Семейное воспитание: главные вопросы для детей 6 лет

12 важных вопросов о воспитании детей

После публикации на портале Мираман интервью с психологом Ириной Млодик, многие родители обратились к нам с вопросами о том, как найти общий язык с ребенком. Мы передали их Ирине, по каждому из них она дала практический совет.

Родительская власть

— Как сдержать свой гнев, когда ребенок вредничает, когда специально улыбаясь, не выполняет просьбы? Как добиться того, чтобы ребенок прислушивался ко мне?

— Если ребенок не выполняет ваши просьбы, то это означает: вы либо не ощущаете и не транслируете ребенку вашу родительскую власть, и он ощущает родительское бессилие, либо то, что он делает, или его нежелание ему очень важны.

И если ситуация не критична, то можно поинтересоваться, почему ребенок не делает то, о чем вы просите, попробовать договориться, если его причины такие же веские, как и ваши. Если ситуация критичная (касается жизни и здоровья), то нужно быть твердым. Власть — это не то, что вы показываете, это то, что у вас должно быть внутри. Это родительская убежденность и ответственность, готовность сделать все, чтобы ребенок вас послушал, потому что это необходимо.

Когда дом полон гостей

— Как останавливать ребенка, когда он переигрывает на публике, при гостях, когда начинает воображать и капризничать? И есть ли смысл пытаться уложить ребенка спать, когда в доме гости?

— Дети часто переигрывают, когда им недостаточно внимания. Вы переключаетесь на гостей, ребенок лишается вашего внимания и пытается его привлечь. Уложить спать часто не получается по той же причине — ребенок хочет вернуть внимание родителей, а не спать. А попытку уложить в постель воспринимает как его отвержение, изгнание. Зовите тех гостей, которые будут сами уделять хоть немного внимания вашему ребенку, уделяйте его сами, в конце концов, купите ребенку интересную игру или раскраску, чтобы ему было, чем заняться, пока вы заняты гостями.

Как проучить малыша

— Мой ребенок (два с половиной года) часто спорит со мной или игнорирует, не реагирует на просьбы и уговоры. Иногда мне не хватает терпения, и я наказываю его ремнем. Мне бы очень хотелось уйти от этого. Но я не знаю, как…

— На этот вопрос мне трудно ответить, потому что я считаю, что наказания — это признак родительского бессилия, невозможность быть авторитетным. Почему же дети должны быть за это наказаны?

Я считаю, что ребенок может и должен учиться нести ответственность за свои ошибки и промахи (мы можем учить ребенка их анализировать, исправлять, возмещать ущерб, если он кому-то нанесен). Важно также уметь ставить границы, говорить «стоп», договариваться. Не получается? Это сложность родителя.

Советую вам походить к психологу и с его помощью разобраться: как так получается, что вы — взрослая женщина не может управиться с малышом.

Под этой невозможностью часто лежат последствия собственного детства и прошлых моделей воспитания самой мамы. Наказание — это роспись в невозможности взять родительскую власть, перенос родительской ответственности на ребенка. В редких случаях такое непослушание — это психиатрические нарушения, тогда малыша стоит показать психиатру.

Материнская вина

— В детстве мама часто оставляла меня с бабушкой, одно время я даже жила с ней, а родители отдельно с моим братом. Перенесла это очень тяжело и теперь боюсь лишний раз оставить свою дочь с бабушкой. Боюсь, что она подумает, что я ее бросаю и недостаточно люблю. Как с этим справиться?

— Вам стоит проработать свою собственную детскую травму. Если вы оставляете свою дочь с бабушкой и говорите ей, что вам нужно куда-то уехать или уйти, что вы ее любите и тогда-то вернетесь, то это одна история. Но вас, судя по всему, травмировал не факт жизни у бабушки, а то, что родители жили с братом, а вас выселяли. Это была несправедливая ситуация, вы могли ощущать себя отвергнутым ребенком, лишенным права жить с родителями, в отличие от брата. И это, конечно, значительно более травматично.

Проработать это стоит для того, чтобы в вас не было столько материнской вины (не нужной ни вам, ни вашему ребенку), когда вы принимаете какое-то важное родительское решение, например, оставляете дочку у бабушки.

Нежелание говорить

— Моей девочке 4 года. Когда я спрашиваю, о том, что было в садике или что с папой делали днем/вчера/что кушала, она отвечает: «Не помню». Это нормально или у ребенка что-то с памятью?

— Совершенно не факт, что это про сложности с памятью. Возможно, это про нежелание говорить. А вот почему не хочется рассказывать, это уже вопрос для исследования. Ей скучно об этом говорить, она не чувствует доверия, безопасности и живого интереса, или когда-то рассказывала и получила в ответ неадекватную рассказу вашу реакцию? Присмотритесь к ребенку, может быть, тогда станет понятнее.

Самостоятельный сон

— Есть ли какой-нибудь способ научить ребенка засыпать самостоятельно с младенчества? Сейчас перед сном носим на ручках, поем колыбельные.

— Большинство детей любят засыпать в компании с мамой или своими близкими. Ночь для них — небезопасное время. Если ребенок растет чувствительным, тревожным, болеет, напуган, напряжен, или в его маленькой жизни уже был покинут важными членами семьи, то он, конечно, не будет любить засыпать в одиночестве.

Если ребенок не любит спать один с самого начала, то момент отвыкания будет, конечно, непростой, потому что у него есть потребность в близости, и это не является каким-то отклонением от нормы. Чуть подрастет, можно ему класть в кроватку его любимые игрушки, включать ночник, выработать процедуру: почитаем одну сказку и спать. Постепенно процедуру можно сокращать, вводить новые ритуалы и правила, говоря о том, что он подрос и теперь будет немножко по-другому.

Рядом с мамой

— До какого возраста ребенок должен спать с мамой, и как потом отучить от этого ребенка?

— Вообще желательно, чтобы малыш спал в своей кроватке: и у матери сон глубже (к тому же, в это время она может быть с отцом ребенка), и ребенок, спя в кровати, ощущает свое место. Отучать сложнее. Делать это нужно постепенно: показывать ребенку, что он уже вырос до своей кроватки. Но часто это и вопрос готовности матери отпустить. Если она готова и тверда, то все процессы по разъединению протекают быстрее и проще. Если мама колеблется, виноватится, сомневается, то и ребенок больше протестует, цепляется.

Надо уметь проигрывать

— Мой ребенок (4 года), катастрофически не хочет и не умеет принимать поражения. Даже в любой игре: хоть настольной, хоть живой, — не сдается, и после проигрыша начинается истерика. Что это значит? Как ребенку дать понять, что жизнь состоит не только из побед? Разговоры и убеждения слушать не желает.

— Дайте ему попереживать. Очень естественно переживать поражение со слезами, криками. Ребенок маленький, эмоции у него сильные, разделите его чувства, проигрывать — это обидно. Со временем научится получать удовольствие и от самой игры. А пока совершенно естественно расстраиваться. К тому же, он расстраивается еще и от того, что вы его не можете понять и разделить с ним его чувства.

Не любим гулять

— Мой ребенок (3 мес.) не любит гулять! На улице начинает плакать, кричать до истерики. На ручках успокаивается или засыпает, в коляске опять просыпается и кричит. Такое с рождения. Пробую: открывать верх люльки, вешаю мобили, катаю, стою на месте, разговариваю, играю. На улицу выходим всегда через 30 мин после еды. Подскажите, в чем может быть проблема?

— Сложно сказать. Возможно, когда он спал один или в коляске, его что-то напугало, он вдруг не увидел маму или что-то еще. Может быть, в коляске ему неудобно, свет не тот, положение не нравится (например, ребенок не любить спать на спине), маму не так видно, не из того ракурса.

Крики по ночам

— Нашему сыну 1,3 года, нас волнует ночной сон: частые пробуждения, крики, беспрестанные кручения по кровати (засыпает с одной стороны, просыпается в другой), садится на кровать с закрытыми глазами и плачет. Может ли это быть связано с родовыми травмами: быстрые роды, кефалогематома, перелом ключицы? Как сказываются родовые травмы на дальнейшее поведение ребенка?

— Конечно, травмы могут сказываться и эмоционально и физически. Если есть хороший детский остеопат, можно к нему отвести, чтобы он посмотрел, нет ли каких-то серьезных зажимов телесных, напряжений, которые остались в теле и мучают ребенка, особенно, когда ему хочется расслабиться, уснуть.

Возможно, ему снится что-то страшное, эмоционально «переваривается» ситуация родов. Пока маленький и не говорит, узнать об этом трудно. Родителям тоже стоит себя проверить на излишнюю тревогу или стресс — часто ребенок проживает их за родителей, особенно за маму.

Когда малыш дерется

— Сыну 2 года. Стоит только сказать то, что ему не нравится или он не хочет выполнять (например, прошу убрать за собой игрушки), ребенок сразу бросается в драку. Сначала ничего страшного в этом не видела (началось это несколько месяцев назад), сейчас стала воспитывать (где по попке шлепну, где нахмурюсь на него), но он не уступает мне: я его по попе — он мне игрушкой, я голос повышу, а он сбегает швабру возьмет и на меня замахивается… Сейчас пошли в сад, в воспитателей, когда те строжатся, сын тычет пальцем. Как усмирить пыл? И стоит ли вообще успокаивать, или нужно принять такое поведения и понять, что он просто не дает себя в обиду?

— Я против того, чтобы «лечить» насилие насилием. Одно дело — эмоционально показывать ребенку, что вы недовольны тем, как он поступает, другое — шлепать его. Вы показываете сыну модель: что вы делаете, когда кто-то не повинуется. И он вас «слушается», и перенимает ее: когда ребенку не повинуетесь вы или воспитатели, он делает тоже самое — готов вам физически ответить.

Важно не причинять насилие в ответ, а останавливать ставить ему границу, говорить: «Я не разрешаю тебе себя бить!» «Меня быть нельзя!». И, если он все же попытается это сделать, останавливать физически — держать за руки. Ваша задача — показать, что вы готовы останавливать его насилие. А не отвечать тем же.

Каприз или испуг

— Моя дочь (сейчас ей шесть с половиной лет) пережила травму — ее укусила собака в лицо. Было сделано несколько операций под общим наркозом с периодичностью в несколько лет (с 3-х до 5-ти лет). Одно время дочь боялась темноты, потому что была напугана в темном помещении. Какой-то период отказывалась идти в туалет из страха. Может ли все это стать причиной того, что до сих пор не удается приучить ребенка ночью самой ходить в туалет? Стараюсь поднимать её в одно и тоже время и водить. Бывает, что дочь сама поднимается и бежит в туалет, но иногда писается в постель…

— Энурез часто является последствие избыточного напряжения ребенка днем, тогда ночью сон может быть очень глубоким и пропускаются позывы в туалет.

Часто это связано с какой-то семейной проблемой, но какой именно — это требует исследования, потому что дети часто своими симптомами проявляют какую-то сложность в семейной системе.

В любом случае, ребенок, который капризничает или не может справиться с самоконтролем, да еще и получивший такие серьезные психотравмы, должен получать помощь у психолога. У девочки может не быть расстройств (психиатрических), но психологические проблемы, очевидно, есть, и с ними стоило бы разобраться.

Остались вопросы? Пишите их в комментариях. Мы обязательно передадим их специалисту.

Текст: Алёна Сучкова
Фото: shutterstock

Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста»

Наталья Дудкина
Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста»

Семейное воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же стиль поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Читайте также:  Что будет, если не тратить время на общение с детьми: последствия

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 стиля семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого стиля взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей, так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, с раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе; после же того, как ребенок “встанет на ноги”, практически всякая забота о нем прекращается).

Сотрудничество как стиль взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим стилем взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Известный психолог Геодокян В. А. выделяет 4 стиля неправильного воспитания в семье: неприятие, гиперсоциальный, тревожно-мнительный и эгоцентрический стиль.

Неприятие ребёнка такого, какой он есть. Бывает первичное (складывается до появления ребёнка, и вторичное (после рождения ребёнка). Часто встречается неосознаваемый мотив по отношению к ребёнку, разводом.

Родители начинают меньше общаться с ребёнком, появляется жёсткость поведения.

Дети также осознают это неприятие, и в ответ у них возникает неприятие к родителям. Темперамент при этом стиле воспитания может полностью или частично подавляться. Отсутствие нелюбви со стороны родителей компенсируется эгоизмом, появляется жадность, жестокость, агрессия. Упорство холерика превращается в упрямство, живость сангвиника в неустойчивость характера, неспешность флегматика в бездействие, пассивность, нерешительность. Если темперамент полностью ломается, то появляются черты меланхолического поведения.

Выход из этой ситуации – найти в ребёнке что-то хорошее и показать это родителям.

Гиперсоциальный стиль воспитания.

Ориентация «так должно быть». Воспитание проходит по правилу, на «должном уровне». Ребёнка кормят по часам, не берут на руки. Очень ясно прививаются социальные устои общества, и за это сильно наказывают. В жизни таких детей всё строго регламентировано. Темперамент также подавляется, а особенно сангвинистический. У холериков и флегматиков заостряются элементы упорства. Появляются эгоистические черты.

Тревожно-мнительный стиль воспитания.

С появлением ребёнка на свет возникает тревога за его жизнь. Это опасение передаётся и самому ребёнку. При плохой погоде ребёнка кутают, остерегают, не пускают гулять. У холерика и сангвиника притупляется активность, т. к. появляется страх за эту активность, исчезает самоуверенность. У холерика обостряется тенденция к осторожности, пугливости, которая мешает ему добиться цели. Данная аномалия воспитания несёт в себе возможность формирования комплекса неполноценности, появляются трудности в общении. Такой ребенок очень чувствителен к переменам, он их боится. В результате может развиваться меланхолический тип воспитания.

Эгоцентрический стиль воспитания.

Наблюдается в семьях с недостаточным уровнем ответственности за будущее ребёнка. Ему даётся представление, что он «кумир в семье». Интересы окружающих игнорируются, малейшая прихоть ребёнка удовлетворяется, нет никаких ограничений, отсутствует слово «нельзя». В садике для такого ребёнка это является главной проблемой. Такой ребёнок расторможен, агрессивен, не может ждать своей очереди, везде старается быть первым. У холерика заостряется агрессивность. Его упорство перерастает в упрямство и превращается в черту характера. Целеустремлённость превращается в настырную требовательность. У сангвиников быстрота перестраивается в расторможенность, а острословие в болтливость, резонерство; подвижность – в суетливость, появляется завышенная самоуверенность. У флегматика медлительность перерождается в пассивность, а упорство – в упрямство. Беды начинаются, когда ребёнок попадает в общество сверстников, его там не принимают.

Именно поэтому формирование фундамента характера происходит до 5 лет. Уже к 3 годам стиль эмоционального реагирования закрепляется в форме уже присущей взрослому человеку. Характер закрепляется к 5-6 годам. Уже в это время можно прогнозировать, как ребенок будет учиться и что его ожидает в будущем.

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что семейное воспитание может носить разноплановый характер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием стиля семейных отношений формируется его личность. Исследования показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенности сотрудничества с родителями. Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии стилей семейных отношений на самооценку дошкольников.

Консультация «Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности» Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, которые непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста В последние годы изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности. Статистика свидетельствует, что в течение последних.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. 1. Классификация гендерных типов Под «гендером» принято понимать социальный пол человека,.

Информационный материал для родителей «Семейное воспитание» Семья – это то, что мы делим на всех, Всего понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация – одна из ведущих идей модернизации.

Консультация для воспитателей «Традиции семейного воспитания. Семейное воспитание» Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Красникова О. Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» г. Губкин, Белгородская область Патриотическое воспитание.

Семейное воспитание в Финляндии и других странах Еще столетие назад большая часть финнов обитала в деревнях. Семьи были большие, со множеством детей, с которыми возились бабушки и дедушки.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста С 1 по 31 октября в нашем дошкольном учреждении прошёл экологический месячник. В ходе этого месячника была поставлена цель и намечаны задачи,.

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».
методическая разработка (старшая группа)

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
vozrastnye_osobennosti_detey_5-6_let.docx18.46 КБ
vozrastnye_osobennosti.ppt1013.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

1 сл. Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема родительского собрания: «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

2 сл . Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста?

Игра – ведущий вид деятельности. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

3 сл. В этом возрасте в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться».

Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением.

Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать своё поведение, ребёнок теперь способен также — пока, конечно, не полностью — регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других.

4 сл. Развитие психических процессов. Психические процессы – это относительно устойчивые образования, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

– различать и называть основные цвета и их оттенки, форму, величину предметов;

– различать и называть геометрические фигуры (прямоугольник, овал, треугольник, квадрат);

– расставлять предметы по возрастанию и убыванию (до 10 предметов);

– воспроизводить целостный образ предмета («Разрезные картинки», «Пазлы»).

– выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут;

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

– находить 10 отличий между предметами;

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

– находить 8-9 пар одинаковых предметов.

– запоминать 10-12 картинок в течение 1-2 минут;

– рассказывать наизусть несколько стихотворений;

– пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

– сравнивать два изображения, предмета по памяти.

– определять последовательность событий;

– складывать разрезанную картинку из 6-9 частей;

– находить и объяснять несоответствия на рисунках;

– находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

– находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

– сочиняет интересные и последовательно разворачивающиеся истории;

– называет 3 ассоциации на предложенную недорисованную картинку.

– совершенствуется звуковая сторона речи;

– развивается связная речь (пересказ, рассказ из 3-5 предложений, последовательные картинки)

– расширяется словарный запас (словесные игры: скороговорки, угадай предмет по описанию, скажи наоборот, конкурс загадок и др.)

– умеет классифицировать предметы окружающего мира (посуда, мебель, дикие животные, домашние животные, одежда и др.)

– участвует в беседе, высказывает свое мнение.

– аргументировано и доброжелательно оценивает ответ, высказывание сверстника.

– умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Чтение художественной литературы

– Знает наизусть стихотворения, считалки, загадки.

– Называет жанр произведения (сказка, стих, рассказ).

– Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения.

– Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, имена отчества родителей, их профессии.

Знает времена года, называет дни недели, части суток.

5 сл. В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать мелкую моторику рук.

6 сл. Формирование высших чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические)

7 сл. Семья – как главный институт воспитания. Роль семьи в воспитании чрезвычайна важна.

Нравственное развитие дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

8 сл. К сожалению, многие родители не всегда достаточно внимания уделяют своим детям. Взрослые всегда заняты. В следствие чего у ребенка могут возникнуть нарушения поведения. Ребенок становится непослушным, капризным, нервозным, плаксивым. В чем причина такого поведения? (1 – борьба за внимание, 2 – борьба за самоутверждение, 3 – потеря веры в собственный успех).

9 сл. На следующем слайде, для вас, представлена памятка по воспитанию ребенка. Прочитайте пожалуйста.

Также для вас подготовила памятки-советы.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ведущая деятельность — игра со сверстниками. Условия успешности — собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь. Отношения со сверстниками — партнер по играм, предпочтения в общении. Отношения со взрослыми — источник информации, собеседник.

Новообразования Появление произвольного поведения Регулирует проявления чувств

Развитие психических процессов Восприятие Внимание Память Мышление Воображение Речь

Развитие мелкой моторики руки Вырезание Обрывание Лепка. Рисование. Нанизывание Конструктор Сортировка крупы

Формируются высшие чувства Моральные: – чувство гордости – чувство стыда – чувство дружбы Интеллектуальные : – любознательность – интерес – удивление Эстетические : – чувство прекрасного – чувство героического

Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания. Родители являются основным источником жизненного опыта . Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения . Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе. Пять основных принципов влияния родителей на ребенка

Причины серьезных нарушений поведения детей Борьба за внимание Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными . Борьба за самоутверждение Борьба против чрезмерной родительской опеки и власти. Потеря веры в собственный успех Ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». 3.Желание отомстить.

Советы родителям 1. Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить. 2. Не будьте безразличными. 3. В воспитании не должно быть слишком много строгости. 4. Не балуйте детей. 5. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. 6. Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения. 7. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Подведение итогов адаптационного периода детей 1 младшей группы. Создать условия для непринужденного общения, развивать коммуникативные навыки участков, создать атмосферу эмоциональной близости .

Родительское собрание раскрывает основные психологическике особенности ребенка младшего дошкольного возраста.

Цель: Подведение итогов адаптационного периода детей 1 младшей группы. Создать условия для непринужденного общения, развивать коммуникативные навыки участков, создать атмосферу эмоциональной близ.

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру.

Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм.

Родительское собрание в подготовительной группе № 2.(2019 год)Возрастные особенности детей 6-7 лет.Задачи воспитания и обучения детей.

Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет

Многих родителей пугает период подготовки ребёнка к школе и начало учебной деятельности. Происходят существенные изменения в его личности, поведении и образе жизни. Важным становится не только привить новые умения, привычки и интерес к обучению, но и проявлять особое внимание к истинным интересам и потребностям своего чада в это непростое время. Размышляя над тем, как воспитывать ребёнка 6-7 лет, помните не только о предстоящих задачах, но и об особенностях развития в этом возрасте.

Психологический кризис в 6-7 лет

Старший дошкольный возраст – это новый кризис в развитии ребёнка. Его уже нельзя назвать «малышом», ведь он взрослеет, учится контролировать своё поведение, подчинять импульсы воле, ставить цели. Ваше чадо овладевает непростой для себя деятельностью – учебной. Кризис связан с тем, что одновременно в нём уживаются две роли: ребёнок с желанием играть, бегать, открыто проявлять свои эмоции, делать всё, что душе угодно, и школьник с необходимостью соблюдать новые правила, придерживаться режима, выполнять обязательства, преодолевать утомление.

Особенности развития в возрасте 6-7 лет

  • Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте ещё остаётся ведущим видом деятельности. С 6 лет (и даже раньше) и дома, и в садике ребёнка усиленно готовят к школе. Многих начинают водить на специальные занятия в так называемый нулевой класс. Но игровая деятельность по-прежнему значима для детей, поскольку позволяет расслабиться, сбросить напряжение и приятно провести время.
  • С переходом на учебную деятельность меняется и режим. Дети полностью перестают спать днём, поэтому ночному отдыху следует уделять особое внимание.
  • Активно развивается интеллект и психические познавательные процессы: память, устойчивость и объём внимания, аналитические способности, начинает формироваться словесно-логическое и понятийное мышление.
  • В 6-7 лет дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, знают, как нужно вести себя в общественных местах, могут соблюдать правила вежливости.
  • В этом возрасте повышается восприимчивость к похвале и критике. Детям важно услышать положительную оценку их стараний и результатов деятельности.
  • Активно формируется самооценка и ощущение собственного «Я». Видение своих умений и достижений в сочетании с внешней оценкой закрепляют положительное или отрицательное отношение к себе.
  • Ребёнок в этом возрасте тянется к сверстникам, у него есть друзья. Отношения с ними становятся для него очень значимыми. Подчас фраза: «Я не буду с тобой дружить» может стать для дошкольника настоящей трагедией. А вот от родителей он начинает постепенно отдаляться.
  • Дети в 6-7 лет уже могут проявлять интерес к противоположному полу. Именно в садике часто звучат первые признания в любви, выражается симпатия друг к другу.

Как воспитывать ребёнка в 6-7 лет

  1. Ближе к 6-летнему возрасту своего чада обращайте внимание на то, получается ли у него контролировать своё поведение, проявлять усидчивость, когда выполняет какое-либо задание или занимается творчеством.
  2. При подготовке к школе все развивающие занятия с ребёнком проводите в интересной форме, добавляйте к ним элементы игры. Задания должны выполняться с энтузиазмом. Не допускайте того, чтобы ребёнок скучал или делал что-то на пределе своих возможностей. Так можно отбить интерес к познанию и учебной деятельности.
  3. Предоставление ребёнку разумной степени самостоятельности и инициативы, поддержка и похвала за результаты стараний помогают развить у него уверенность в себе и сформировать положительную самооценку.
  4. Несмотря на усиление самостоятельности и развитие способностей, вашему чаду в возрасте 6-7 лет необходимы поддержка и внимание взрослых, прежде всего, родителей. Чутко относитесь к его потребностям, интересуйтесь, как прошёл его день в садике (в школе), что нового он узнал. Больше общайтесь с ребёнком, при этом всегда поддерживайте контакт глаз, чаще прикасайтесь к нему и обнимайте. Вы по-прежнему остаётесь для него главной опорой и надёжным тылом.
  5. Давайте дошкольнику и младшему школьнику учебные, творческие и домашние задания. Следите за тем, чтобы все дела он доводил до конца. Если ребёнок бросает их, не закончив, мягко возвращайте его к выполнению задачи. Контролируйте также качество и аккуратность сделанного.
  6. Учите ребёнка думать. Не давайте готовых ответов на домашние задания. Задавайте наводящие вопросы, стимулируйте его к размышлению. Это важно для успешного обучения в дальнейшем. Мозг не должен лениться, его нужно направлять к поиску решений.
  7. Ставя перед своим чадом задачу, предоставляйте ему свободу действий: пусть он сам выбирает, каким путём её решить, какие шаги предпринять. Помогите ребёнку, если он вас об этом просит. Но не делайте всё за него, просто будьте рядом, поддерживайте, направляйте.
  8. В основе образования и воспитания детей в 6-7 лет должен лежать принцип опоры на зону ближайшего развития. То есть периодически давайте своему чаду задания, которые немного сложнее тех, что он может легко выполнить. При необходимости оказывайте помощь и поддержку, чтобы вместе найти решение.
  9. Чаще хвалите ребёнка. За успешно выполненные задания, за хорошие оценки, за старания и интерес к учёбе и познанию, за умение рассуждать и анализировать и т. д.
  10. Ни в коем случае не критикуйте личность ребёнка. Можно делать замечания только по отношению к его действиям. Например, нельзя говорить: «Ну что же ты какой неумеха!» или «Совсем ничего не соображаешь!» Подобные фразы сильно бьют по самооценке детей, вызывая у них желание либо сопротивляться, либо уйти в себя и закрыться ото всех. Гораздо лучше сказать: «Ты же у нас такой способный! Но что-то недостаточно постарался. Давай-ка ещё раз попробуем!»
  11. Проводя развивающие занятия, почаще (не реже чем каждые 30-35 минут) делайте перерывы, разминку, зарядку, танцевальные и игровые паузы. Помните о важности прогулок на свежем воздухе. При активной работе мозга потребность в кислороде увеличивается.

Воспитание мальчиков и девочек в 6-7 лет

В этом возрасте следует обращать внимание сына или дочери на особенности поведения, характерные для мальчиков и девочек соответственно.

Девочке 6 лет нужно прививать аккуратность, любовь к чистоте, отзывчивость, умение заботиться о других, учить выполнять некоторые домашние дела, помогать маме по хозяйству.

В воспитании мальчика 6-7 лет важную роль играет отец, поскольку он является примером для подражания и демонстрирует то, как должен вести себя мужчина. Сына нужно учить брать на себя ответственность, подчёркивать его роль как будущего защитника, прививать ему интерес к «мужским» занятиям (что-то мастерить, собирать, ремонтировать и т. д.).

Усидчивость и умение сосредотачиваться на выполнении учебных заданий важно формировать у детей обоего пола. Хотя, как показывает практика, занятия с мальчиками обычно требуют чуть больших усилий со стороны родителей.

Игры и занятия для детей 6-7 лет

Игровая деятельность по-прежнему значима для ребёнка на этом возрастном этапе. Именно в форме игры важно строить развивающие и подготовительные занятия. Для детей это возможность одновременно обучаться новому, приятно проводить время и отдыхать. Какие игры и занятия будут полезны?

Сюжетно-ролевые: можно разыгрывать разные ситуации и самим становиться их участниками (ребёнок, родители, другие дети и т. д.) или делать это при помощи игрушек. Такие игры эффективны для усвоения правил поведения, понимания чувств и действий других людей.

Речевые: способствуют расширению словарного запаса и кругозора, развитию мышления и совершенствованию навыков общения. Например, игра в «Города», «Кто больше назовёт… (животных, птиц, цветов, видов транспорта и т. д.) И, конечно, значительное время должно отводиться совместному чтению книг.

Математические и логические: задачи и загадки, связанные со счётом, «Исключи лишнее», «Объединение в группы», «Найди пару», «Сравнение чисел», направленные на развитие у детей логического мышления и смекалки, интеллекта.

Игры на развитие внимания и памяти: поиск сходств и различий на картинках, «Что изменилось?»

Графические: лабиринты, задания с соединением точек.

Настольные: различные виды лото и домино, игры с карточками, «ходилки».

Творческие: лепка, рисование, изготовление поделок, оригами и др.

Подвижные: можно проводить и дома, и на свежем воздухе.

В качестве развивающих игрушек в 6-7 лет подойдут: кубики (с буквами, словами, картинками), пазлы, конструкторы, головоломки. Для девочек по-прежнему актуальны куклы, в том числе мебель и посуда для них, для мальчиков – машинки и игрушки на радиоуправлении.

При подготовке к школе и на начальном этапе обучения важно подбирать занятия и игры, направленные на развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), обучение чтению, письму и счёту. Чаще чередуйте их между собой, чтобы ребёнку всегда было интересно.

Помните и о том, что наиболее активно ребёнок развивается в семье, где царит тёплая атмосфера и гармония в отношениях родителей. Тогда и социальные роли он усваивает правильно, и к миру он ощущает больше доверия.

Основные вопросы семейного воспитания.

Семья – малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

оптимистичность взаимоотношений в семье;

последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

В природе семьи скрыты глубокие возможности. Семья является существенным компонентом социальной структуры. В семье ребенок пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.

Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало даёт нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребёнка, разрушая самые основы её.

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ООП – основная образовательная программа.(ДО- дошкольного образования)

Семейное воспитание: главные вопросы для детей 6 лет

Как усадить ребенка за стол, если он хочет играть

С какого возраста ребенок распознает, точнее, осознает сигналы голода? Моя четырехлетняя дочка очень редко просит дать ей что-нибудь поесть, как будто не отслеживает или пропускает эти сигналы.

Обычно я выступаю инициатором приема пищи, предвидя, что дальше начнется “голодная” фаза и дочка станет капризной. Если не предлагать поесть, то ребенок сам не просит и становится неадекватным в обычных ситуациях.

Часто дочка не хочет заканчивать играть и идти есть. Как наладить эти переходы от игры к еде и научить понимать сигналы голода?

Ребенок всегда, с самого рождения распознает сигналы голода.

Чувствует он это как дискомфорт, но, конечно, не знает, что это называется словом “голод”. Если ему предложить еду, он автоматически к ней тянется, и дискомфорт снимается таким образом. Если еды нет поблизости, ребенок сообщит о дискомфорте сначала беспокойной возней, потом хныканьем, а затем ревом. Так работает естественная система поддержания равновесия в организме. Дефицит – дискомфорт – недовольство – восполнение дефицита – баланс.

В более “зрелом” возрасте ребенок также чувствует голод, ни одно живое существо не нужно учить распознавать чувство голода.

Вы можете предложить еду в любой момент, когда вам это удобно. Если ребенку она нужна, он ее съест. Если нет, то это ваш “голод”, то есть тревога и жажда эту тревогу снять, накормив ребенка.

У маленького ребенка может быть момент, когда он еще не имеет приемлемых форм, чтобы сигнализировать о голоде (сказать или попросить еду) и мы можем наблюдать так называемые “голодные капризы”. Ребенок все хорошо чувствует и сигнализирует, только не фразой – “Мама, дай борща!”, а просто беспокойством, которое можно “прочитать”, как голод. И чуткие мамы это делают. Это младенческая форма контакта, ребенок не говорит, но ведет себя беспокойно. Никогда в этой фазе голода дети от еды не отказываются.

Разумеется, если есть доступ к еде, то родитель дальше волноваться не должен. Наличия еды достаточно, чтобы ребенок поел столько, сколько он хочет (не столько, сколько хочет мама). Даже если ребенок не владеет столовыми приборами, и вы его не кормите, он поест, он возьмет еду руками, это естественно.

Насчет случая, когда не хочет отрываться от игр. Тут надо понимать, что возможно некоторый голод и есть в этот момент (некая потребность в пище), но сила этого чувства незначительна и игровая мотивация перевешивает. Будьте уверены, психически здоровый ребенок не уморит себя голодом над коробкой с кубиками, в порыве достроить башенку, он поест то, что вы ему предложили.

Пока же ребенок не хочет идти есть, а хочет играть, он голоден не слишком.

Из этого, однако, не следует, что ребенка нельзя отрывать от игры, если семья садится есть. Вам нужно адаптировать ребенка к порядкам именно вашей семьи, в том числе ко времени принятия пищи. Это нормально и правильно вводить режим питания, только к нему не нужно быть слишком привязанным, пока ребенок маленький. Поэтому вы в обычном режиме говорите ребенку, что пора за стол. Не страшно, если он и не сильно хочет есть. Если график приема пищи в семье разумный (то есть ребенок не ест много сладостей между основной едой, и у родителей нет завышенных ожиданий относительно количества съеденной еды), то ребенок сколько то должен съесть по собственному желанию.

Дальше политика должна быть такая: если ребенок поел мало, то он обходится минимумом еды до следующего приема пищи. Минимум еды это несладкие фрукты и овощи в ограниченном количестве и простая вода. Это не бананы, сладкие йогурты, печенье и компоты. Если ребенок ест такую еду в виде перекуса, то он и ужинать не будет, еда высококалорийна! Не сравнивайте ребенка с собой, вам может быть пол банана и незаметны, а ему надолго хватит. Вы может быть и не заметите, как съедите пять печений и запьете кофе с молоком, вы спокойно сядете потом за ужин. Но ребенок ваш устроен иначе, у него элементарно другие габариты и другой обмен веществ. Перекусы после не съеденного обеда должны стремиться к минимуму. К ужину при такой стратегии ребенок должен прилично проголодаться. НЕ нужно “жалеть” ребенка и носить с собой перекусы на основании того, что он мало ест в основные приемы пищи. Многие мамы, которые жалуются, что их ребенок совсем не ест, таскают в сумках целый набор провизии, как правило, сладкий и калорийный. Этим они спасают ребенка от голодного обморока, а что делать – ведь не поел за обедом! Эти обильные перекусы как раз и причина того, что ребенок ест за столом мало. Дайте ребенку проголодаться.

Приведенная схема существует не для того, чтобы накормить ребенка как можно большим объемом пищи за один раз. Это скорее практическая схема, для того, чтобы ребенок понял уклад питания семьи и не рассчитывал на то, что сейчас можно сказать – “не хочу есть!”, а через полчаса, когда вся семья поела, капризно запросить булочку.

Куклы – монстры

Не принесут ли ребенку вред куклы-монстры или подобные им игрушки?

Сразу оговорюсь, что речь пойдет об игрушках, которые продаются в детских отделах. Не о страшных куклах с окровавленным ртом, не о том, что называется “живые-мертвые куклы” и не об игрушках, которые продаются в отделах компьютерных игр. Эти игрушки действительно не для детей, но их в детском магазине и не встретишь.

А всякие противные монстрики, которые встречаются в детских отделах, как правило, безопасны. Типа монстр хайд и прочее.

Эти красотки – монстры, как правило, относятся к разряду так называемых “кукол-бунтарей”, что-то вроде вызова.

В процессе взросления у ребенка есть не только хорошие светлые переживания, но и тяжелые чувства, иногда страхи, часто агрессия. Кукла – бунтарь, с чем – то резким во внешности, чем-то даже шокирующим выражает протест. Это дает возможность ребенку в символическом мире игры отреагировать, пережить тяжелые чувства.

В процессе взросления у ребенка может накапливаться некоторое количество негативных эмоций, обращенных в широком смысле к “обществу”, которое его естественные импульсы подавляет (хотя и для его же блага). Способов осознать и экологично выразить этот процесс у ребенка совсем мало. Игра с куклой с экставагантными атрибутами – один из таких способов.

Зло, агрессия, страх – неотъемлемые компоненты как человеческой природы, так и культуры всех времен и народов. Особенно богата, например, культура Мексики совмещением атрибутики жизни и смерти. Там скалящимися черепами декорируют все, что попало:))). И это далеко не единственный пример в народном искусстве.

Игрушка – символический атрибут культуры, она принадлежит не только миру детства. Она принадлежит всем людям. Во все времена в мире фантазии, игры, сказок существовали страшные и отталкивающие персонажи или персонажи с искаженной формой тела: Циклоп, Русалка, Кощей, Водяной, Кикимора, Цербер. Иногда это были чистые воплощения зла, иногда, как в случае с Бабой Ягой персонаж мог творить как добро, так и зло. Игры с подобными персонажами или с их современными заменителями не приносит вреда здоровому ребенку, не травмирует его психику, даже необходимы ему. При нормальных отношениях с взрослыми и нормальном воспитании монстры не повредят ребенку, не станут его идеей фикс, не исказят его восприятие добра, зла и реальности.

В какой – то момент дети начинают осознавать смерть, страшное для них событие. Это вызывает к жизни разные формы игр с тематикой смерти. Страшилки детские (гроб на колесиках), сказки активно обслуживают эту тему. В кукле – монстре также совмещается тема “страшного” с темой “нестрашного”. Тяга детей к этим куклам объясняется не их глубокой извращенностью, а именно этим этапом развития сознания. Попыткой включить “страшное” в нестрашный мир. Это способ психологически справиться с одной из самых пугающих тем. Взрослым не стоит слишком эмоционально реагировать на такие явления.

Конечно, если ребенок фанатично привязан к монстрам, на это стоит обратить внимание. Но куклы скорее отразят наличие проблемы, чем ее породят.

Если вы категорически не принимаете таких игрушек, конечно, заставлять себя не нужно. Ребенок найдет способ свои внутренние движения реализовать.

Однако, здоровому ребенку, которым занимаются родители, символический предмет (игрушка) не принесет вреда. Не надо, конечно, забивать черепами детскую, чтобы ребенок отыграл тему смерти. Но давать ребенку доступ к таким вещам как правило безопасно.

Раннее развитие, занятия для ребенка

Вы часто пишете, что раннее развитие скорее вредит. Но меня волнует следующее, когда уже пора брать руки в ноги, чтобы поезд не ушел? Ведь ни для кого не секрет, что нынче малышей в первый класс принимают с тем набором знаний, с которым их мамы начальную школу заканчивали. Когда пора перестать развлекать ребенка занятиями и начать обучать и, соответственно, что-то требовать.

Занятия для малышей потому проводят в игровой форме, что другая форма им просто недоступна, ничем другим кроме игры они, скорее всего, заниматься не станут. Это не имеет отношения к тому, что их хотят развлекать.

Есть возраст (5-8 лет) в котором складывается так называемая психологическая готовность к обучению. В нее входит мотивация, способность произвольно (намеренно) направлять внимание, удерживать это внимание достаточно долгое время, вообще что-то делать по заданию, подчиняться общим требованиям. До того, как эти свойства сформировались, ребенка нельзя обучать так, как это делают в школе. Все требования к ребенку – натолкнутся на его психологическую неготовность к обучению.

Если приступить к занятиям раньше, это может привести к самым разным неприятным последствиям: эмоциональным нарушениям, разрушению мотивации к обучению, психосоматическим симптомам и проч.

Конечно, нужно учить ребенка самым разным вещам задолго до школы. Но делать это нужно правильно, подробно об этом можно прочитать в моей книге: «Большая книга родителей будущих первоклассников».

Сыну 4 года, мы хотели пойти в бассейн, но, родители к занятиям не допускаются, только на показательный урок. Но, они же МАЛЕНЬКИЕ!

Хотели на танцы, а там растяжка, занятия у станка и соревнования-зачеты, и все это для четырехлеток (нам почти пять). Я что-то не понимаю в этой жизни?

Совсем необязательно, что тренер, не пускающий на занятия, собирается детей там мучить, это просто вопрос дисциплины. Я хорошо понимаю тренеров, которые не допускают родителей к занятиям. Это просто надо один раз увидеть, и все вопросы снимутся. Возможно, лично вы готовы тихонечко наблюдать за проведением занятия, но множество родителей готовы чуть ли не забраться в бассейн, чтобы помогать своим детям. Это очень мешает занятию. Родители, присутствующие а занятии, громко дают указания своим детям, угрожают им, если те не слушают тренера и «помогают» прочими приемами, которые сводят к нулю возможности тренера навести дисциплину и как то работать.

Слова “станок” и “растяжка” могут только звучать страшно, вызывая ассоциации с тренировкой примы, перед премьерой. Все это может проводиться в приемлемой форме (“а теперь все потянулись к облачкам”), ничего страшного в этом нет. Конечно, нужно посетить занятие и посмотреть, что там происходит, как правило на 1-2 занятия пускают.

Сейчас все больше появляется адекватных, хороших занятий для малышей. Но все так же остается множество плохих, не соответствующих возрасту детей занятий. Выход один – идти и смотреть. Многое зависит от преподавателя, хороший показатель – дети с удовольствием ходят на занятия.

В 4 года лучше отдавать ребенка на спортивные занятия, они наиболее точно соответствуют тому, что нужно ребенку. На них отлично развивается эмоционально-волевая сфера, ребенок учится контролю, учится владеть телом. Он учится именно тому, что поможет ему в дальнейшем успешно заниматься в школе.

Полностью пренебрегать занятиями для ребенка 4-5 лет не стоит. Найдите что-то близкое вашему сердцу, попробуйте, возможно, все будут довольны и у ребенка будет новый опыт.

Читайте также:  Почему нужно общаться с детьми чаще
Ссылка на основную публикацию