Работа с родителями: нравственное воспитание, его задачи и методы

” Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников “

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса позволяет решать задачи ФГОС ДО.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения.

Именно поточу, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно- нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.

Цель работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьёй, социально-педагогическая поддержка становления и развития детей.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.

3. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.

4. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность духовно-нравственному воспитанию детей.

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом.

В последнее время появился термин «новый патриотизм»,который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье ,дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей , в которой он нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям.» Духовно-нравственное воспитание в д/саду – это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели воспитания чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по духовно – нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование, чувство любви к своему Отечеству.

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя членом семейного сообщества. И именно в семье, родителям надо начинать формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в д/саду, своим близким. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формировать представления о России, как о родной стране.

Молодые родители не задумываются о воспитании гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. А некоторые родители не знают с чего начать и не имеют знаний по этому вопросу. Поэтому мы воспитатели помогаем им в решении этих задач. И используем разные формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма:

1.На родительских собраниях направляем мысли родителей на то, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.

2.На собраниях стараемся разнообразить формы общения с родителями – проводим игры. Например «Слово – эстафета». Чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей. Читаю небольшие рассказы, которые помогают родителям поступать с учётом нравственных норм. Проводим беседы, консультации перед праздниками (День защитников Отечества, День Победы и др.).Предлагаем родителям рассказывать о подвигах русских солдат, рассматривали ордена, читали книги раскрывающие красоту человеческих поступков, рассказывали о своём труде. Оформляем доски для родителей, вывешиваем плакаты, поздравительные открытки, информацию о праздниках.

3. Советуем родителям тематику прогулок по родному городу. Среди них: посещение Кремля, парка культуры, стадионов, музеев, мест связанных с жизнью великих людей и земляков. Просим родителей нарисовать, как провели выходные дни или принести фото посещения интересных мест. Начали оформлять альбом «Любимые места Нижнего Новгорода»

4.Я как воспитатель, раскрываю перед родителями ценность и необходимость участия ребёнка в труде взрослых на общее благо: почистить снег на участке в д/саду вместе с папой, отремонтировать стулья, сделать кормушку для птиц и повесить её на участке. Пусть участие ребёнка будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном для формирования активной жизненной позиции будущего гражданина. Беседы о красоте, учат ценить красоту.

5.Особого внимания в работе с родителями требует тема «Родная природа». Делали стенды, посвященные ознакомлению детей с родной природой на темы: «Воскресные прогулки в природу», «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребёнка», «Кто любит природу и заботится о ней, тот любит свою родину». Устраиваем выставки поделок детей и родителей «Природа и фантазия», «Осенняя ярмарка», «Зимняя сказка», «Чудеса с обычной грядки», «Осенних листьев хоровод». Предлагаем делать сезонные букеты – икебаны. Обращаем внимание родителей, чтобы они помогали детям видеть красоту по всюду: в природе, явлениях природы, поступках, картинках. Беседы о красоте учат ценить красоту и избегать безобразия.

6.Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в воспитании духовно – нравственных чувств отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.В группе мы сделали альбомы: «По следам любимых сказок», «Пословицы о труде», «Пословицы о семье», «Старинная пословица не мимо молвится», «Пословицы о дружбе».Родители читали детям сказки, выбирали любимую и рисовали в альбоме рисунки. Предлагали родителям познакомиться с пословицами о труде, семье и дружбе. Пословицы – выражение народной мудрости. Они знакомят с жизненным опытом человечества. Опыт, который пригодится на долгом жизненном пути каждому ребёнку. Выбрать одну из них, выучить с ребёнком и зарисовать в альбоме. Я советовала родителям приобрести диски с любимыми детскими песнями ,народными песнями и мелодиями классической музыки. С помощью родителей собрали небольшую фонотеку. Родители помогли в оформлении музыкального уголка народными инструментами: сделали макет балалайки, принесли деревянные ложки. Вывешивали в раздевалке отксеренные пословицы, афоризмы, пословицы о воспитании детей, о ценности семьи, книг, дружбы. Оформили папку «Народные пословицы».

7.Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка. Предлагаю родителям почитать книги по нравственному воспитанию Воронковой Л.Ф., Чуковского К.И., Бианки В.В., Маршака С.Я., Акима Я.Л., Успенского Э.Н. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, приглашаем на них родителей, например: осенняя ярмарка, новогодний праздник, рождественские колядки, День защитника Отечества, «Встреча весны» – фольклорный праздник, масленичная олимпиада, день Победы, день защиты детей, день Отца. Готовимся провести праздник в группе «Сказка в гости приходит».В котором будут участвовать родители и дети.

8.Наши родители являются активными участниками конкурсов разного уровня, например: Епархиальный конкурс «Мамочка – мой ангел». Областной конкурс «Четыре с хвостиком». Наши участники были награждены грамотами и дипломами.

9.Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают знания о культуре и предметах народно – прикладного творчества. С помощью родителей, мы делаем в группе папки с демонстрационным материалом «Знакомство детей с музыкальными инструментами», «Защитники Родины в народных сказках и былинах», «Знакомство детей с предметами русского быта», «Знакомство детей с народными пословицами», «Знакомство детей с народными промыслами».Обращаю внимание родителей, что при воспитании у дошкольников уважения к окружающим людям, любви к родителям, семье, интереса к окружающей жизни, мы способствуем формированию таких сложных чувств, как любовь к родному краю, к своей стране. Углубить эти чувства помогают – художественное слово – стихи, рассказы о маме и папе, природе, песни, рисование портретов родителей, приготовление подарков для них к праздникам. Составили с родителями папку «О семьях нашей группы»: семья, девиз семьи, любимые занятия.

«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Ольга Кузнецова
«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему у миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.

Наши цели с родителями

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры,

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями использует следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения воспитателем рассказов;

экскурсий в картинную галерею;

показа сказок (воспитателем, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы воспитателя, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям;

разбора житейских ситуаций;

проведения спортивных досугов, конкурсов;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить для кукол одежду

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздники, провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основное внимание в подготовительной к школе группе №1уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

индивидуальные консультации специалистов;(психолог)

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

визиты домой; (Айла Д.)

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные нужды)

.Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

совместные с родителями досуги

Беседы о русских композиторах

Изготовление игрушек на елку

Развлечение для пап

«Богатырская сила» 1. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Совместно с родителями духовно-нравственного воспитания мы ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком открытости его к добру,

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

Читайте также:  Как определить уровень познавательного развития ребенка

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому, же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Для более удобного рассмотрения психологических особенностей следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т. д., психология рассматривает два основных блока: психология познавательной сферы (познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация). Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. При этом непроизвольность в большей степени присуща всем познавательным процессам, что, конечно же, создает определенные проблемы в обучении.

Не только познавательная сфера детей 6-го возраста создает дополнительные трудности в обучении, но и особенности личности. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям воспитателя. Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки.

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель, говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть воспитанников, становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. Воспитатель должен учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в группе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Занятие из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения — требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т. п.

Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т. к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятие элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен — он недопустим.

«Что такое жертвенность?» Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Что такое жертвенность?»(Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы) Задачи: Приобщать детей к общечеловеческой.

Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Активизировать.

Доклад к педагогическому совету «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

«Вифлеемская звезда». Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Скоро праздник – «Пресветлое Рождество Христово». Вифлеемская звезда».Воспитатель МБДОУ ЦРР – д/сад №25 «Пчёлка» г. Смоленска Конашенкова.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Притча для детей о милосердии» Пятая заповедь Блаженства. «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с притчей монаха Варнавы (Евгения.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей Цель. Учить размышлять над нравственной сутью поступков, видеть вокруг себя красоту, любить и защищать её; пробуждать добрые чувства, желание.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по духовно нравственному воспитанию детей Тема: «Загляни в свое сердце» Цель: Познакомить детей с понятием «счастье»; побуждать детей к проявлению внимания и заботы о друге, показать.

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию детей и ознакомлению с основами православной культуры Тема: «Сострадание. Милосердие. Пример в милосердных делах и поступках святителя Николая Чудотворца». Цель: Формировать у детей интерес.

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 лет Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Автор: Кочетова Ольга Александровна,.

Цели и задачи нравственного воспитания

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

Содержание воспитания

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание – это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление – движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения

Дисциплинированность – характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения – категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:

  • культуру речи и общения;
  • бытовую культуру;
  • культуру внешнего вида.

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

  • каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
  • метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
  • для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
  • метод не должен быть шаблонным;
  • применение метода должно быть тактично и опосредованно;
  • при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
  • важно предвидеть ожидаемые результаты;
  • все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Нравственность в дошкольном возрасте

Ранее мы уже писали о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

  • формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;
  • привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;
  • закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

При осуществлении воспитания в дошкольных учреждениях для решения поставленных задач важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности, формирование у дошкольников положительных реакций на все положительные моменты жизни воспитательного учреждения.

Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьей и коллективом. Если в учреждении образования ребенку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то скорее всего ребенок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.

Читайте также:  Что подарить крестнику: советы

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

Дата публикации: 07.08.2017 2017-08-07

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Агафонова В. А. Работа с родителями в области нравственного воспитания детей // Молодой ученый. — 2017. — №31. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/archive/165/45280/ (дата обращения: 28.02.2020).

Нравственное развитие предполагает обретение ребенком устойчивых навыков в различении добра и зла, прекрасного и безобразного, сознательное приложение усилий по сохранению, совершенствованию и созиданию окружающего мира — материальных и духовных ценностей, составляющих человеческую культуру. Именно эта область личностного развития предоставляет маленькому человеку возможность выстраивать свою жизненную стратегию с учетом ясных духовно-нравственных ориентиров.

На нравственное формирование личности ребенка непосредственное влияние оказывает окружающая среда. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения — есть фундамент нравственных идеалов детей, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. В то же время семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку опыта эмоциональных и партнерских отношений между людьми, в идеале — опыта нравственной воспитанности.

Семья — это концентрация любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита. Это самое дорогое и важное, что у него есть. Она раскрывает человеку смысл жизни, порождает в душе лучшие, высокие чувства — любовь, долг, стыд, ответственность. В то же время семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки взаимоотношения с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, весь уклад жизни, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения, предоставляет критерии оценки достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. А это возможно только через другого человека, партнера по общению, прежде всего, через родителей.

Известно, что не каждая семья может считаться идеальной с позиций нравственных норм, следуя которым живёт общность людей. Но несмотря на все трудности, только семья является хранителем нравственности, физического и психического здоровья людей. Чем больше у каждой семьи будет возможностей выбора стиля жизни, гармонии в отношениях супругов, родителей и детей, равенства ее членов, тем стабильнее будет общество в целом, и счастливее каждый человек в отдельности.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, часто осуществляют нравственное воспитание интуитивно. Все это, как правило, не приносит желаемых результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная психолого-педагогическая помощь. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему нравственного развития личности школьника.

Нравственное воспитание неотделимо от личности отца и матери, оно содержит в себе умение родителей вести детей за собой. Родители воздействуют на детей, формирование их характера и поведения на основе своего примера и авторитета, за которыми стоит, прежде всего, их собственный образ жизни. На их авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы и не завоевывается страхом или увещеваниями, он основывается на любви и привязанности к своему ребенку.

В нравственном воспитании младших школьников выделяют две основные группы задач: формирование его механизмов — представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и соблюдения норм, практики поведения. Формирование любого компонента предполагает его влияние на другие.

Вторая группа задач нравственного развития отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными в данный момент времени качествами. Эта группа носит подвижный характер. На ее содержание влияет исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, конкретные условия жизни.

Таким образом вырисовывается механизм формирования нравственных качеств. По Т. А. Куликовой он выглядит следующим образом:

Знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственные качества.

Как известно, знания и чувства порождают у детей потребность в их практическом применении. Из этого складывается поведение и поступки.

Саморегуляция поведения может быть, как преднамеренной, то есть произвольной, так и непроизвольной. В первом случае ребенок сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. Во втором — поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него более сильны, чем все остальные побуждения.

Формирование нравственных качеств осуществляется с помощью определенных средств: художественных; воздействия природы; игры и игровой, трудовой и учебной деятельности; атмосферы, царящей в окружающей среде.

Первая группа средств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство и т. п. способствует эмоциональной окраске познаваемых морально-нравственных явлений.

Воздействие природы на чувства, желание человека заботиться о более слабых, тех, кто нуждается в поддержке, пропитанных доброжелательностью и гуманностью или жестокостью и безнравственностью, любовью или ненавистью, очевидно.

Третья группа средств сказывается на воспитании нравственного поведения, проявления себя в разных поступках.

Четвертая группа — окружающая ребенка среда активизирует весь механизм нравственного воспитания, влияет на формирование тех или других нравственных качеств.

На основании сказанного можно утверждать, что нравственное воспитание ребенка является процессом целостным, многосторонним, исключительно сложным, теснейшим образом, связанным с совершенствованием педагогического мастерства родителей. Поэтому необходимо оказывать методическую помощь родителям в решении данной проблемы.

Для целенаправленного процесса нравственного воспитания детей родители должны, во-первых, иметь ясное представление о нравственной воспитанности. Во-вторых, уметь общаться со своим ребенком по вопросам проявления нравственных качеств и достойного поведения. В-третьих, практически овладеть инструментами воздействия на своего ребенка.

В ходе нашего исследования работа с родителями строилась на принципах сотрудничества:

‒ активное включение родителей в педагогическую деятельность;

‒ осознание цели деятельности каждым участником процесса;

‒ четкое распределение и кооперация труда между его участниками;

‒ личный контакт между участниками процесса с обменом информации, взаимной помощью и самоконтролем.

Заметим, в педагогике на протяжении многих лет ее существования сложились формы сотрудничества с родителями обучающихся детей. К ним относятся: родительские собрания; день Открытых дверей; индивидуальные беседы.

В нашей работе выявлен ряд нетрадиционных форм работы с родителями, конкретно в процессе нравственного воспитания младших школьников:

«Видеосалон» об опыте работы с одаренными детьми.

«Школа работы с детьми с ОВЗ»

Журнал для родителей «Мы и наши дети»

«Уголок художественной культуры»

«Инновационный проект «Папа, мама, я — дружная семья»

«Групповой тренинг», в котором участвуют оба родителя, поскольку решаются проблемные вопросы.

«Родительский ринг» — одна из дискуссионных форм работы.

Целенаправленная работа родителей по развитию нравственной воспитанности своих детей привела к значительному увеличению их количества. Младшие школьники научились проявлять лучшие нравственные качества: доброжелательность, эмпатию, чуткость, внимательное отношение к окружающим людям, заботу о животных и растениях, поведение детей стало позитивным.

Итак, Общество нуждается в широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только глубокими знаниями, но и нравственными чертами личности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных качествах личности, в отношениях, в деятельности в общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданиям, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания, способностью судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных норм наблюдается у личности и тем выше оценка ее нравственности со стороны окружающих.

Кропотливая работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: они постепенно становятся не только первыми помощниками учителя, но еще и активными участниками процесса воспитания. Это не гости, а равноправные члены классного коллектива, с большим желанием идущие в школу, живущие жизнью своих детей.

Главную роль в осуществлении важной задачи — нравственного воспитания младших школьников призвано сыграть взаимодействие и сотрудничество школы, семьи и общественности. Поэтому в деле формирования личности учащихся, в их нравственном воспитании необходимо согласованное педагогическое взаимодействие этих трех институтов.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, раскрытия ее нравственного потенциала.

  1. Колокольцева М. А. Психологический механизм воспитания нравственных чувств младших школьников // Вестник Пятигорского лингвистического университета: науч. журн. 2010. № 4.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание, 2000.
  3. Сатарова Л. А. Нетрадиционный взгляд на традиционный инновационный процесс в образовании. Издательский дом «Астраханский университет». 2014г

Организация работы с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот
моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется
и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС.

Эффективность современного воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Современным родителям необходима помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение педагогического уровня культуры родителей. И одной из основных форм работы по педагогическому просвещению является родительское собрание. (Приложение 1)

Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы в рамках духовно- нравственного воспитания.

Задачи:

  • Изучить литературу по проблеме.
  • Раскрыть сущность основных понятий.
  • Разработать и провести собрание.

1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
– перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
– целостность направления;
– система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
– просветительная работа среди родителей;
– интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно-нраственное воспитание-сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
– умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
– владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;
– обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
– любящий свою семью, свой край, свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности общества;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
– выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся начальных классов:

Направления

Базовые нравственные ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Читайте также:  Психологическое воспитание дошкольника - задачи родителей

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе.

2. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями школьника

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Система работы педагога с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
– дни открытых дверей;
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
– шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:
– участие родителей класса в работе совета школы;
– участие родителей класса в работе родительского комитета;
– участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

3. Виды и формы проведения родительских собраний в начальной школе.

Главное назначение родительского собрания – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
  • психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
  • совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:
– организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу),
– собрания по плану психолого-педагогического просвещения,
– тематические,
– собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
– итоговые (четвертные) и т.д.

Можно выделить следующие формы родительских собраний:

  1. Собрание – беседа. (Приложение 7)
  2. Собрание- лекторий (Приложение 4)
  3. Собрание -дискуссия. (Приложение 5)
  4. Круглый стол.
  5. Собрание – конференция.
  6. Пресс-конференция.
  7. Собрание-семинар (семинар-практикум)
  8. Собрание-тренинг.
  9. Собрание организационно – деятельностная игра. (Приложение 6)
  10. Педагогическая мастерская.
  11. Собрание-конкурс. (Приложение 3)
  12. Собрание-презентация.
  13. Устный журнал.
  14. Вечер вопросов и ответов.
  15. Родительский ринг
  16. Интеллектуальный марафон.
  17. Ток-шоу.
  18. Гостиная (Приложение 2)
  19. Кафе.
  20. Собрание в письменной форме.
  21. Родительское собрание на дому.
  22. Комбинированная форма.

2.2 Этапы проведения родительского собрания в начальной школе.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Работа с родителями: нравственное воспитание, его задачи и методы

Автор: Бадаева Ольга Очировна

Организация: МБОУ «СОШ с.Восток» МО «Енотаевский район»

Населенный пункт: Астраханская область, с.Восток

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме..

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения форм и методов работы с детьми и родителями.

Для того, чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом рекомендуем ввести в «жизнь» группы разнообразные обычаи:

  • утро радостных встреч ( после выходных, болезни)
  • встречаем гостей
  • походы к друзьям
  • веселые выходные
  • моя семья(составление семейных альбомов)

Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в детском саду, можно использовать следующие методы:

1.Беседа . Беседуя с детьми ,воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса дают ребятам высказаться .Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают. что знают из личного опыта. В группе с детьми рекомендуется проводить этические беседы (плановые, групповые, индивидуальные). Например: « из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей формируются представления о нравственных качествах человека: доброта ,скромность, смелость. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать , что можно ,а что нельзя ,что хорошо , а что плохо.

Рекомендуется проводить беседы: «Будь всегда вежливым» , «Что хорошо ,а что плохо и почему» , «Ваши добрые поступки» , «Чем можно порадовать маму» , «Умеешь ли ты дружить?», «Кто называется смелым» и тд.

2.Чтение и анализ художественных произведений. Например, Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятием создают стихи, загадки, песни , включенные как в основную часть ,так и в дополнительную работу с детьми.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других ,чем свои собственные. Для всестороннего развития личности надо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки детских работ.

3.Игра. Известно , что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми используются игры-упражнения, игры –инсценировки, игры- сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игр можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого- средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего -школой развития нравственных чувств,гуманных отношений со сверстниками. Можно проводить такие игры и упражнения:

1. направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей ( Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови друзей»,Волшебный стульчик», «Подарок другу»).

2. направленные на развитие эмоциональной осведомленности : («Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты»).

3.направленные на овладение детьми невербальных средств общения: «Угадай кто я» , «Зоопарк» , «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»

4.направленные на овладение детьми правилами пользования речью в различных социальных ситуациях : «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой общаются»

4.Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе игр, занятий , труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом ,мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания , совместная деятельность(раскрашивание, лепка, конструирование…), выслушивание, смех над шутками ребенка-все это оказывает положительное влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю эту работу по развитию у дошкольников нравственных качеств следует вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, проводить консультации об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов , обучать самих родителей приемам. С целью установления тесных контактов с семьей .для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно использовать следующие методы:

Общие и групповые родительские собрания

Посещение педагогом семей своих воспитанников

Дни открытых дверей

Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений

5. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.

6. Анкетирование педагогов.

7. Анкетирование родителей.

8. Анализ уровня духовно – нравственного развития детей.

9.Семинары – практикумы – помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей НОД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; смотры –конкурсы; мастер – классы.

В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.

Широко используются следующие направления работы с детьми: тематическая НОД по ООП, беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.

Данные формы и методы работы с детьми по нравственному воспитанию позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, учат навыкам жизни среди людей и навыкам общения с ними.

  1. «Планирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф Андреева, 2005 год.
  2. «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников» .Автор: Маханева М.Д . Издатель : М .: Т.Ц СФЕРА
  3. Нравственное воспитание в детском саду (2-7 лет). Программа и методические рекомендации .Автор : В.И Петрова ,Т.Д Стульник , произв./изд.Мозаика –Синтез.

Ссылка на основную публикацию