Шведское воспитание детей: чему нам стоит научиться?

11 правил воспитания детей в странах Северной Европы. Теперь понимаете, почему скандинавы такие продвинутые?

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В каждой культуре есть приемы и техники, которые стоит позаимствовать другим. Скандинавы и тут впереди планеты всей. Их дети послушные, а родители расслабленные. Их приоритеты и расстановка ценностей, начиная с прогулок в любую погоду и заканчивая умеренной нагрузкой на ребенка, делают детей счастливыми и дают им возможность наслаждаться настоящим моментом жизни.

Мы в AdMe.ru собрали самые впечатляющие и полезные правила воспитания детей от скандинавских родителей, которые вы с легкостью сможете применить на практике.

1. Не нужно зацикливаться на развивающих занятиях

Жители Скандинавии придерживаются тактики «расслабленного родительства». Это значит, что они не зацикливаются на развивающих занятиях, кружках и секциях, не стараются обучить малыша китайской грамоте и синхронному плаванию одновременно. Для них куда важнее личный контакт с ребенком. Согласно их философии, у детей должно быть время для безделья, когда можно никуда не спешить, побыть наедине с собой и поиграть. По их мнению, это помогает развивать важные навыки, учит управлять эмоциями и развивает воображение.

2. Не стоит покупать много игрушек

Скандинавские мамы и папы считают, что когда у ребенка большое количество кукол, машинок и настольных игр, он чаще отвлекается, хуже сосредотачивается. А малое количество игрушек дает малышу возможность применить фантазию и учит ценить то, что он имеет.

3. Поощряйте стремление ребенка к самовыражению

На детской площадке вы никогда не услышите громогласное «Не ходи туда, испачкаешься!». Наоборот, родители поощряют любое стремление ребенка к самовыражению: потрогать грязный камень — пожалуйста, попрыгать в луже — добро пожаловать. Детям разрешают играть так, как им нравится, без нравоучений. А если ребенок пришел с прогулки в чистой одежде, значит он и вовсе не гулял, считают скандинавы.

4. Прививайте любовь к природе и прогулкам в любую погоду

В норвежском языке есть даже специальное слово — friluftsliv, которое означает «свободный воздух жизни», то есть единение с природой, умение замедляться и созерцать окружающую красоту. Сегодня это слово обозначает целую философию и прочно укоренилось в их культуре. Ученые утверждают, что такой подход к жизни помогает минимизировать стресс, улучшить отношения в семье и даже повысить уровень эндорфинов, ответственных за счастье.

Также в Скандинавии суровый климат, хорошая погода бывает нечасто. Поэтому скандинавы не боятся плохой погоды — они просто одеваются соответствующе и свято верят, что именно плохая погода помогает детской иммунной системе стать крепче и успешнее справляться с различными вирусами.

5. Не забывайте о роли отца в семье

Папы не просто участвуют в жизни ребенка, а берут на себя все повседневные обязанности. Началось это все с государственных программ, которые поощряют выход отцов в декрет. Декретный отпуск пап в Норвегии составляет около полугода, в Дании — 4 месяца, в Швеции — 3, и все являются оплачиваемыми в полной мере. Такие условия побуждают отцов проводить больше времени со своими детьми. В результате они активно участвуют в жизни детей, а обязанности не разделяются между родителями по патриархальным принципам.

6. Занимайтесь спортом, а не гонкой за медалями

Любовь к физическим активностям прививается с детства. Они не оценивают результаты, не контролируют «пригодность» ребенка к тому или иному виду спорта. Если девочке с лишним весом нравится заниматься гимнастикой, ей не скажут ни слова против ни родители, ни тренеры.

7. Забудьте о физических наказаниях

Швеция в 1979 году стала первой страной в мире, где официально были запрещены телесные наказания детей как в школе, так и дома. Все разногласия принято решать разговорами и объяснениями.

К примеру, если прохожие на улице увидят, что родитель шлепнул ребенка по попе, то сразу позвонят в полицию. В таком случае малыша могут передать в другую семью, а его законного представителя посадить в камеру предварительного заключения и возбудить уголовное дело. Если будет доказан факт многолетнего «избиения» со стороны родителя, то его посадят в тюрьму на срок 1,5 года.

8. Не опирайтесь на гендерные стереотипы

Когда малыш появляется на свет, ему не покупают розовые или же голубые вещи. Детей предпочитают одевать в нейтральные цвета. В этом есть практический умысел: вещи нейтральных цветов можно будет оставить для младшеньких.

Помимо одежды, игрушки тоже покупают независимо от пола, не навязывают стереотипные гендерные роли. А еще у них есть гендерно-нейтральные детские сады, где детей не разделяют по половому признаку и обращаются к ним просто по именам.

9. Научите ребенка любить собственное тело

Мамы и папы в Скандинавии разрешают детям бегать голышом, например, на заднем дворе дома, причем даже в плохую погоду. Они не внушают мысль, что голышом ходить стыдно, наоборот, поощряют интерес ребенка к изучению собственного тела, отличиям от других, чтобы впоследствии у ребенка не было комплексов, когда ему придется раздеваться в общественном месте, будь это бассейн, сауна или пляж.

10. Обеспечьте самостоятельность ребенка

Во многих областях скандинавы предпочитают давать детям свободу: от самостоятельной игры до прогулки. Детям разрешают делать мелкую работу по дому, например мыть посуду. Да, вероятно, ребенок не сделает это так же хорошо, как мама, но зато он сделает это сам. Это маленькая, но самостоятельность. Свобода и доверие со стороны родителей воспитывают в детях чувство ответственности.

11. Учите беречь зубы с детства

Тут скандинавы отличились прагматичным подходом: чем здоровее зубы в детстве, тем меньше денег придется тратить на них во взрослом возрасте.

Так, в Швеции разработаны специальные государственные программы стоматологического обслуживания детей; придуманы различного рода развлекательные приемы, чтобы малыш лечил зубы без страха, а родители делают все возможное, чтобы их малыш правильно за ними ухаживал.

Какие методы скандинавского воспитания вам захотелось применить в нашей культуре?

Шведский психолог о “перегибах” европейского воспитания

Шведский психиатр, автор книг Дэвид Эберхард говорит, что либеральное воспитание вредит и детям, и родителям. Жаннетт Отто беседует с ним в Стокгольме.

«Цайт»: Когда Вы в последний раз были со своими детьми в ресторане?

Дэвид Эберхард: Совсем недавно. Почему Вы спрашиваете?

«Цайт»: Потому что владельцы заведений в Стокгольме сыты по горло детьми, не умеющими себя вести. Одно кафе даже запретило вход для семей [с детьми]. И это в чадолюбивой Швеции.

Эберхард: Я прекрасно понимаю, о чем идет речь. Всегда находятся дети, которые орут, проливают напитки, носятся по помещению или при температуре минус пять градусов открывают входную дверь настежь. Родители сидят рядом, и даже не думают вмешиваться.

«Цайт»: Почему тогда детей не урезонивают другие?

Эберхард: На это никто не решается. Родителям очень неприятно, когда критикуют их детей. Раньше наше общество было обществом взрослых людей. Были единые ценности касательно вопросов воспитания. Если ребенок вел себя неприлично, к нему подходили и говорили: прекрати! Такой согласованности больше нет. Мы, взрослые, теперь отвечаем не друг за друга, а лишь за своих детей.

«Цайт»: Ваша новая книга «Дети у власти» через несколько недель выходит на немецком языке. В ней Вы утверждаете, что либеральное воспитание как метод провалилось. Почему?

Эберхард: Потому что родители больше не ведут себя как ответственные взрослые. Они полагают, что должны быть лучшими друзьями своих детей. Они ставят себя на одну ступень с детьми, не отваживаясь перечить им и устанавливать границы. Они больше не принимают никаких решений, а хотят быть такими же крутыми, продвинутыми бунтарями, как их дети. Теперь наше общество состоит только из одних тинейджеров.

«Цайт»: Вы действительно полагаете, что и немецкие родители позволяют своим детям диктовать себе, куда ехать в отпуск, чем питаться и что смотреть по телевизору?

Эберхард: Многие узнают себе в этом портрете. Родители неохотно выносят вовне свои проблемы с воспитанием. Они говорят: у нас всё в порядке, это не про нас! Тем не менее, их постоянно гложет совесть, потому что они считают, что многие вещи делают неправильно. Они приходят усталые вечером с работы, и готовят то, что нравится ребенку, потому что не хотят вступать с ним в дискуссии. Они позволяют ему сидеть за телевизором дольше оговоренного времени, чтобы побыть в покое. Они проводят свой отпуск там, где дети будут заняты, хотя без детей ноги бы их там никогда не было. Я не говорю, что это неправильно. Я говорю лишь, что жизнь родителей не должна вращаться лишь вокруг ребенка. Нет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во взрослой жизни.

Название книги: «Дети у власти. Чудовищные плоды либерального воспитания»

Дэвид Эберхард принял меня для интервью в своей квартире в центре Стокгольма. Щебечет волнистый попугайчик, дети еще в школе и детсаде. Дэвид достает из книжного шкафа четыре написанные им книги. Его любимые темы — воспитание, стремление общества к защищенности и помешательство взрослых на безопасности. В шведском издании его новой книги запечатлен его сын в жилете из светоотражательной ткани, каске, пристегнутый в детском автомобильном сиденье. Для разговора он пришел прямо из своей клиники. Он — ведущий психиатр в коллективе из 150 сотрудников, его третья жена — медсестра.

«Цайт»: Вы сами имеете шестерых детей. Кто устанавливает правила в семье?

«Цайт»: И нет никаких демократических семейных структур?

Эберхард: Я не нахожу, что семья вообще должна быть демократическим институтом. Отношения между взрослыми и детьми всегда асимметричны. Это отношения мастера и ученика. Один учит, другой слушает. Родители могут лучше оценивать обстоятельства, потому что у них больше опыт, они больше знают. Они и должны устанавливать правила.

«Цайт»: Как Вам удается посреди либерального шведского общества воспитывать собственных детей в строгости и авторитарной манере?

Эберхард: Я не могу слишком отличаться от других родителей, иначе у моих детей будут неприятности. Да и воинствующий авторитаризм мне бы не позволили.

«Цайт»: То есть Вы должны держать себя в руках?

Эберхард: Да ну, ладно (смеется). И мои иные читатели думают, что я хочу возврата к военному воспитанию, обратно к телесным наказаниям. Я никогда не писал подобного. Я никогда не бил детей.

«Цайт»: В Германии сейчас много дискутируют о высказывании Папы римского о приемлемости легких шлепков как метода воспитания. В своей книге Вы пишете, что нет никаких доказательств тому, что воспитанным в строгости детям, включая тех, кто подвергался побоям, хуже потом живется. Насколько близки Вы к мнению Папы?

Эберхард: В этом вопросе совершенно не согласен с ним. У меня речь идет о том, что для детей важно, чтобы они были воспитаны так, чтобы соответствовать ценностям и нормам общества, в котором живут. Для детей, выросших в обществе, где такие удары приняты за норму, их это не столь [душевно] травмирует. Но родители на Западе боятся сейчас всего, полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь, — потому что боятся, что девочка тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это. Не стоит обращаться с ними, как с фарфоровыми куклами.

Эберхард подробно разбирается в книге со страхами родителей. Хотя сегодня вряд ли существуют серьезные опасности для молодых семей, возникают все новые и новые страхи. Эберхард на многих примерах показывает противоречия современных родителей. Он провоцирует их, хочет побудить их задуматься над своим поведением. Свои выводы он берет из многих международных исследований. К примеру, чтобы усилить жизнестойкость детей, говорит Эберхард, нужно с малых лет учить их справляться с неприятностями.

«Цайт»: Откуда берется страх причинить ребенку вред воспитанием и строгостью?

Эберхард: У меня такое впечатление, что родители этим обязаны специалистам.

«Цайт»:… то есть людям вроде Вас?

Эберхард: Я говорю родителям, что они не должны читать слишком много разных советчиков.

«Цайт»: Только лишь Вашу книгу, этого достаточно.

Эберхард: Меня можно упрекнуть в этом. Но, к примеру, Джон Боулби, теория привязанности которого считается не вызывающей сомнений, зачастую интерпретируется специалистами слишком вольно. Это приводит к тому, что родители думают, что навредят детям, если слишком рано отдадут их в ясли, где те будут проводить больше времени с воспитательницей, чем с матерью. Но мне не доводилось видеть еще ни одного ребенка, который был бы больше привязан к воспитательнице, чем к матери.

Читайте также:  Обучение детей дошкольного возраста – принципы и воплощение

«Цайт»: Датчанин Йеспер Йуул собирает в Германии целые залы на свои доклады о аутентичности и партнерском обращении с ребенком.

Эберхард: Ох, если бы я захотел, то скоро было бы также и со мной!

«Цайт»: Как Вы объясняете успех Йуула?

Эберхард: Он появился в подходящий момент и направился прямиком в этот воспитательский вакуум. Авторитарного воспитания уже не хочет никто, равно как и аналога «невидимой руки рынка», которая сама воспитает ребенка. Собственных родителей не хочет слушать никто, а полагаться лишь на интуицию кажется черезчур легкомысленным. Йеспер Йуул говорит очень простые вещи. Иные — разумные, остальные не очень. Его первая книга «Компетентный ребенок» обошлась без единой рекомендации, родителям это было безразлично. И вдруг все заговорили о том, что ребенка нельзя не только наказывать, но и хвалить.

«Цайт»: Нельзя хвалить?

Эберхард: Да, и такое говорит не только Йуул. Если моя дочь хочет показать мне свой рисунок, то максимум, что я могу, так это сказать: О, рисунок! Как интересно! Ты стала счастливой, рисуя картинку? Но это же неправильная коммуникация, я не такой, почему я должен притворяться? Родители должны точно подбирать каждое слово, прежде чем произносить его ребенку. Лишь бы не пристыдить его, не лишить уверенности в себе или подвергнуть гнету конкуренции. Проблема с экспертами в их морализаторстве. Они говорят родителям, что делать, а что нет. Родители в поисках ориентиров впитывают догмы и идеологии, от которых не так то просто потом избавиться.

Эберхард жестко судит о специалистах в области воспитания, хотя и не говорит, что родители не могут что-то почерпнуть у них. Экспертные знания слишком часто основываются на собственных воззрениях и здравом смысле, то есть вещах, которые родители могут постичь сами. Важно то, что в собственном доме никто не может быть экспертом. Первоклассными специалистами являются лишь родители без детей.

Эберхард: Да и шведы все еще влюблены до безумия в истории Астрид Линдгрен и все эти идиллические картины. Но подумайте над тем, как выросли дети в этих книгах. Они целый день бродят туда-сюда, без присмотра, без шлемов и шляп от солнца. Михель привязал свою маленькую сестренку Иду на верхушке флагштока. А Лотта с улицы Крахмахер каталась с братьями-сестрами на крыше Фольксвагена-«жука». Теперь это все стало совершенно немыслимо. Сегодня родители и ведомство по делам несовершеннолетних (Югендамт) взаимно держат друг друга на мушке. В детском саду моего сына все дети должны носить шлемы уже при катании на санках!

«Цайт»: Что плохого в желании защищать детей?

Эберхард: Сверхопека. Если мы хотим получить этого компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен к этому, даже в городе с большим движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми. Многие взрослые поступают противоречиво, совершенно не смысля в том, что подстегивает ребенка, продвигает в развитии, а что ложится излишним грузом.

«Цайт»: Какие это имеет последствия?

Эберхард: Мы плохо готовим детей к взрослой жизни, дурача их, что с ними никогда не случится что-то плохое, что мы всегда существуем для них, что они — пуп земли. В своей психиатрической клинике я встречаюсь с молодыми людьми, которые пришел ко мне потому, что, к примеру, с ними рассталась подруга по причине смерти собаки. У них налицо трудности с тем, чтобы справляться с обычными переживаниями.

«Что-то не так» — таково частое экспертное заключение Эберхарда в практической работе. Родители искали медицинские ответы на свою беспомощность. И диагноз — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, они восприняли с облегчением, потому что получили объяснение поведению ребенка, и могли далее уже не обвинять самих себя. Родители изумляются тому, что их дети усталые, раздраженные, гиперактивные, но им не приходит в голову мысль отправить чадо спать пораньше или запретить тинейджеру полночи торчать перед компьютером. Эберхард не скупится на критику.

«Цайт»: Германия уже давно ориентируется на Швецию в деле заботы о детях и равноправии. А теперь скажите: прекратите же, наконец, идти за нами!

Эберхард: Потому что мы перегнули палку. Мы уже не контролируем либерализацию, а тема равноправия стала одной из общественных догм. Все мы отдаем детей в ясли уже в возрасте одного года. Далее, матери и отцы работают по возможности равноправно, по возможности одинаково много, по возможности на равноценных позициях. Никто не должен быть у кого-то в хвосте. Работа — единственный путь, чтобы стать человеком. Мы это впитываем с младых ногтей. Родительство само по себе уже не ценность. Родители сразу должны решать, кто остается дома с ребенком и как долго, а кто продолжает работать.

Звонит телефон, это его жена. Он должен развесить постиранное белье. Постельное белье младшего сына должно высохнуть до вечера. Он прерывает интервью, чтобы уладить домашние дела.

«Цайт»: А что, если женщина решит дольше остаться дома?

Эберхард: Этого себе не может позволить уже ни одна женщина. Обвинение будет чрезмерным. Она превратится в реакционную, старомодную изменницу своего пола.

«Цайт»: ” Хен “, личное местоимение среднего рода, стало официальным в шведском лексиконе. Тем самым должны избегать говорить о ребенке «он» или «она».

Эберхард: Это жестокое обращение с детьми, к счастью, практикуемое пока лишь в нескольких детских учреждениях. Эта уравниловка игнорирует все научные знания о биологическом развитии детей. У нас колоссальная проблема с юношами подросткового возраста (тинейджерами). Они уже не справляются самостоятельно со школьными делами, потому что с ними больше не обращаются, как с мальчиками.

«Цайт»: Поэтому шведские школы так упали по сравнению с международным уровнем?

«Цайт»: Типично для детей, постоянно находящихся в центре заботы и внимания.

Эберхард: Да, и эти дети-«пупы земли» становятся потом взрослыми, и приходят, например, на шведское телевизионное шоу «Идол». Там ищут певческие таланты, которые завтра станут суперзвездами. И вот они приходят туда, и вообще не могут петь. Но они даже не знают этого. Жюри, оправившись от изумления, спрашивает: тебе что, никто никогда не говорил, что ты не умеешь петь?

«Цайт»: Его родители были слишком трусливы?

Эберхард: Они не хотели травмировать бедное дитя. Так и вырастают дерзкие паршивцы, идущие в мир с совершенно искаженной картиной о собственных способностях. Фокусировка только на ребенке — не самый лучший метод воспитания в мире. Если бы это было так, наши дети любили бы нас больше, чем кто-либо где-либо кого-либо в мире. Но это не так. Как только мы стареем и дряхлеем, они сдают нас в дом престарелых. В остальных странах семьи живут вместе, потому что родители и в пожилом возрасте еще ценятся.

Шведское воспитание детей: чему нам стоит научиться?

«У меня трое детей, и мне ли не знать, что, невзирая на все радости родительства, воспитывать их непросто. В наше время, когда нам внушают, что мы можем иметь всё: карьеру, детей и время для себя, — приходится делать тысячу дел одновременно и носиться со скоростью света. Мы стараемся изо всех сил, и нам постоянно кажется, что этого мало. Но всё может быть иначе», — пишет автор книги «Что такое лагом» Ники Брантмарк.

Но давайте начнем с того, что такое лагом, а потом выясним, чем это может быть полезно в воспитании детей. Лагом (ударение на «а») — широкая идея, прочно укоренившаяся в шведском менталитете. Это слово часто переводят как «умеренность во всем», «не слишком много и не слишком мало». По сути — это баланс, подходящий именно вам. Например, вода может быть лагом-теплой — комфортной для вас температуры.


Что такое лагом

Мы не суперлюди

Чтобы быть хорошим родителем, не нужно становиться супергероем? Шведы уверены — детям пойдет на пользу, если у них всего будет в меру: нашего безраздельного внимания, времени в компании друзей, времени поскучать, игрушек, занятий, спорта, телевизора, природы и учебы? Так мы даем им возможность развиваться естественно. И так обретается равновесие для всех членов семьи — больших и маленьких.

Телевизор и гаджеты

Сколько можно смотреть телевизор? Когда? Что именно? Важно одно: и для него есть свое время и место. Почему бы не устроить вечер семейного телепросмотра? Это идеальное расслабление после долгой недели, особенно если приготовить что-нибудь вкусненькое.

Фредагмюс

Во многих странах семейные вечера перед телевизором уходят в прошлое, а в Швеции такие посиделки по-прежнему популярны. У шведов даже есть для них особое название — Фредагсмюс, уютная пятница. К ней не нужно готовиться заранее:

  • Уберите телефоны и не планируйте никаких дел на вечер.
  • Приготовьте простое блюдо, которое любит вся семья.
  • Выберите занятие, в котором сможет участвовать каждый: настольную игру или просмотр фильма.
  • Подайте закуски на всех (попкорн, чипсы).

Время наедине

Родители обычно носятся как сумасшедшие, пытаясь совместить работу, дом, дела и всё остальное. В результате нам не всегда хватает времени на личное общение с детьми — действительно качественное взаимодействие один на один, безраздельное внимание.

Источник

Что, если немного расслабиться? Несколько минут в день достаточно, чтобы повысить самооценку ребенка, чтобы он почувствовал, что его любят, слушают, ценят. Можно сходить вместе в музей, что-то порисовать, почитать или вместе собрать пазл.

Минуты наедине, такие простые и такие особенные, станут лучшим подарком вашим детям. И, скорее всего, самыми драгоценными моментами для вас обоих.

Детям полезно скучать

Шведы не увлекаются секциями и дополнительными занятиями. Эксперты подтверждают: дети нуждаются в «тихом времени» не меньше, чем в организованных занятиях. В свободные часы у ребенка появляется возможность развить важные навыки, завести друзей, научиться понимать эмоции. Именно скука развивает воображение. Так что в следующий раз, услышав нытье ребенка, не спешите его чем-то занимать. Может, он сам вот-вот придумает веселую игру.


Источник

Лагом-подход к игрушкам

По мнению специалистов, слишком много игрушек или игрушки, не подходящие по возрасту, приносят больше вреда, чем пользы. По данным одного британского исследования, если у ребенка много игрушек, он чаще отвлекается, а неумение сосредоточиться мешает обучению и игре. Малое число игрушек дает ему возможность использовать воображение и помогает ценить то, что он имеет.

Какие игрушки все-таки стоит купить? Как показывает практика, детей дольше всего занимают классические игрушки, и они же развивают воображение. Лего, деревянные кубики, железная дорога и конструкторы стимулируют творческое мышление, развивают важные моторные, языковые и пространственные навыки и учат решать задачи. Также хороши игрушки, которые можно использовать в ролевой игре: вигвамы, кукольные домики, игрушечная кухня, мягкие игрушки. Они способствуют социализации, когнитивному и физическому развитию, отработке коммуникативных навыков . Вместо дешевого пластика покупайте красивые качественные игрушки, которые прослужат много лет и будут передаваться из поколения в поколение.


Источник

Лёрдагсгудис

Лёрдагсгудис — это субботние сладости. С малых лет шведы приучают детей к умеренности. А есть ли лучший способ ей научиться, чем ограничение сладкого?

Выделить особый день для сладостей — очень здравая мысль: тут и польза для здоровья (уменьшается общее потребление сахара), и привычка к умеренности. А главное, ожидание превращает простую покупку сладостей в праздник. И каждый кусочек леденца, конфеты и шоколадки хочется распробовать.


Источник

Дети и природа

Оказавшись на улице, дети преображаются: бегают в лесу, собирают палки и камни (и тащат их домой в огромном количестве), прыгают через ручьи и катаются с горок. Они никогда не признаются, но им нравится бывать на природе. И это отличный способ провести время с семьей и расслабиться, не отвлекаясь на повседневные дела.

В Швеции гулять с детьми принято не только в хорошую погоду. Они всегда одевают детей по погоде, точно определяя, как сделать так, чтобы ребенку было не слишком холодно и не слишком жарко.

Польза прогулок для детей подтверждена многочисленными исследованиями. Общение с природой стимулирует творческие способности и развивает навыки решения задач, улучшает когнитивные способности и даже способствует более сбалансированному питанию (по данным одного из исследований, дети, работающие в огороде в детском саду или дома, чаще едят фрукты и овощи). Кроме того, оно помогает налаживать более здоровые отношения с людьми и улучшает зрение (чем больше ребенок находится на улице, тем меньше проявлений близорукости).

Читайте также:  Современные средства и методы воспитания дошкольников

Даже маленькие приключения на свежем воздухе имеют много плюсов для детей и семьи.

По материалам книги «Что такое лагом».
Обложка поста: иллюстрация из книги «Что такое лагом».

5 вещей, которым нужно научиться у скандинавских родителей

Читать: 2 минуты

Минималистский дизайн, запоминающееся поп-музыка, неуловимая концепция hygge (Хюгге — это датская жизненная философия из нескольких правил, позволяющих создать атмосферу покоя, тепла и дружелюбия). Во всем мире люди знают о существовании особой скандинавской культуры. И не без оснований. Согласно американскому рейтингу – «лучшие страны для воспитания ребенка в 2017 году», Швеция заняла первое место, второе и третье места у Норвегии и Дании. Сильные экономики этих стран в сочетании с институтами семьи (здесь самые щедрые отпуска по уходу за ребенком в мире), помогают скандинавским странам демонстрировать высокие показатели в сфере воспитания детей. Что делают родители на севере Европы по-другому?
Приведем пять (основных) уроков воспитания от скандинавских мам и пап:

1. Плохой погоды не бывает, бывает только плохая одежда

Если вы когда-нибудь слышали это старое высказывание, благодарите за него скандинавов. Такое отношение – ключевой подход к прогулкам. Детей выводят на улицу играть каждый день, независимо от погоды и региона (даже там, где часто бывает холодно, дождливо или и то, и другое одновременно). И так делают не только те родители, которые приобрели вездеходные коляски, но и родители дошкольников и школьников, испытывающих этот мир на прочность. Главное, быть уверенным, что дети одеты по погоде. Какие плюсы? Дети реже болеют, у них хорошее зрение (ученые отмечают, что пока не нашли взаимосвязи между прогулками и зрением, но воздух действительно положительно воздействует на глаза, подробнее здесь), они остаются в форме и, как считается, у таких детей развивается устойчивость.

2. Не нужно подавлять в ребенке дикую природу

В то время как к диким и грязным детям зачастую неодобрительно относятся в других культурах, в Скандинавии таких детей категорически одобряют. Копаться в грязи, топать по лужам – для скандинавов привычное дело. На самом деле, родители даже поощряют и лелеют «грязную игру», поскольку она считается важной частью хорошего детства. Такую игру называют «благом для здоровья детей». В грязи дети соприкасаются с бактериями, что может помочь создать сильную иммунную систему, улучшить здоровье кишечника и снизить риск астмы и аллергии. Медики говорят, что некоторые бактерии вызывают мозговое производство серотонина, т.е. «хорошего настроения». Имея это в виду, лишний запуск стиральной машины кажется не таким уж большим компромиссом!

3. Забудьте о раннем развитии

Официальное обучение в Скандинавии начинается не раньше шести-семи лет. Большинство родителей и дошкольных учителей утверждают, что дети узнают, что им нужно узнать, когда они будут готовы к этому. Поэтому не нужно давить на них. Нет необходимости учить детей читать и писать как можно раньше. Одно из исследований показало, что к 11 годам нет существенной разницы между детьми, которые научились читать в возрасте пяти лет и теми, кто научился этому в семь лет. Кроме того, те, кто позже учится читать, лучше понимают текст и позитивнее относятся к чтению.

4. Свобода воспитывает ответственность

В Скандинавии даже маленьким детям во многом предоставляется свобода: лазать по деревьям, использовать реальные инструменты (не понарошку), играть с огнем и самостоятельно ходить на площадку. К девяти или десяти годам, они, как правило, самостоятельно выполняют свои задания. На дополнительные занятия или в школу они добираются пешком, велосипедом или общественным транспортом. Это, по мнению скандинавских родителей, помогает им учиться оценивать риски и принимать обоснованные решения. И исследования показывают, что и в этом скандинавские родители правы.

5. Friluftsliv – «Жизнь под открытым небом»

Несомненно, скандинавские дети (как и любые другие) любят телевизор и электронные устройства. Но по статистике скандинавские дети меньше сидят перед экранами, чем их сверстники в других странах. Для этого родители используют – Friluftsliv – в грубом переводе: «жизнь под открытым небом». Это образ жизни, вращающийся вокруг того, чтобы ценить и проводить время в природе.

При этом, не обязательно жить в нетронутой сельской местности. Просто детей учат ценить природу в повседневной жизни, ходить по окрестностям, устраивать гриль/хот-доги в местном парке. Фрулуфстлив – хороший способ для детей понять свою роль в естественном мире и и задуматься над тем, как правильно распорядиться землей в будущем. И, в конечном счете, это, наверное, самый важный урок для всех.

Линда МакГерк — шведско-американский журналист и блоггер, живет с семьей в сельской Индиане.

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь, пожалуйста, на нас в соцсетях и делитесь с друзьями.

Как воспитывают детей в Швеции

Швеция – необычная страна, где дети живут по своим законам и правилам. Почти тридцать пять лет назад здесь были запрещены физические наказания. За эти годы сформировалось новое поколение современных родителей, выросших без насилия и с четким осознанием своих прав. Как живут современные шведские родители: как отдыхают, во что одевают детей и как помогают друг другу в тяжелые времена?

Книги Астрид Линдгрен и шведское общество

На отношение к детям в Швеции оказали сильное влияние книги их знаменитой соотечественницы Астрид Линдгрен. На ее историях о Пеппи Длинныйчулок – довольно своеобразной и независимой шведке, Расмусе-бродяге, который сам нашел себе родителей, сбежав из детского дома, грустящем Малыше и необычном летающем взрослом по фамилии Карлсон выросли многие шведские мамы и папы. Многие шведы с восхищением рассказывают о том, как Астрид Линдгрен даже в восемьдесят лет любила вести себя по-ребячьи и с легкостью вскарабкивалась на ветви высоких дубов.

Удивляют последствия тех идей, которые вкладывала эта маленькая скромная женщина в головы строгих и рассудительных шведов. В начале прошлого века в Скандинавии к детям относились довольно строго и сурово, но после активной литературной деятельности Линдгрен отношение стало качественно иным. Не случайно, именно в Швеции были приняты первые в мире законодательные акты, нацеленные на защиту прав ребенка (В 1989 году шведскими политиками была подписана конвенция ОНН о правах ребенка). Сегодня шведские дети чувствуют себя уверенными и независимыми, осознавая, что в этой стране все направлено на их поддержку и развитие. Любые нарушения детских прав жестоко пресекаются штрафами и другими неприятными последствиями.

Как же воспитывают детей в современной Швеции?

Защита прав шведского ребенка начинается уже с момента зачатия и эмбрионального состояния. Это проявляется, например, в том, что в некоторых государственных медицинских учреждениях одно время врачи отказывались сообщать пол ребенка при ультразвуковом исследовании. Аргументировалось это тем, что с приездом большого числа беженцев из Азии и Африки участились случаи абортов по половому признаку. В этих семьях родители сознательно отказывались от рождения дочери.

Шведским женщинам очень нравится то, что государство берет под защиту не только ребенка, но и саму беременную, обеспечивая квалифицированной медицинской помощью для успешных родов. Еще один плюс шведской медицины – врачи не увлекаются медикаментами, предпочитая полагаться на иммунную систему матери и ребенка. Лечение антибиотиками прописывается только в крайних случаях. К примеру, в шведской аптеке сложно приобрести простые глазные капли для ребенка без рецепта врача. Лишний повод убедиться в том, что даже на уровне аптек детей стараются уберечь от медицинских экспериментов неопытных родителей. Средствами массовой информации уделяется серьезное внимание обучению населения мерам профилактики инфекционных и хронических заболеваний, пользе здорового образа жизни.

Особое внимание в Швеции уделяется заботе о зубах. Согласно последним шведским исследованиям в области стоматологии, здоровье детских зубов существенно влияет на то, сколько денег придется потратить на поддержание хорошего иммунитета и внешнего вида во взрослом возрасте. Если человек умудрился сохранить свои зубы целыми и невредимыми до двадцати пяти лет, то после тридцати-сорока ему не придется сталкиваться с такими проблемами, как зубопротезирование. Поэтому государство решило взять на себя заботу о детских зубах. В первые дни после рождения малыша шведские родители уже получают от стоматологической клиники, за которой закреплен ребенок, небольшой подарок, обычно это – зубная щетка для младенцев. Естественно, в ходе этой профилактической работы не забыт и традиционный ненасильственный подход к ребенку: врач сможет заглянуть в рот маленького шведа только при условии, что сам ребенок позволит это сделать. Удивительно, но это работает. Детвора после трех-четырех визитов в кабинет стоматолога чувствует себя здесь очень комфортно. Ребенку дарят красивые щетки, пасты, игрушки. Врач ласково разговаривает с малышом, показывает разные инструменты, хвалит ребенка за заботу о зубах. Иногда дети едут на прием к дантисту как на праздник или в гости, ожидая получить что-то интересное в подарок.

Одежда для детей в Швеции

Для того, чтобы быстро и свободно передвигаться в любую погоду, даже под проливным дождем, шведы придумали для детей специальную одежду. Удобные комбинезоны, прорезиненные куртки, сапоги всевозможной формы не только удобны при ходьбе и беге, но также помогают обезопасить ребенка в вечернее время суток. Зимой в Швеции солнце садится около четырех часов вечера, после шести на улице очень темно. Поэтому производители детской одежды в Швеции и других странах Скандинавии выпускают куртки и комбинезоны с нашивками из светоотражающей ткани, а также брелоки на детский рюкзачок, зимние сапожки и шапочки с нашивками, отражающими свет фар движущегося автомобиля или фонарика пешехода.

Забота о правах и потребностях ребенка в Швеции проявляется не только в медицинских учреждениях, в магазинах и учебных заведениях. Практически в каждом общественном институте продумана политика доброжелательного отношения к ребенку: детские площадки перед крупными магазинами и специальное меню в ресторанах «Икеа», большое количество детских образовательно-развлекательных комплексов. В городских музеях предусмотрена большая светлая игровая, а сами выставки интересны не только взрослым, но и детям. Уже один факт, что количество ресторанов «Макдональдс» в Швеции больше, чем в других странах Скандинавии, говорит о том, что детям в этой стране уделяется особое внимание.

Социальная защита детей в Швеции

Еще один интересный факт из шведской реальности – при приеме на работу иностранцам часто приходится заполнять несколько официальных бумаг. Среди них может оказаться любопытный документ – обязательство не нарушать права ребенка в этой стране, в частности – не подвергать детей любым формам насилия. Возможно, что после подписания подобного документа многие иностранцы вообще остерегаются вступать в разговоры со шведскими детьми, боясь быть неправильно понятыми и обвиненными в оскорблении личности или сексуальном домогательстве.

Шлепки и наказания розгой на территории Швеции грозят серьезными неприятностями с полицией, что помогает несдержанным родителям контролировать негативные эмоции и искать более позитивные пути решения конфликтов с детьми. Вероятно, поэтому взрослые шведы – это спокойные, сдержанные люди, конструктивно решающие всякого рода ссоры и разногласия. При этом шведские дети, достигнув совершеннолетия, зачастую добры, сострадательны и проявляют желание стать на защиту тех, чьи права систематически нарушаются.

Отбирают ли в Швеции детей?

В основном, шведские работники соцзащиты, прежде чем приступить к таким серьезным шагам, делают все возможное, чтобы помочь родителям решить создавшиеся проблемы.

К примеру, молодая жительница Швеции, мать четырех дочерей, после пятнадцати лет эмоционально напряженного брака однажды утром обнаружила, что муж ушел, оставив все, кроме зубной щетки, решив начать все с чистого листа. В результате – у брошенной жены тяжелейшая депрессия, дома – полный беспорядок, дети находятся в глубоком шоке и прострации. Старшая шестнадцатилетняя дочь выкрасила волосы в дикий зелено-желто-фиолетовый цвет, а младшая – шестилетняя кроха залезла в детскую коляску и закуталась в детское одеяльце, словно младенец.

Что сделали работники социальной службы?

Всячески ободряли женщину обратиться к психологу за помощью, что привело к позитивным переменам. Одинокая мама смогла найти в себе силы начать работать и заниматься воспитанием. Воспитатели в детском саду помогали шестилетней младшей дочери снова начать улыбаться, а старшей классный руководитель настоятельно порекомендовал посещать занятия для подростков, мучимых навязчивыми идеями о бессмысленности жизни.

Другой случай – молодые бездетные шведы решили стать на учет в специальные органы опеки, которые рассматривают кандидатуры для родителей выходного дня. После прохождения всех проверок им доверили брать на воскресенье ребенка, чья мама пережила развод, тяжело работала и сама обратилась за помощью в социальную защиту. Мотивировала она свое обращение тем, что находится в активном поиске супруга, а для этого надо ходить на свидания и проводить побольше времени наедине с будущим мужем, чтобы лучше узнать друг друга. Из-за жесткого рабочего графика у молодой женщины на личную жизнь остаются только выходные. Но куда денешь ребенка, когда нужно пойти в кино или в ресторан? Попросить бабушку посидеть с малышом – не всегда удобно, особенно в шведской культуре. После того, как женщина решила свои семейные проблемы, ребенок снова стал проводить выходные в собственном доме, вдобавок у него остались дружеские отношения с приемными родителями.

Читайте также:  Ребенок растет завистливым: почему и что делать?

Отдых в Швеции

Шведские родители тяжело и много работают в будни, поэтому на выходных и в отпуске семьи часто отправляются на отдых в теплые страны. Наиболее популярным направлением является Таиланд, Италия и другие теплые страны, где можно увидеть много беловолосых скандинавов, жарящихся под ярким южным солнцем. Возможно, именно из Таиланда пришла в Швецию мода на татуировки. В крупных городах, как Гетеборг, в изобилии открываются салоны, где можно быстро и качественно нанести тату любой формы и цвета.

В июне, когда начинает серьезно пригревать приветливое шведское солнце, молодые мамочки на детских площадках спешат поскорее раздеться и позагорать. Тут то и открывается все многообразие татуировок на женских плечах, спинах и груди. Розы, цепи, ангелы и драконы украшают тела современных шведских мам. Одна молодая христианка из Швеции вытатуировала отрывок из библейского псалма прямо на подъеме стопы: «Слово Твое, Боже, – свет стезе моей». Детвора тоже не отстает от родителей: с удовольствием переводит наклейки с тату на руки, ноги, животы и лицо. Детские тату довольно безобидны, потому что быстро смываются водой, хотя если у ребенка есть кожные высыпания, то родители не приветствуют это украшение.

Отдых с детьми на территории Швеции

Помимо заграничных поездок, шведские семьи любят проводить время на берегу морских заливов, ловя рыбу, катаясь на водных лыжах, да и просто купаясь. Пикники и походы в горы, поросшие лесами, – одно из излюбленных занятий детей и взрослых. Пока не закончилось короткое лето, надо успеть насладиться вкусным мясом, поджаренным на походном гриле, нежным скандинавским солнышком и ароматными лесными ягодами.

Связь городских шведов с деревней все еще очень сильна. Многие обеспеченные семьи, помимо квартиры в городе, стараются сохранить родовую усадьбу в сельской местности. Заботливые мамочки стремятся укрепить здоровье малышей в течение теплого лета, проводя много времени на дачах и фермах. В сельской местности карапузы часто бегают во дворе голышом, дети постарше – в купальниках и с водными ружьями.

Первый день лета – начало летнего сезона, когда в небольших шведских городках открываются бары с мороженым. Всевозможные смеси мороженого с фруктами, ягодами, шоколадом и тертым рождественским печеньем, посыпки и поливки – мечта каждого шведского ребенка. Обычно в такое кафе на свежем воздухе родители идут вместе с детьми. И даже здесь проявляется желание современных шведов сформировать у детей самостоятельность и уважение к чужому вкусу и мнению: ребенок собственноручно украшает свою порцию мороженого. В его распоряжении не менее двадцати вариантов ярких шариков, стружки, забавных фигурок из мармелада и сахарной глазури.

Знаменитое шведское здоровье

Шведские мамы и бабушки уделяют большое внимание поддержанию хорошей спортивной формы, поэтому часто принимают участие в благотворительных забегах. Обычно эти соревнования проводятся поздней весной или в начале лета. Тысячи женщин – молодых и старых, худых и толстых, богатых и не очень – приобретают билеты для участия в этих кроссах. В среднем участие в забеге стоит двести крон, это не очень дорого, но приносит массу позитивных эмоций. Дети, мужья, отцы и племянники приходят поболеть за бегущих мам и бабушек. Играет оркестр, возбужденно кричит радостная толпа, и уставшая после пятикилометрового забега шведская горожанка получает заслуженную медаль, а к ней свежий фрукт для поддержания сил и мини-версии популярных кремов от промоутеров, стоящих за финишной чертой.

Защищая здоровье ребенка, взрослые заботятся о его будущем, поэтому подобные забеги проводятся и для детей. Малыши с гордостью надевают медаль участника кросса и с довольной улыбкой поглощают традиционный шведский картофельный салат и фрикадельки во время пикника, обязательно входящего в программу подобных соревнований.

Бег, скалолазание, длительные походы, поездки на моторной или весельной лодке, лыжи и сноубординг – все это помогает шведкой детворе расти сильной и выносливой.

Особенности образования детей в Швеции

23 октября 2018 года Посольство Швеции организует презентацию образовательных возможностей своей страны в городе Киев. Участники мероприятия смогут узнать больше о шведских университетах, программах и стипендиях, а также пообщаются с их выпускниками.

Сегодня Швецию справедливо считают одним из мировых лидеров в области инновационных открытий, а количество нобелевских лауреатов, родившихся в этой скандинавской стране, достигло 30 человек.

Какие же особенности обучения в школах Швеции? Как жители этой страны воспитывают малышей в детсадах? Что нужно знать украинцам, чтобы поступить в шведский университет? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Как работают детсады в Швеции?

В Швеции существуют государственные и частные детские сады (но и те, и другие являются платными). Хотя существуют различные социальные программы, системы скидок (для второго, третьего ребенка). А когда ребенку исполняется 3 года, ему ежегодно предоставляются 525 бесплатных часов для пребывания в детском саду.

Обычно дошкольное образование начинается с 3 лет (по желанию родителей можно и с одного года). Количество детей в группах колеблется от 15 до 20 человек, но достаточно распространены малочисленные группы (менее 10 детей). Воспитательный процесс обеспечивают 3 воспитателя.

В шведских садах не учат читать и считать, не практикуют задачи для ускоренного интеллектуального развития. Если ребенок заинтересуется цифрами или буквами, воспитатель ему объяснит, однако специальное обучение чтению или счету в садах не практикуется.

Зато много времени дети проводят на улице (при благоприятных погодных условиях даже спят).

Дети с особыми потребностями посещают группы вместе с другими детьми. Но, если ребенку сложно себя обслуживать или нужен присмотр, в группу добавляют помощника воспитателя.

Кроватей в группах нет (только матрасы и одеяла), ведь спать в шведских садах необязательно. Во время тихого часа детям читают сказки (некоторые могут и задремать), они рисуют, создают поделки вместе с воспитателем.

«Шведское воспитание строится на принципе» «У ребенка должно быть детство». Здесь делают все, чтобы дети росли здоровыми, учились дружить, уважать и заботиться друг о друге.» — делится впечатлениями о шведском сад мама двух детей Екатерина Каед.

В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс, где в течение одного года дети будут готовиться к школе. Стоит заметить, что обучение в подготовительном классе не является обязательным, его посещают по желанию.

А вот в 7-летнем возрасте дети обязательно должны идти в школу.

Какие особенности обучения в шведских школах?

1. Среднее образование в Швеции является полностью бесплатным (родители не платят никаких взносов на помощь учебному заведению или на ремонт класса).

2. Школу для обучения ребенка можно выбирать, но образовательное учреждение принимает первоклассников только при наличии свободных мест.

3. К старшей школы с детьми работают только два учителя: один учит учащихся в начальных классах (с первого по третий), другой — в средней школе (4-6 класс).

4. Обучение младших школьников направлено на социальное развитие ребенка:

  • общения и игры со сверстниками;
  • установление дружеских контактов.

Детям дают только 1 домашнее задание на неделю по одному предмету. К тому же, малышам не приходится носить тяжелые ранцы: учебники и тетради хранятся в школе.

5. Одна из задач шведской системы образования — ликвидировать конкуренцию между учениками. Поэтому в их школах не поощряются самые умные и не осуждаются те, кто отстает от какого-то предмета.

6. До 5 класса включительно учащиеся не получают оценок, а начиная с шестого — им выставляют оценки от А до F. Кроме того, в конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о своей работе, в котором пишут о способах выполнения задач и о том, чему они научились за это время.

7. С 7 по 9 класс (в старшей школе) ученики учатся в соответствии со специализацией. Дети могут выбирать дисциплину и альтернативные курсы, которые им понадобятся для получения профессии.

8. Обучение происходит на принципах равенства (к ребенку относятся как к полноценной личности) .Учителю отводится роль наставника, который направляет и дает свободу ученикам искать собственные методы, подходы, сотрудничать и высказываться.

Как происходит обучение в гимназии?

После окончания 9 класса большинство подростков продолжает обучение в гимназиях.

Для вступления в нее нужно закончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена:

  • шведский язык;
  • математику;
  • английский язык.

Школьникам, которые заканчивают 9 класс, предлагают около 20 направлений обучения. По поводу выбора будущей профессии выпускники могут посоветоваться со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

Продолжительность обучения в гимназии зависит от направления и в среднем составляет 2-3 года.

Как обучают иностранцев в Швеции?

Дети из других стран могут учиться в государственных или частных учреждениях Швеции. Вступить в государственную гимназию (по программе обмена) можно с 14 до 17 лет. В младшем возрасте иностранцев не принимают на учебу.

К тому же, школьники из других стран могут учиться в Швеции только год (хотя стандартный срок обучения в гимназии для шведских школьников продолжается 3 года). Исключением является только дети, которые постоянно проживают в Швеции.

Для того, чтобы ребенка зачислили в гимназию, он обязательно должен владеть английским языком. Кроме того, шведы обращают внимание на успеваемость школьника в его родной стране и коммуникативные умения.

Обучение в образовательных учреждениях Швеции является платным (около 6 тыс. евро в год в государственных учреждениях, в частных стоимость выше).

В период обучения подростки обычно живут в шведских семьях, что позволяет быстрее овладеть языком.

Как построено высшее образование в этой скандинавской стране?

Всего в Швеции существует около 55 высших учебных заведений, среди них — 11 университетов. Старейшим университетом Швеции является Упсальский (основан в 1477 году), а самым престижным и наиболее популярным среди иностранных студентов — Лундский университет (создан в 1666 году).

Обучение в высших учебных заведениях состоит из следующих программ:

  • бакалавриат — 3 года;
  • магистратура — 1-2 года;
  • докторантура — 4 года.

Учиться шведы могут всю жизнь, ведь в стране придерживаются концепции «непрерывного образования». Согласно ей, государство должно создавать для своих граждан условия для максимального раскрытия их способностей в течение всей жизни.

Иностранным студентам для поступления в шведский университет, кроме аттестата о среднем образовании, нужно подать сертификат, подтверждающий владение языком на уровне не ниже, чем В2 (с английского это — IELTS, TOEFL или CAMBRIDGE UNIVERSITY).

Отправка заявлений на поступление в шведский вуз осуществляется через специальный портал universityadmissions.se. Здесь можно выбрать университет и программу обучения, а также более подробно ознакомиться с требованиями к иностранным студентам.

К сожалению, сегодня бесплатное высшее образование в Швеции доступно только для местных граждан и иностранцев из стран Европейского Союза. Украинцы могут учиться бесплатно только по некоторым программам обмена студентов (например, «Эразмус»). Обучение по такой программе даже предполагает получение стипендии (правда, для этого нужно приложить немало усилий).

Студент четвертого курса факультета международных отношений ЛНУ им. Франко Марко Демчук делится опытом обучения в Швеции: «Образование для шведов — святое. В него вкладывают много денег — как в государственный, так и частный сектор. К примеру, ИКЕА (транснациональная корпорация, основанная в Швеции — авт.) Ежегодно финансирует в шведский университет миллионы евро!»

Год назад Марко выиграл конкурс от Шведского института (государственной организации, занимающейся распространением за рубежом знаний о Швеции и налаживанием международного сотрудничества в области образования и научных исследований) и три недели изучал шведский культуру, литературу и диалекты в народной школе Hola Folkhögskola.

Марко отмечает: «В Швеции студенты не гонятся за оценками. Мы заранее договаривались, сколько разделов читаем вне аудитории, а на занятии обсуждали прочитанное. Это кардинально отличается от того, что я вижу в Украине, когда полтора часа слушаешь лекцию, а затем должен воспроизвести монотонный монолог преподавателя, ибо только так сможешь получить хорошую оценку и закончить университет».

В последние годы количество желающих получить высшее образование в Швеции, постоянно растет. Это и неудивительно: шведское образование считается одним из лучших в мире (особенно в области компьютерных технологий и музыки). Поэтому украинским педагогам стоит обратить внимание на опыт коллег из Швеции, а будущих студентов могут заинтересовать образовательные возможности этой скандинавской страны.

Ссылка на основную публикацию