещать плакать

С какого возраста следует приучать ребёнка сдерживать свои эмоции

Приучать ребёнка сдерживать свои эмоции не стоит ни в каком возрасте. По мере взросления ребёнка его нервная система будет становиться всё крепче, а значит и плакать он станет значительно реже. При правильном поведении родителей «манипуляционные» истерики быстро исчезают. Плач, вызванный эмоциями или физиологическими факторами, вовсе не нуждается в коррекции. Плакать от боли или переживаний не стыдно ни взрослым, ни детям.

Плач ребёнка — абсолютно нормальное явление, которое не требует немедленного вмешательства со стороны родителей. Поэтому следует относиться к плачущему ребёнку спокойно и без лишних переживаний.

9 распространенных ошибок в воспитании детей, которые легко исправить

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Воспитание детей — одна из самых сложных работ и забот в мире. Несмотря на то, как сильно родители стараются быть идеальными, они все равно иногда совершают ошибки. Конечно, четкой инструкции по воспитанию не существует, ведь каждый ребенок уникален, как и его семья, однако есть довольно распространенные просчеты в поведении, которые родителям не мешало бы избегать. Стоит прислушаться к мнению опытных семейных экспертов, чтобы сделать своего ребенка более счастливым.

1. Век развитых технологий

Технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они не только помогают нам в решении повседневных задач, но зачастую становятся и источником отдыха, веселья, создания новых впечатлений. Однако не стоит позволять технологиям слишком глубоко проникать в свою жизнь. Когда дело доходит до проведения времени со своими детьми, смартфон, планшет и ноутбук нужно оставлять в стороне. Создавать совместные воспоминания лучше всего, занимаясь различными делами и общаясь друг с другом. Детям надолго запоминается, как они себя чувствовали, когда проводили время с близкими.

2. Чрезмерная опека

Важный элемент взросления — это понимание того, что все действия имеют свои последствия. Это помогает ребенку учиться и обретать свой опыт, когда он сам что-то решает и получает какой-то результат. Однако часто родители, которые стараются защитить своих детей, оберегают их от всяческих негативных последствий и самостоятельно решают проблемы. Самостоятельность не обретается моментально во взрослом возрасте, ведь это постепенный процесс, в котором обязательно должны осознаваться последствия своего выбора.

3. Собственный пример

Родители дают своим детям очень много советов, начиная с того, как лучше одеваться, общаться с окружением и заканчивая тем, какую профессию нужно выбирать в будущем. Однако эти советы будут не особо действенны, если ребенок не почувствует практической основы под ними. Родители должны демонстрировать все, что они советуют, через собственное поведение. Дети, зачастую, отражают поведение своих родителей больше, чем слушают то, что им говорят.

4. Качественно проведенное совместное время

Дети всегда мечтают о внимании родителей, даже если они этого не показывают. Семейные эксперты и психологи рекомендуют проводить в день хотя бы 10–20 минут качественного времени всей семьей. В этот период члены семьи должны уделять все свое внимание друг другу, не отвлекаясь на смартфоны, телевизоры или другие раздражающие факторы. Это позволяет детям понять, что они важны и что с ними приятно проводить время, а не только то, что родители их любят.

5. Невнимательность к своим желаниям

Одна из особо важных вещей, которую родители должны делать для хорошего воспитания своих детей — это составлять расписание для себя на каждый день. Такой подход позволяет избежать перегруженности и разочарования в связи с тем временем и силами, которые необходимо тратить на детей. На первый взгляд многим это может показаться нелогичным, но родители должны обязательно заботиться о себе и своем отдыхе, чтобы быть в хорошем расположении духа и лучше заботиться о других.

6. Навязывание своих целей

Родители хотят для своих детей только самого лучшего, однако они часто забывают, что «лучшее» для них не означает «лучшее» для их детей. Будь это увлечение спортом, внеклассные занятия, выбор друзей или общение в социальных сетях, родители могут стараться ненавязчиво подтолкнуть своих детей к тому, что они хотели бы сделать в молодости, вместо того, чтобы оставлять своим детям право выбора и собственных решений. Нельзя думать о детях, как о своем втором шансе воплотить что-то в жизнь, нужно позволять новому поколению идти своим путем.

7. Пренебрежение собственными отношениями

Дети — это очень важная составляющая семьи, но не вся семья. Поэтому, несмотря на них, нужно не забывать развивать свои отношения с партнером, вместо того, чтобы просто сосредоточиться на детях. Дополнительное внимание, которое получает ребенок, не идет ни в какое сравнение с тем эффектом, который он может получить благодаря здоровым родительским отношениям.

8. Относиться с вниманием

Любые родители должны прислушиваться к своим детям, вне зависимости от возраста. Для них очень важно знать, что они в любой момент могут высказаться и будут услышаны. Так дети чувствуют себя ценными. Если ребенка что-то действительно беспокоит, следует воспринимать это всерьез, какой бы глупой и банальной не казалась проблема.

Полезный совет от Novate.ru: Дети всегда должны чувствовать, что родители готовы их выслушать в любом случае. Это необходимо, чтобы они не стеснялись и не боялись обсуждать «сложные» темы, такие как жестокость, неправильное поведение, ошибки. В таком случае у родителей будет возможность помочь своему ребенку в трудную минуту.

9. Делать все для своих детей

Конечно, родители чувствуют ответственность за благополучие своего ребенка, но это не означает, что нужно удовлетворять любые их прихоти. Идеальное решение: помочь в обретении каких-либо желаний, иногда выполнять просьбы и учить ребенка признательности. Благодарность дети будут чувствовать только тогда, когда понимают, сколько усилий требует выполнение их желаний.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию