Теория и методика музыкального воспитания детей

Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание в современных условиях

Наталья Зинова
Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание в современных условиях

Общие основы методики музыкального развития дошкольников.

Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах

Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Музыкальная культура дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения.

Характеристика источников постановки целей музыкального образования дошкольников.

Источники для постановки педагогических целей:

• социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;

• ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;

• культура и человек как ее творец и творение.

Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.

Соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования.

Музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В. А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр.

Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней».

Характеристика потенциала музыкального образования для развития личности дошкольника.

Взаимодействие с музыкой не ограничивается изучением игры на инструменте или вокала. В последние годы мне повезло участвовать в исследовательском проекте организации, устраивающей активные музыкальные кружки для дошкольников.

Занятия этого типа получают все большее распространение во всем мире. На них не ставится задача научить детей играть на определенном инструменте или владеть голосом, хотя они часто включают пение. Музыкальные действия и игры проводятся в основном для удовольствия, без цели улучшить исполнение.

На таких занятиях создается веселая атмосфера, разучиваются песни, помогающие закреплять простые повседневные навыки (например, как ложиться спать или чистить зубы, и дети знакомятся с навыками общения: например, как делать поочередные и совместные действия или подражать кому-то. Так как движения часто выполняются под музыку или барабанный аккомпанемент, они способствуют развитию двигательной координации, синхронизации и развитию.

Музыка не считается необходимым компонентом в развитии познавательных, социальных и двигательных навыков и умений. Во многих странах на ранних этапах жизни ребенка музыка используется вовсе не так широко, как в западном обществе, и этот факт, по-видимому, не вредит развитию детей. Вероятно, самая важная функция музыки в подобных дошкольных объединениях — содействие: музыка создает условия, в которых правила взаимодействия в обществе подаются просто и увлекательно.

Конечно, музыка не единственное подобное средство, но зачастую единственное, приносящее радость. Обычно она создает увлекательную обстановку, потому что дети хорошо на нее реагируют. Это перекликается с тем, что мы говорили в главе 1 об их естественном влечении к музыкальным звукам. А радостный, увлеченный ребенок — это радостный и увлеченный родитель; такая ситуация, скорее всего, будет содействовать обучению и укреплять связи между детьми и взрослыми.

Лорел Трейнор и ее коллеги были в числе первых ученых, систематически анализирующих воздействие активных дошкольных кружков музыки. В первом исследовании43 они распределили шестимесячных младенцев: одних — в активный музыкальный кружок, других — в пассивный, где дети только слушали музыку (серия CD Baby Einstein) и иногда играли. Гипотеза заключалась в том, что в активных музыкальных кружках больше социального взаимодействия и участия в музицировании и что эти два фактора полезны для развития.

Учителя музыки из каждого кружка не знали о характере эксперимента, и занятия проводились еженедельно по часу в районах и низшего, и среднего социально-экономических классов. После полугода занятий замерили чувствительность малышей к музыкальной структуре и выразительности.

• У детей из активного кружка проявились более высокие уровни чувствительности к высоте и ритмической структуре, чем у пассивной группы, хотя в реакциях на музыкальную выразительность между этими детскими «командами» не было различий.

Затем исследователи рассмотрели развитие мозга с помощью ЭЭГ.

• До занятий малыши не отличались по реакциям на звуки фортепиано, но через полгода занятий дети из активной группы проявляли более сильные и ранние реакции на музыкальные звуки, чем участники пассивной.

Наконец, ученые обратили внимание на социальное развитие малышей, используя «Анкету поведения детей».

• До начала занятий никаких различий не было, но через полгода участники активного кружка проявляли меньше беспокойства в ответ на новые стимулы, больше улыбались и смеялись, и их было легче успокоить по сравнению с пассивной группой.

В целом, по-видимому, более активные занятия музыкой содействовали развитию многих познавательных и поведенческих особенностей, которые, возможно, были связаны с характером занятий.

Но интересно, что в активной группе улучшились не все реакции на музыкальную выразительность. Похоже, что некоторые аспекты изучения музыки у детей развиваются независимо от типа их взаимодействия.

Именно на этом важном моменте исследования я хотела бы завершить главу. Взаимодействие с музыкой в детстве происходит непрерывно, через ряд этапов: от пассивного слушания к активному участию, от неформальных игр и пения к формальным урокам музыки и обучению. Все эти контакты влияют на развитие мозга и поведения, только по-разному и в разной степени.

Прослушивание музыкальных произведений — важная часть детства, и не потому, что это делает нас умнее, помогает лучше читать или ускоряет социализацию, а потому что мы знакомимся с самой музыкой; этот процесс называется приобщением к искусству.

В раннем детстве мы не понимаем, в чем суть музыки, как не понимаем и свой родной язык. Нужно не один год контактировать с этими присущими только человеку звуками и их структурой, чтобы научиться понимать их и откликаться.

Трудно представить себе, что прослушивание музыки — сложное умение, но это так; пример похожего комплексного умения — слушание слов друга. Кажется, будто это нетрудно, — в основном потому, что мы толком не помним, каково нам было без этих умений. Однако ребенок знакомится с сутью двух сложных звуковых систем (речь и музыка) в каждом без исключения контакте с ними. Приобщаясь к музыке, познает правила создания мелодии и построения ритма, выразительность исполнения и стиль, характерный для музыкального мира.

«Кирпичики» понимания музыки, потихоньку и незаметно складывающиеся в психике ребенка при звуках музыки, формируют фундамент для развития у него индивидуальных вкусов, предпочтений и реакций на музыку, которые станут немалой частью его личности. Некоторые из личных музыкальных предпочтений могут очень удивить родителей, когда ребенок перейдет на следующий этап своего развития — подростковые годы.

«Зачем тебе, дошкольник, музыка

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать – вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

Воспитание характера без риска и травм;

Развитие математических способностей;

Развитие навыков общения;

Развитие структурного мышления;

Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

– Выявление новых черт характера;

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.

Таблица задач музыкального развития дошкольника

Возраст Задачи музыкального развития

Младших дошкольный возраст Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в ее звучании.

Различать звуки по высоте (октава-секста, разный ритм (шаг и бег).

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку

Средний дошкольный возраст Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш)

Обогащать музыкальные впечатления, содействовать развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца)

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать впечатления о прослушанном.

Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старший дошкольный возраст Обогащать музыкальные впечатления.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, темп, ритм и т. д. ; с музыкальными жанрами; с творчеством композиторов, с мелодией Государственного гимна РФ.

Совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию.

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Совершенствовать навыки игры на доступных возрасту детских музыкальных инструментах.

Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста:

По Н. А. Ветлугиной:

воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;

знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;

содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;

развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;

приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования; развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенка.

развитие музыкальности ребенка;

обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

развитие художественно-творческих способностей.

По А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской:

становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо:

помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т. е. научить его общаться с искусством;

помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

2. Ветлугина Н. А. Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.

3. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000.

Анализ-сообщения «Технологии развития связной речи современных дошкольников» Сегодняшних дошкольников мы воспитываем, обучаем и развиваем не так как воспитывали детей еще 10-15 лет назад. К современному ребёнку мы.

Музыкальное искусство и художественная деятельность-основа музыкального воспитания и развития дошкольников «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему….

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников Слайд 1 Тема: «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» Слайд 2 Дошкольный.

Математическое развитие старших дошкольников в условиях вариативного использования современных технологий Цель: Развивать интеллектуально-познавательные интересы и способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: – Формировать.

Музыкальное воспитание дошкольников Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в современных условиях» Форма проведения: Круглый стол Цель: внедрение эффективных форм и методов по речевому развитию детей. Повестка: 1. Актуальность проблемы.

Доклад по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях развития системы дошкольного образования. Эпиграф: Вселенский опыт говорит,.

Реальный уровень развития игры современных дошкольников Реальный уровень развития игры современных дошкольниковСообщение из опыта работы воспитателя Царевой М. П. МБДОУ «Детский сад № 430» Сентябрь,.

Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности Чтобы заложить в годы детства основу.

Введение в курс теории и методики музыкального воспитания

Теоретические основы музыкального воспитания школьников

1. Методика музыкального воспитания как наука

Сила воздействия музыки на человека во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с искусством. Поэтому задача учителя музыки – обращаясь к чувству и разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит – к пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, развивать их музыкальные творческие способности. В связи с этим важное значение имеет владение педагогом методикой музыкального воспитания, знание истории ее становления и развития.

Читайте также:  Наказание и поощрение детей в семье: какое наказание️ ребенку можно применить для воспитания

Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения.

История музыкального воспитания показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.

Методика музыкального воспитания тесно связана с музыкознанием, которое оказывает непосредственное влияние на разработку содержания и методов музыкального воспитания. Она также опирается на психологию, особенно в решении вопросов восприятия музыки, развития творческих и музыкальных способностей. Важную основу для развития методики музыкального воспитания составляет и физиология, которая позволяет изучать в частности особенности строения детского голосового аппарата. Методика подчиняется закономерностям общей педагогики и принципы общей дидактики, активно применяет ее методы.

Предметом методики музыкального воспитания является теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания.

Цель методики музыкального воспитания детей – обеспечение формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

Как педагогическая наука методика музыкального воспитания младших школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами:

– обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

– соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

– связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

– комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

– взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

– сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

– постоянство требований и систематическое повторение действий;

– обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания.

Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности:

– социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

– коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и ученика;

– физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

– организационные – зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

– психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.

2. Музыка как вид искусства

Еще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А.Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений.

Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.

Характерной, специфической и очень значимой чертой музыкального искусства является ее интонационная природа. По мнению В.В. Медушевского, музыкальная интонация несет несколько типов информации: о себе, о собственной индивидуальности, о нации, о поле, о возрасте, о темпераменте, о ситуативной реакции персонажа, о психических и физических состояниях человека и др.

Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.

При раскрытии сущности общения с искусством ученые во многом опираются на приведенные и подобные им представления. Вместе с тем выделяются и его специфические особенности. В частности, М.А. Олейник доказывает, что, в отличие от реального общения между людьми, музыкальное предстает как художественно-творческое общение на уровне ценностей и смыслов, в сфере духовных открытий, где ведущее значение приобретают потенциал личности, ее потребность и способность к самосовершенствованию. Существенным моментом в связи с этим является овладение реципиентом опытом понимания авторского замысла, личности художника, соотнесение собственной позиции с иными.

Музыкальная деятельность есть разновидность деятельности художественно-творческой. Предметом познания художественной деятельности является не сама реальная жизнь, а эмоционально-ценностная связь между объектом и субъектом, отношение субъекта к объекту. Музыкальная деятельность рассматривается в музыкознании в единстве нескольких основных ее видов: деятельностей композитора, исполнителя и слушателя.

Специфические особенности искусства, музыки, художественно-творческой и собственно-музыкальной деятельности определяют сущность, назначение и своеобразие современного музыкального образования.

3. Воспитывающие и развивающие возможности музыки

Музыка – искусство глубоко эмоциональное, поэтому и воздействует в первую очередь, на чувства слушателя, развивая его духовную культуру, нравственность. Известно, что человек с тонкой, эмоционально развитой натурой никогда не останется равнодушным к страданиям, несчастью другого, всегда придет ему на помощь. Такому человеку свойственна способность к эмпатии, стремление к добру, справедливости.

Все эти качества важно развивать у человека с детских лет. В. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу». Поэтому музыкальное воспитание должно быть систематичным, качественным и начинаться как можно раньше.

Педагогикой давно доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.

Перед музыкальным воспитанием стоит масса сложных задач: формирование музыкальных понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Но в конечном итоге основное предназначение музыки в развитии у детей духовных качеств. Не случайно Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека.

Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, осознать собственное предназначение в мире, почувствовать и преодолеть свой недостаток.

Музыкальное воспитание способствует и умственному развитию ребенка, развитию его мышления, воображения, речи, то есть творческих способностей.

Музыка в новом свете представляет ребенку знакомые предметы и явления, и его мысль рисует яркую картину, которая «просится» в слово. Возникает желание высказать то, что он прочувствовал, представил, поделиться появившимися мыслями.

Чем больше ребенок общается с музыкой, чем лучше понимает ее, тем развитее и точнее становится его речь, успешнее расширяется словарный запас, возникает и закрепляется его потребность в получении новых представлений и размышлениях.

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» (В. Сухомлинский). Музыка рождает у детей яркие представления, причем у каждого они свои. Каждый дополняет, додумывает музыкальный образ по-своему, у каждого возникают различные ассоциации. Музыка побуждает энергию творчества даже у самых инертных детей.

Систематические занятия музыкой способствуют также повышению обучаемости детей иностранным языкам, что особенно актуально в наше время.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8680 – | 8223 – или читать все.

«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»(Контрольная работа)

Для студентов профессиональных и высших учебных заведений

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota_muzyka.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский Педагогический Государственный Университет»

Факультет дошкольной педагогики и психологии

По дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

На тему: «Музыка. Цель, задачи и значение музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

IV курса 402 группы

Остряк – Саная Н.В.,

Проверила: Комиссарова Л.Н.

  1. Введение
  2. Что такое музыка?
  3. Влияние музыки и музыкального воспитания на ребёнка – дошкольника .
  4. Педагогические условия, цель и задачи музыкального воспитания.
  5. Заключение
  6. Список литературы

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

На данный момент остро стоит проблема полноценного планирования, организации музыкального воспитания на всех уровнях обучения ребенка, а в первую очередь в детском саду. Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, на его мировоззрение.

Для того чтобы говорить об организации музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с терминами «музыка» , «музыкальное искусство» , с целью и задачами музыкального воспитания ребенка, определить, для чего вообще нужны занятия музыкой.

2. Что такое «музыка?»

Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Это умение, которое связано с понятием ценности, красоты и вдохновенности созданного. Однако результаты искусства (в частности музыкального) с точки зрения «здравого смысла» и пользы – не имеют утилитарной материальной ценности, как бы бесполезны.

Искусство – это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности – это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

3.Влияние музыки и музыкального воспитания на ребёнка – дошкольника.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, развивает эмоции, интересы, воспитывает его чувства, формирует вкусы.

Возвращаясь к выше сказанному. имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка несёт в себе ценностную информацию об окружающей жизни и обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. А в период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребёнка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жи зни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознанию жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

Музыка развивает ребёнка умственно. Помимо различных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально – образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, которые характеризуют настроение, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: Сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, выделение черт общего и различного – и, таким образом, способствует интеллектуальному развитию детей.

На музыкальных занятиях требуется внимание, сосредоточенность, концентрация памяти, и это важно для общего развития ребёнка. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, а они способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.

Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий – низкий, громкий – тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и позднее продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста. Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуквысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что: «внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка – если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник”.

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке .

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребёнка.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

4.Педагогические условия, цель и задачи музыкального воспитания.

Из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Развивающее воздействие музыкальных занятий возможно лишь при определённых педагогических условиях:

I – органическая взаимосвязь познавательной, ценностно – ориентационной (шедевры мирового искусства, музыкально – эстетическая, духовно – нравственная культура) и творческой деятельности детей.

Формирование навыков, умений, музыкальных способностей на репертуаре, не имеющем художественной ценности не даст важнейшего результата – музыкально – творческого и общекультурного развития детей. Поэтому познавательная деятельность детей в процессе музыкального воспитания должна быть организована на ценностно – ориентационной и творческой основе.

II – гуманный стиль общения взрослого и ребёнка , реализация принципов педагогики сотрудничества. Важная роль отводится игре, активизации творчества, самостоятельности детей, а способом увлечь ребёнка музыкой – привлекательные формы и методы, отсутствие муштры, увлеченность музыкой самого педагога, обладающего высокой профессиональной компетентностью, музыкальной и общей культурой.

Из всего выше сказанного мы подошли к цели музыкального воспитания – формирование у ребёнка – дошкольника основ музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности. А для достижения цели предполагается решение ряда задач.

Основными задачами музыкального воспитания детей можно считать следующие:

  • Накапливать опыт восприятия народной музыки, произведений мировой музыкальной классики разных эпох и стилей;
  • Развивать музыкальные способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности, обогащать знания, умения и навыки музыкальной деятельности на ценностном содержании образования (музыкальные шедевры);
  • Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;
  • Развивать музыкальное мышление и общие интеллектуальные способности детей (осознание эмоционально – образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке);
  • Развивать творческое воображение, проявления творческой активности и самостоятельности;
  • Формировать музыкально – эстетическое сознание (эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты)
  • Побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально – оценочного отношения;
  • Воспитывать духовно – нравственные качества детей, культуру поведения средствами музыкально – эстетической деятельности.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего – от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, стиля педагогического общения и др.

Таким образом, нам воспитателям в детских садах, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У детей совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество должно быть заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. А наши дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

1.Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Изд. 2-е испр. и дополн. – Дубна: Феникс+, 2014.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981г.

3.Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.

4.Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.

5.Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

6.Сухомлинский, В.А. О воспитании. М., 1985

7.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Теоретические основы и методика музыкального воспитания

Когда мы видим (слышим) фразу «теория и методика», то наш мозг инстинктивно просит закрыть сию скучную страницу. Для многих «теория и методика музыкального воспитания детей» – это умная и толстая книга, которую нехотя изучают беззаботные студенты , и по-новому перечитывают опытные педагоги с годами стажа за спиной. На практике же это радостный комплекс игр, развлечений, упражнений среди звуков, песен танцев и детского смеха. Но к детскому воспитанию нужно подходить со знанием и умением – для того и есть она – теория.

Центром методики воспитания является ребенок. Именно он, с его уникальностью, подвижностью и готовностью объять необъятное – вдохновитель педагогов, психологов и ученых профессоров. А там, где дети – скуке места нет. Как нет места статичным правилам и однообразию. Это важно помнить и студентам, обучающимся в педагогических ВУЗах, а также педагогам-практикам, работающим в детских садах.

Для успешной аппликации теории к практике нужно понимать, что значит музыкальное воспитание в детском саду. Не стоит путать воспитание с обучением. Педагог детского сада не учит ноты (а с ними гаммы), он воспитывает в детях культуру, знакомит их с миром звуков методом погружения, а не лекций.

Музыкальное воспитание дошкольников в России

То, каким мы его знаем, оно появилось в нашей стране не сразу. Этому предшествовала череда событий, открытий и изменений в самой структуре образования.

Воспитание дошкольников до революции

Само понятие «дошкольное образование» появилось тогда, когда в стране стали открываться первые детские сады. За основу была принята идея немецкого психолога и педагога Фридриха Фребеля – автора теории дошкольного заведения, названия которого мы используем по сей день. Детский сад Фребеля (Kindergarten) получил свое название не просто так. Фребель сравнивал детей с цветами, за которыми нужно ухаживать так же бережно и кропотливо. Воспитателей Фребель называл «садовницами» – то же название было в обиходе в России.

В 1871 году в Петербурге открылось первое «Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей». Это учебное заведение – прототип педагогического ВУЗа, которое готовило «детских садовниц». Наряду с другими предметами в обязательную программу входило пение. Наличие музыкального слуха было не просто желательным, а обязательным требованием для абитуриентов общества, так как пение (обучение ему) входило в программу Фребельского дошкольного воспитания.

Педагог Ушинский не особо лестно отзывался о музыкальном воспитании детских садов Фребеля, отмечал в простых песнях чрезмерный дидактизм. Текст песен был наполнен моралью, что было совершенно бесполезно, учитывая слишком ранний возраст детей. Отмечал он, также, пассивную роль детей в воспитательном процессе, жалея маленьких воспитанников. Но начало было положено.

Революция в стране и в системе образования

Ощутимый толчок в системе образования пришел к нам после революции. Образование стало доступным для всех. Школы вместе с детскими садами открывали во всех деревнях и городах. Система нуждалась в модернизации в соответствии с новыми запросами социума.

1917 год. В.Шацкая создает первую методику дошкольного воспитания. Работа называлась «Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина, которая, впоследствии, была переиздана дважды. В своей работе Шацкая подробно описывает роль музыки в воспитании детей, предлагает приемы и методы, ставит задачи, прилагает репертуар с играми, песенками и произведениями для слушания.

В 1919 году вышло пособие «музыка в единой трудовой школе», в которой уже было подробно описано планирование и методика музыкальных занятий в детских садах. Целью дошкольного музыкального воспитания было «открытие ребенку мира звуковой красоты».

1938 год. Музыкальное образование потихоньку начинают выделять из общей системы дошкольного воспитания. Занятия музыки в детском саду проводятся в соответствии с графиком занятий – 2 раза в неделю, плюс ко всему, эта деятельность плавно интегрируется в повседневную жизнь детского сада (аккомпанемент для гимнастики, физических упражнений, сопровождение прогулки). Специальных преподавателей еще нет. Занятия ведут педагоги, прошедшие специальную подготовку.

После окончания войны, в 1945 году, музыкальное образование в детских садах начинает приобретать форму занятий. Роль педагога – формирование умений и навыков у воспитанников. Появляется должность «музыкальный работник». Требования, предъявляемые тогда, были, практически, те же, что сегодня – наличие специального образования. Для этого открываются новые кафедры педагогических университетов, готовящие будущих музработников – кафедры дошкольного образования. Теория и методика музыкального воспитания выделяется, как педагогическая наука. Пишутся книги, создаются методические рекомендации для студентов – будущих педагогов, которые поведут маленьких граждан большой страны в мир музыки, звуков, песен.

Современное музыкальное воспитание

Сегодня музыкальное воспитание дошкольников осуществляется по самым новым стандартам ФГОС. Педагоги обучаются в высших учебных заведениях, изучая теорию и методику. Самым распространенным пособием для студентов и музыкальных руководителей является книга «теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» современных авторов А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской.

Полное и написанное ясным языком пособие состоит из трех частей:

  1. Теоретические основы музыкального воспитания (современные идеи, философия детства, музыкальная деятельность с научной точки зрения)
  2. Характеристика музыкального опыта ребенка в разных видах его музыкальной деятельности. Ребенок
  3. Методика музыкального воспитания. Практические рекомендации по организации окружающей среды, образовательного процесса, педагогические технологии, мониторинг, тесты.

Требования к музыкальному руководителю

Детские дошкольные заведения постоянно нуждаются в достойном специалисте – музыкальном руководителе. В отличие от обычных педагогов ДОУ, музыкальный работник должен иметь не только педагогические знания и навыки, но и музыкальные. К сожалению, с развитием технологий и внедрением их в образовательный процесс, специалисты стали утрачивать основные навыки, необходимые музыкальному руководителю – умение играть на инструменте. Если еще 15 лет назад использование плюсовой фонограммы на занятиях и мероприятиях считалось чем-то необычным, то сегодня детские сады ощущают нехватку живого исполнения. Умение сыграть произведение на фортепиано, дать достойное сопровождение для утренней зарядки, не говорим уже о том, что петь дошкольникам настойчиво рекомендовано под «живую» игру на фортепиано (баян, аккордеон).

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Теория и методика музыкального воспитания

Направления музыкального развития ребенка

Музыкальные способности ребенка – это проявление его дара, заложенного природой в виде индивидуально-психологических особенностей, который открывает возможности развития музыкальных навыков и продуктивной реализации соответствующей им деятельности.

Наличие музыкальных способностей позволяет ребенку чувствовать красоту музыки, глубоко воспринимать и переживать музыкальные произведения. Дети могут оценить любое произведение великих классиков, распознать его. Наличие музыкального дара проявляется в следующем:

  1. Развитое слуховое восприятие мелодии, ее представление;
  2. Наличие ладового восприятия т. е. навыков распознания ладовых звуков, их функционального назначения;
  3. Развитое чувство ритма т.е. ребенок может двигаться под музыку, переживать услышанное в движении;
  4. Умение определять мелодию, тембр, музыкальную гармонию.

Музыкальное развитие ребенка играет важное значение в его жизнедеятельности. Оно позволяет проработать музыкальное мышление и развить музыкальную память, а также эмоционально воспринимать музыку, чувствовать ее.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Музыкальное воспитание ребенка реализуется в следующих направлениях:

  1. Чувственное восприятие. Оно основывается на эмоциональном отклике на музыку, развитие реакции на музыкальные произведения, понятие и осознание его смысла и роли, восприятие посыла, направляемого музыкой слушателю.
  2. Акцентирование внимания на детских музыкальных ощущениях. Предполагается развить восприятие ребенка в области понимания целостного музыкального произведения, а не его отдельных элементов. Звуки должны быть определены, исходя из их тембра, темпа, ритма и динамики.
  3. Определение конкретного музыкального направления, который интересен ребенку и его возможно развивать.
  4. Развитие природных задатков по расширению самостоятельных способностей. Предполагается обучать ребенка самостоятельному исполнению музыкальных произведений, игре на музыкальных инструментах, активно развивать его взаимоотношения с музыкальной областью деятельности.

При наличие у ребенка музыкальных способностей их лучше развивать с раннего возраста. Для этого нужно оценить музыкальные задатки ребенка.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Музыкальное восприятие активно развивается в первый год жизни ребенка. Он реагирует на звуки и, уже в полугодовалом возрасте способен воспринимать музыку на слух. Стоит обратить внимание на его реакции. На какие-то произведения ребенок начнет активизироваться, оживится и взбудоражится, а какие-то, напротив, его успокоят и возможно даже усыпят.

Далее, после года, ребенок начинает воспринимать музыкальное настроение произведений. В это время происходит формирование музыкального ритма – ребенок активно двигается под музыку.

Примерно с трехлетнего возраста следует начинать у ребенка развивать общие и специфические музыкальные навыки. Это должно происходить не насильно, а по желанию ребенка. Следует давать ему возможность исполнять музыкальные произведения самостоятельно, чтобы развить его чувство ритма и восприятие мелодий.

В четырех-пяти летнем возрасте у ребенка должен иметься обширный объем музыкальных знаний: громкость, скорость звука, распознание музыкальных инструментов на слух, сопоставлении мелодий, чувственное восприятие музыки, понимание ее эмоционального строя.

Возможно, что в этом возрасте ребенок уже сможет исполнять самостоятельно музыкальные произведения, играть на инструментах.

К шести-семилетнему возрасту, музыкальное воспитание должно достичь пика развития ребенка. ОН должен развить художественный вкус, воспринимать произведения, чувствовать его, уметь дать ему оценку и характеристику. В этот период интерес ребенка к музыке должен быть уже развит в полной мере, а музыкальный слух стимулироваться. Ребенку нужно расширять кругозор в музыкальной сфере, расширить его знание жанров и стилей музыки.

Основные методы и приемы музыкального воспитания

Поскольку музыкальное воспитание относится к эстетическому направлению, то оно предполагает наличие своеобразного целевого назначения и выбор соответствующих методик воспитания.

Все методы музыкального воспитания ориентированы на развитие музыкальных способностей детей и их культурное обогащение, привитие им художественного вкуса и любви к искусству посредством организованного взаимодействия педагогов и детей.

Одной из классификаций методов музыкального воспитания, является группировка, предложенная Н.А. Ветлугиной:

  • Методы побуждения к сопереживанию.
  • Методы убеждения.
  • Методы практического упражнения.
  • Методы создания поисковых ситуаций, для побуждения к творчеству.

Также, существует и иная классификация методов музыкального воспитания. Она включает три группы методов:

  1. Наглядные методы. Они включают прослушивание музыкальных композиций и проведение их анализа, знакомство с их характеристиками. В данном процессе задействуются все чувства и эмоции ребенка. Вообще, эта группа методов в музыкальном воспитании подразделяется на два направления: наглядно-слуховое и наглядно-визуальное восприятие. Дети воспринимают музыку на слух, посредством воспроизведения музыкальных произведений на различных устройствах или исполнения песен педагогом, родителем. Музыка, которую слышит ребенок должна быть качественной. Что касается, наглядно-визуального восприятия, то она является вспомогательным методом, поскольку помогает детям, зрительно ознакомиться с инструментами, на которых проигрывается то или иное произведение, персонажами произведений. Также, визуальное восприятие помогает лучше усвоить музыкальную информацию, конкретизирует музыкальное восприятие.
  2. Словесные методы. Они включают устные рассказы, пояснения, беседы с детьми по повод музыки, ее значимости, описание музыкальных произведений, комментирование их содержания.
  3. Практико-художественные методы. Они ориентированы не на простое ощущение и восприятие музыки, но и на практическую реализацию произведений детьми, посредством обучения их пению, игре на музыкальных инструментах, ритмичных танцев.

Рисунок 1. Методы музыкального воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также, в музыкальном воспитании активно применяется игровой метод, поскольку игра является важным приемом в воспитании детей дошкольного возраста, независимо от его направлений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие

Учебное пособие посвящено историческим, теоретическим и методологическим аспектам музыкального образования. В книге раскрываются специфика и методика преподавания музыкального искусства в общеобразовательной школе в ее историческом развитии. Учебное пособие подготовлено в соответствии с новыми требованиями стандарта педагогических вузов.

Для музыкантов-педагогов, бакалавров, магистров, аспирантов, студентов, учителей начальных классов и учителей музыки, педагогов дополнительного образования, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами музыкального образования.

Раздел 1 – История музыкального образования и воспитания 1

Глава 1 – Этапы развития зарубежного музыкального воспитания 1

Глава 2 – Из истории российской музыкально-образовательной практики 4

Глава 3 – Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе 7

Раздел 2 – Теория музыкального образования 9

Глава 1 – Общие вопросы теории музыкального образования 9

Глава 2 – Учебный предмет “Музыка” 19

Раздел 3 – Методика преподавания музыки в начальной школе 25

Глава 1 – План и конспект урока музыки 25

Глава 2 – Содержание музыкального образования в начальной школе (I–IV классы) 28

Глава 3 – Музыкальный фольклор в начальной школе 33

Глава 4 – Виды музыкальной деятельности 34

Глава 5 – Внеклассная музыкальная работа с младшими школьниками 42

Людмила Безбородова
Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие

© Безбородова Л. А., 2014

© Издательство “ФЛИНТА”, 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Введение

Образование как компонент культуры является основным средством развития гуманистической сущности человека. Сегодня сложилась необходимость пересмотра сущности содержания образования, которое обязательно должно гуманизировать жизнь и изменять ее по законам красоты. Школа в настоящее время играет роль проводника общечеловеческой и национальной культуры.

Личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования направлен на развитие целостного человека, а именно: его природных особенностей, социальных свойств и свойств субъекта культуры. Сегодня, в третьем тысячелетии, становится доминирующей и определяющей содержание образования идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая обще человеческую ценность и смысл. Под свойствами субъекта куль туры понимаются: свобода, гуманность, духовность и творчество. Выявление системных характеристик эстетизации образования позволяет придать развитию отечественного образования новый, продуктивный импульс.

Если проявлять действительную обеспокоенность о воспитании личности, а все возможности и средства обучения рассматривать как необходимые компоненты для решения именно такой цели, то надо признать, что перед педагогической наукой встает в качестве первоочередной задачи разрешение противоречия между целостностью личности и требуемой для этого адекватности учебно-воспитательного процесса. И одним из возможных путей решения именно этой проблемы может стать выявление возможностей преодоления сложившегося отношения к использованию формирующего потенциала эстетических влияний как фундаментальной основы учебно-воспитательного процесса.

Приоритет субъектности, лежащий в основе эстетического образования нового поколения требует анализа условий, при которых музыкальные воздействия в меру ценности и продуктивности их для личности раскрывают свои развивающие возможности. Это, в свою очередь, требует обращения к таким проблемам, как предметное и ценностно-смысловое содержание музыки, ее знаковые и психологические формы, способы социального функционирования.

Теоретические предпосылки изучения эстетического развития личности в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. М. Цыпина. Педагогические условия музыкального развития детей средствами музыки отражены в работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Бодиной, В. И. Петрушина, О. П. Радыновой и др.

Практика массового музыкального воспитания в начальной школе свидетельствует, что в большинстве случаев организация музыкальной деятельности не всегда соответствует современным потребностям в творчески развитой, активно и легко адаптирующейся к различным условиям личности. Музыка является одним из мощных источников активизации творческой деятельности, которая возможна лишь при условии естественного и постоянного самовыражения детей в различных видах деятельности.

Учебное пособие предназначено для учителей начальных классов, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, молодых исследователей в области музыкальной педагогики и студентов педагогических учебных заведений.

Раздел 1
История музыкального образования и воспитания

Глава 1
Этапы развития зарубежного музыкального воспитания

Музыкальному воспитанию юношества придавалось большое значение еще в Древнем мире. Эпоха Античности явилась важной ступенью в социально-экономическом и духовном развитии человечества. Созданные в эту эпоху духовные сокровища стали основой европейской культуры. Античным системам музыкально-эстетического воспитания свойственен эстетико-педагогический максимализм, проявившийся в преимущественном использовании искусства в воспитательных целях. Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество человека.

Художественная образованность в это время считалась основой образования в целом. Синонимом термина “мусический” был термин “образованный”. Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика составляли основное содержание образования, призванного развить силу и красоту души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела. Общественное воспитание у греков было неотделимо от эстетического воспитания, основу которого составляла музыка. Музыка понималась как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания и его цель (спартанцы, Пифагор, Платон, Аристотель). Так, Пифагор считал космос “музыкальным”, так же, как “музыкально” благоустроенное государство, подчиненное “правильному” ладу. А поскольку музыка отражает гармонию, то высшая цель человека сделать свое тело и душу музыкальными. Характерно, что античный материально-чувственный космологизм, для которого важно отношение к космосу как к телу живого человека, совмещался в культуре древних греков с принципом объективизма в отношении к человеку, что выражалось в органической взаимосвязи человека с природой, целостности взгляда на окружающий мир.

Был определен идеал человека kalos k’agathos, что можно перевести как “прекрасный и добрый”. Эти два понятия, сочетаемые в единстве, означали “двоякий ритм”, по определению философа С. С. Аверинцева, ритм тела, который надлежало воспитывать атлетикой, и ритм души, подвластный музыке. Под музыкой древние греки понимали триединство “мусических искусств”, находящихся под знаком муз: танца как проявления телесной конкретики жеста, поэзии как смыслообразующего начала и собственно музыки (лада, ритма). Существенным было отношение к собственно музыке как занятию, не уступающему по важности медицине. В частности, Аристоксен (ок. 354 – ок. 300 г. до н. э.) говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела по средствам врачевания, а очищение души – по средствам музыки как искусства пения со словом. Музыка исполнялась на праздниках урожая и сопровождала театральные действия.

В Древней Греции все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке; в Спарте, Фивах и Афинах – учиться играть на авлосе, участвовать в хоре (это считалось священным долгом).

Понимая важность хорового пения, которое, по словам Платона Афинского (427–347 гг. до н. э.), есть “божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке”, древние греки считали его одним из элементов образования, а слово “необразованный” трактовали, как “не умеющий петь в хоре”.

Платон считал, что воспитательное действие звуков должно быть регламентировано. Это проявилось в отказе Платона от использования большинства музыкальных ладов, кроме дорийского и фригийского, ограничении ритмов и музыкальных инструментов (лиры и кифары – в городе, и свирели – в сельской местности).

Читайте также:  Не слушается ребенок – что делать, советы психолога
Ссылка на основную публикацию