Воспитание детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей

Особенности воспитания детей раннего возраста

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Дата публикации: 27.07.2016

Статья просмотрена: 4024 раза

Библиографическое описание:

Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 28.02.2020).

Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Это время зарождения форм общения с взрослыми, появления первых социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти, воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности. В связи с этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость. Поэтому так важно вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных привычек и форм поведения.

Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в воспитании детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко его улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей.

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния маленького ребенка.

В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста характерна ихвысокая ранимость.Недостаточная зрелость нервной системы, ее лабильность, быстрее подвергается нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации.

Существуют основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми раннего возраста:

  1. Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.
  2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей.
  3. Индивидуальное общение с ребенком.
  4. Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей.
  5. Воспитание положительного отношения к требованиям взрослых.
  6. Вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий.
  7. Своевременное формирование навыков самостоятельности.
  8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого.
  9. Образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, так как дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.

Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша являются, естественно, родители. Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции.Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Их помощь, доверие, внимание к педагогам во многом определяют успех и результативность в совместной работе детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Педагогический всеобуч вооружает родителей дошкольников основами педагогических знаний. Особое внимание уделяется развитию речи ребенка, формированию у него нравственных стереотипов, определенных форм поведения. Родители лучше усваивают приемы и методы воспитания своих детей в общениях с педагогом, психологом, медиком, проводящими практические занятия, консультации или беседы, подкрепленные примерами из личного опыта. Необходимо шире использовать методы в работе педагога, активизирующие мышление и практическую деятельность родителей. Учить их анализировать свои поступки и поступки ребенка. Эффективным методом взаимодействия семьи и детского сада служит принцип «обратной связи», где родители сами задают интересующие их вопросы.

Особое место занимает вопрос адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу. Общая задача педагогов и родителей заключается в помощи ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Необходимо пересмотреть домашний режим малыша, упорядочить часы сна, питания, прогулок, максимально приблизив их к режимным моментам детского сада.

Подводя итог, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Похожие статьи

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Все события жизни ребенка даже те которые не ставят воспитание целью оказывают воспитательный, т. е. социализирующий фактор.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей.

Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Воспитание и перевоспитание | Статья в журнале.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Особенности воспитания детей раннего возраста | Молодой ученый.

Похожие статьи

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Все события жизни ребенка даже те которые не ставят воспитание целью оказывают воспитательный, т. е. социализирующий фактор.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, консультативный пункт, игрушка, риск нарушения, нарушение развития, Детский сад, дошкольный возраст, интеллектуальная сфера.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа.

Особенности воспитания детей раннего возраста. ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как.

Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Открытые игровые занятия как форма взаимодействия с семьей.

Они призваны вовлекать родителей в воспитательный и образовательный процесс, повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Воспитание и перевоспитание | Статья в журнале.

ранний возраст, детский сад, ребенок, воспитательная работа, раннее детство, воспитание детей, воспитание ребенка, форма поведения, взрослый, родитель.

Особенности воспитания детей раннего возраста | Молодой ученый.

Возрастные особенности детей раннего возраста

Наталья Серг. Шевелева
Возрастные особенности детей раннего возраста

«Возрастные особенности детей раннего возраста. Формы и методы активизирующие познавательную активность детей раннего возраста

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

3. РАЗВИТИЕИПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения. В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

В данном возрасте ребенок овладевает тем умениям, которое существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Читайте также:  Цели, содержание и принципы семейного воспитания

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»

Внимательно наблюдая за действиями взрослого, произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка.

Слушание и понимание речи дает возможность познания действительности.

Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Он умеет выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувства неприятия.

Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

4. Развитие предметной деятельности,

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. Ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Детально и внимательно изучает предметы и только после этого применяет их на практике. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?» Также дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т. д.

ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать. Складывается мыслительная деятельность: способность к обобщению, к переносу приобретенного опыта из одних условий в другие. Наиболее интенсивно развивается восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета (большой — маленький, круглое, треугольное, квадратное) и функции (катится, стоит). Использование слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов. Так в недрах наглядно-действенного мышления зарождается наглядно-образное, которое в дошкольном возрасте становится основным. Ребенок раннего возраста в состоянии понять, что именно не следует делать в природе — сорить, рвать и ломать растения, обижать животных. Он бывает насторожен по отношению к незнакомым местам, животным и людям, что вполне естественно. Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую-то работу, общающимся друг с другом. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность. Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. В образовательно-игровой деятельности должны использоваться такие материалы, формы, методы и средства, которые были бы интересны для дошкольника, активизировали все способы познания. Нужно создавать ребенку разнообразную предметно-пространственную, социальную и образовательно-игровую среду, разнообразные условия для расширения кругозора, освоения мира, предлагать ему включаться в различные виды игр и занятий, социального взаимодействия, общения со сверстниками, взрослыми, предоставлять ему возможность для развития способностей, творчества, интеллектуального потенциала и т. д. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

Для каждого ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша. В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр. Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружающей обстановке, природе, быту, т. е. формировать эстетические чувства, умения замечать красивое в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде, развитие творческих способностей.

1. Немов Р. С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

2. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1979

4. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1989

5. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

7.Особенности воспитания и развития детей раннего возраста

Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы.Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже.Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов

Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.

Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.

В раннем возрасте развиваются другие психические процессы – память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

Задачи и содержание образовательной работы с детьми раннего возраста

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

1. Охрана и укрепление психофизического здоровья, формирование компетенций, необходимых для жизни;

2. Создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка;

3. Воспитание положительного отношения и базового чувства доверия к людям (первичные основы морали), культивирование положительных нравственных чувств детей;

4. Эмоциональное развитие;

5. Активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

– соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности; – правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

Читайте также:  Надо ли оставлять ребенка плакать - разные точки зрения

– проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

– создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей.

Особенности воспитания детей раннего возраста

Первые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных этапов, ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в раннем детстве. Вовремя начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует вырабатыванию различных видов деятельности, предупреждает возникновение негативных привычек и форм поведения. Вследствие этого так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, применять разумные средства, методы и приемы воздействия.
Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.
На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего это родители, искренне любящие малютку, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для их осуществления. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие.
В настоящее время большинство малышей до года — полутора лет воспитываются в семье, а потом поступают в дошкольные учреждения.
Педагогические коллективы дошкольных учреждений выполняют разнообразную по содержанию и формам работу с родителями детей ясельного возраста. Ее цель — выяснить педагогические возможности родителей, помочь им осмыслить необходимость целенаправленного воспитания ребенка общими усилиями с детским садом и вооружить их соответствующими знаниями и умениями.
Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди.
Специфика работы воспитателей ясельных групп с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детского возраста: стремительное развитие малыша требует своевременного модифицирования задач воспитания и обучения, преобразования используемых методов и приемов педагогической работы. Воспитание даст положительные плоды только при условии согласованности требований и воздействий на ребенка в детском саду и дома. Поэтому педагоги направляют воспитательную деятельность родителей, обучают их эффективным методам и приемам работы.
Педагогическое просвещение родителей охватывает многие вопросы: знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и методах воспитания и обучения детей раннего возраста. Организм ребенка раннего возраста отличается ранимостью, подвержен заболеваниям, поэтому вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития занимают немаловажное место в программе всеобуча для родителей. По вопросам гигиенического ухода, рационального питания, прогулок, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям полезны советы не только воспитателей, но и медицинских сотрудников дошкольного учреждения.
Педагоги рассказывают о содержании разнообразных видов деятельности малыша, о правильном подборе игрушек, о методике обучения детей действиям с ними, о возникновении и развитии сюжетной игры. Внимание родителей обращают на то, что деятельность малыша важна для формирования у него речи, для вырабатывания его нравственных качеств, эстетических чувств.
В работе с родителями особо выделяется вопрос адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу.
В работе воспитателей групп раннего возраста с родителями нельзя ограничиваться мероприятиями информативного характера: лекциями и докладами на родительских собраниях. Следует чаще организовывать консультации, семинары-практикумы, для того чтобы обучать родителей правильно организовать деятельность детей дома. Проводятся такие занятия с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определенными педагогическими знаниями и умениями. Рекомендуем для практических занятий следующие темы: «Как знакомить ребенка с цветом (формой, величиной) предметов», «Учите детей самостоятельности», «Игры-занятия со строительным материалом», «Книга и картинка в воспитании малыша», «Упражнения для развития речи», «Что и как наблюдать в природе», «Развивайте движения ребенка» и т. д.
По окончании семинаров-практикумов и консультаций целесообразно каждому из присутствующих вручить конверт с конкретными рекомендациями о том, как следует использовать полученные знания и умения при воспитании и обучении своего ребенка. Материал о содержании практических занятий, включающий советы для родителей, помещают на пригрупповом стенде.
Результативной формой работы по повышению педагогической культуры родителей воспитанников ясельных групп является проведение вечеров вопросов и ответов. Подготовка такого вечера начинается за месяц до намеченного срока. Родителям предлагается в письменном виде подавать вопросы по различным проблемам организации жизни и воспитания детей. Вопросы изучаются заведующим и старшим воспитателем детского сада, группируются по тематике. К ответам на полученные вопросы привлекаются воспитатели, музыкальный руководитель, врач, медсестра.

Источник: Воспитателю о работе с семьей. (пособие для воспитателя дет. сада)

Воспитание детей раннего возраста

Многие родители ошибочно полагают, что воспитанием ребенка – чтением нотаций, нравоучений и т.д., нужно заниматься после того, как он научится разговаривать и хотя бы что-то понимать. Однако, данное мнение неправильно. Начинать формирование маленькой личности необходимо уже с самого раннего возраста ребенка, а лучше, с его рождения. Воспитание детей раннего возраста, забота о нравственном, психическом и физическом развитии малыша поможет ему развиться быстрее своих сверстников, а интенсивное становление психики ребенка окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Рекомендации родителям по воспитанию детей до года

Большинство матерей и отцов недоумевают, каким образом можно воспитывать младенцев, детей до года? Психологи и педиатры в один голос отвечают: «Можно и нужно!» Конечно, груднички мало что поймут из вашей проникновенной речи о том, как нехорошо бросать на пол погремушку. В столь раннем возрасте браться за становление поступков ребенка было бы бессмысленно, а вот за воспитание эмоций – вполне разумно! И первое, что обязаны сформировать родители у младенца – это радостно-деятельное состояние, когда малыш много лепечет, гулит, активно идет на контакт и с удовольствием совершенствует свои двигательные навыки. Если с ребенком ласково, с улыбкой разговаривают во время кормлений, переодеваний, прогулок и т.д., малыш находится в хорошем расположении духа и хорошо развивается, не тратя свои силы на капризы и плач.

Немного повзрослев, ребенок начинает проявлять себя в самостоятельной деятельности – играть с игрушками, ползать, пытается ходить. На данном этапе воспитание детей раннего возраста основывается на расширении их познавательного интереса, побуждая ребенка поднять упавшую на пол погремушку, познакомиться с различными цветами, материалами, фактурами. При этом нельзя ограничивать самостоятельность малыша – пусть он сам преодолевает какие-либо посильные для него трудности. В возрасте от 6 месяцев до года ребенок обычно начинает различать особенности интонации взрослых. Поэтому будет правильно при воспитании детей раннего возраста применять строгий тон для запрета неподобающей деятельности и ласковый – для одобрения.

Особенности воспитания детей от 1 года до трех лет

На протяжении первых трех лет жизни ребенка эмоции малыша развиваются быстрым темпом, формируются чувства радости, удовлетворения, заинтересованности, любознательности. Это эмоции, которые можно и нужно развивать, акцентируя внимание ребенка на удачно сделанной постройке из кубиков, нарядной елке, красивом цветке и т.д.

На третьем году жизни самостоятельная деятельность малыша усложняется и становится более разнообразной: он рисует, лепит, играет, строит, наблюдает, общается. Ребенок учится получать удовольствие от игры, развивая внимание, мышление, фантазию. Играя, малыш формирует для себя широкие возможности для нравственного воспитания, приучая себя делиться со сверстниками, совместно действовать, добиваться поставленных целей. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был занят играми – но только теми, которые способствуют его умственному и нравственному развитию. Тем не менее, даже при достаточном количестве и разнообразии игрушек ребенок до трех лет, скорее всего, будет играть в них самым примитивным образом, если родитель не подскажет, как играть правильно (варить суп, одевать куклу, гладить белье и т.д.).

Какие можно дать рекомендации родителям по воспитанию детей в раннем возрасте?

По мнению японских ученых, к трем годам мозг ребенка формируется на 70% – и то, что вы успели заложить в свое маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Родителям необходимо учитывать тот факт, что воспитание детей раннего возраста базируется на двух принципах: не принуждать и заинтересовать. В этом возрасте родитель может поделиться со своим ребенком самым главным, что у него есть – ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом, а способностью видеть мир в ярких красках, радоваться каждому моменту жизни, с любопытством познавать то, что нас окружает.

Аксарина: воспитание детей раннего возраста

Аксарина Нина Михайловна – педагог, автор книги «Воспитание детей раннего возраста». Профессор внесла значительный вклад в изучение педагогики, разработав принципы общественного воспитания маленьких детей в СССР с точки зрения различных типов нервной системы ребенка. Аксарина рассматривала необходимость соблюдения режима дня для полноценного развития малышей. По мнению педагога, если режим сна бодрствования и кормлений составлен правильно, дети находятся в уравновешенном состоянии, быстро засыпают, крепко спят и просыпаются отдохнувшими. В течение всего времени бодрствования они активны и любознательны, что обеспечивает полноценное развитие малышей.

Аксарина, как и многие другие выдающиеся педагоги, говорила, что воспитание детей раннего возраста включает в себя физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Однако, задачи развития, которые стоят перед малышом в разные годы его жизни, также различны. В возрасте ребенка до года его нервная система еще не совсем крепкая, даже самые малейшие ошибки, например, такие, как недоедание, недосып, чрезмерное возбуждение могут вызвать нарушения в состоянии физического и психического здоровья малыша.

Физическое воспитание детей раннего возраста по Аксариной включает в себя:

  • Обеспечение условий для полноценного и своевременного физического развития;
  • Обеспечение уравновешенного и бодрого состояния ребенка;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков (правильный режим дня, питания, оздоровительно-закаливающих процедур);
  • Создание благоприятных условий для разнообразных физических движений ребенка;
  • Охрана и укрепление его здоровья.

Эстетическое воспитание ребенка по Аксариной начинается в раннем возрасте. Дети очень восприимчивы, а на их эстетическое развитие оказывает влияние вся окружающая обстановка: тон стен в детской комнате, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребенку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоему, поход в галерею. Однако самыми доступными приемами эстетического воспитания детей являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки.

Нравственно-трудовое воспитание малыша, по мнению педагога, включает:

  • Воспитание уважительных взаимоотношений со взрослыми;
  • Воспитание дружеских взаимоотношений с детьми;
  • Воспитание самостоятельности, организованности, формирование трудовых навыков и правил поведения в коллективе;
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Нравственно-трудовое воспитание детей раннего возраста основывается на приучении ребенка уважать труд других людей и принимать в нем свое посильное участие, обучаясь самостоятельному одеванию, умыванию, еде, уборке игрушек. Основная задача взрослых при этом – вызвать у ребенка понимание и естественное стремление к тому, что «хорошо» и «надо», соразмеряя свои требования с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Читайте также:  Почему нельзя дразнить ребенка за лишний вес и как помочь ему похудеть

Воспитание ребёнка раннего возраста в семье

Содержание:

Семья по традиции считается главным институтом воспитания. То, что человеку семья привьёт в детские годы, останется с ним на всю последующую жизнь. Важность семейного воспитания заключается, в первую очередь, в том, что в семье ребёнок находится большую часть своей жизни, поэтому, с точки зрения длительности воздействия с семьёй, не может конкурировать никакой другой институт воспитания. То есть основы личности человека закладываются именно в семье.

Положительное и отрицательное влияние семьи на ребенка

Семья может служить не только положительным, но и отрицательным фактором воспитания. В качестве безусловно положительного воздействия можно расценивать то, что никто так не любит малыша и не заботится о нём, как его ближайшие родственники: родители, бабушки и дедушки, старшие сёстры и братья. Тем не менее, никакой другой социальный институт потенциально не способен нанести при воспитании ребёнка столько вреда, сколько способна сделать семья, если в ней превратно поставлено воспитание детей раннего возраста.
Семья является специфическим коллективом, который в деле воспитания играет важнейшую долговременную роль.

  • Так, у тревожных матерей чаще вырастают беспокойные дети.
  • Честолюбивые, эгоистичные родители могут так подавлять своих отпрысков, что у тех развивается комплекс неполноценности.
  • Выходящий из себя по малейшему поводу несдержанный отец, сам того не желая, прививает своим отпрыскам подобный же тип поведения.

В условиях неизменности превалирующей роли семьи в деле воспитания детей становится актуальной задача как можно более усилить её положительное воздействие, а возможные отрицательные моменты свести к минимуму. Чтобы этого добиться, важно выделить те социально-психологические факторы внутри семьи, которые имеют воспитательное значение.
Достижение душевного единения и установление нравственной связи крохи с родителями является главным моментом в воспитании малыша. Ни в коем случае родители не должны пускать на самотёк процесс воспитания и в дальнейшем, не позволяя повзрослевшему ребёнку оставаться наедине с собой.

Особенности и значение периода раннего детства

В разных странах были проведены многочисленные исследования, которые показали любопытную картину – до трёх лет малыш преодолевает половину пути своего интеллектуального развития, то есть, его первые способности и основные качества психики начинают формироваться с первых дней его жизни. Первые годы больше всего зависят от взрослых, их действий по развитию малыша. К сожалению, следует признать, что чаще всего в первые годы жизни ребёнка больше уделяют внимание уходу за ним, а не занимаются его развитием.
Примерно в год ребёнок начинает самостоятельно ходить, а в последующие два года его базисные движения непрерывно совершенствуются, он учится лучше координировать с окружающей средой свою двигательную активность. Первые успехи наблюдаются в овладении языком: в год в активном словаре ребёнка насчитывается 10-12 слов, в два года – 200-300, а к трём набирается уже до 1500 слов.

Что такое воспитание? Существуют ли универсальные принципы воспитания маленьких детей? Что нужно зна .

Значение запретов в жизни ребенка

У маленьких детей ещё очень неустойчивое эмоциональное состояние. Поэтому важными воспитательными задачами в раннем детстве являются обеспечение уравновешенного поведения, положительного эмоционального настроя, защита нервной системы малыша.
Хорошие навыки закрепляются лучше и легче, если внимание ребёнка привлекать не к отрицательным, а к положительным эпизодам его поведения. Похвалить: «Как аккуратно ты сложил свои игрушки!». Но нельзя и чересчур ласкать чадо, поскольку от этого оно может стать изнеженным и капризным.
Если семья многодетная, то родители ко всем детям должны относиться одинаково. Малыш должен уметь выполнять требования взрослых спокойно, знать, что делать можно, а что нельзя. Чтобы этого добиться, следует подальше убирать запретные предметы. Когда же он начнёт их требовать, нужно строго и спокойно сказать ему без обиняков «нельзя». А позднее этот предмет уже не следует убирать, а использовать лишь запрет «нельзя». Однако не стоит употреблять это слово по любому поводу, поскольку ребёнок к нему привыкнет, и запрет утратит свою силу. Любой запрет необходимо обосновать, также нельзя менять правила, сегодня запрещая, а завтра разрешая делать что-то. Запрещение нужно произносить строго и категорично, не вступая в пререкания с малышом. Кроме запрещения следует пользоваться порицаниями.
Очень полезно использовать отвлечение ребёнка от чего-либо запретного. Найдя для крошки интересное занятие, взрослый может легко переключить его внимание и отвлечь от недозволенного. Конечно же, детей ни в коем случае нельзя запугивать и бить, ведь это крайне угнетает малыша, возбуждает его нервную систему и вызывает страх. С другой стороны, родители также должны прислушиваться к протестам чада, поскольку они могут быть обоснованными.

Авторитет и личный пример родителей

Под авторитетом подразумевается глубокое уважение родителей детьми, сознательное и добровольное выполнение их требований, стремление прислушиваться к их советам и подражать им во всём. Вся сила воспитательного воздействия родителей на детей базируется на авторитете.
Но авторитет не даётся изначально, не возникает искусственно, его нельзя завоевать угрозами и страхом, для этого требуется совсем иное – привязанность и любовь к родителям. По мере развития сознания авторитет может закрепляться либо постепенно снижаться, что сразу же отражается в детском поведении.
Воспитательная сила родительского личного примера базируется на психологических особенностях дошкольников, а именно на конкретности мышления и подражательности. Безотчётно малыши готовы подражать как хорошему, так и плохому, они больше руководствуются примерами, чем нравоучениями. Поэтому контроль родителей за собственным поведением становится очень важным, ведь именно оно будет главным примером для подражания. Положительное влияние авторитета и примера родителей становится сильнее, если в поступках и словах родителей нет расхождения, если к детям всегда предъявляются единые и последовательные требования. Ожидаемый педагогический эффект наступает только при согласованных и дружных действиях.
При закреплении авторитета важным является и уважительное отношение к окружающим людям родителей, проявление ими внимания и готовности оказать помощь. Но не менее важно для авторитета и демонстрация отношения к детям. Большее уважение детей вызывают те родители, которые готовы прийти на помощь, разумно сочетают поощрение и требовательность, справедливо оценивают детские поступки, своевременно учитывают интересы и желания, укрепляют дружеские отношения и налаживают общение. Родительская любовь должна быть требовательной, но разумной.

Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными пережива .

Педагогический такт родителей

Педагогический такт (развитое чувство меры при общении с малышами) поддерживает родительский авторитет. Под ним подразумевается способность найти кратчайший путь к сознанию и чувствам малышей, выбор эффективных воспитательных мер для воздействия на детскую личность с учётом её индивидуальных и возрастных особенностей, конкретных обстоятельств. Педагогический такт подразумевает баланс строгости и любви, понимание настоящих мотивов детских поступков, выверенное соотношение необходимой требовательности и уважения личности ребёнка.
Такт родителей и такт детей тесно связаны с ответным чувством меры в поведении, где важно чуткое отношение к людям. Такт вначале проявляется как подражание примеру старших, а затем становится привычкой тактично себя вести.

Семейная культура быта

Под культурным бытом подразумеваются взаимоуважение, позитивные взаимоотношения между членами семьи, разумная организация семейной жизни. У детей появляется возможность самостоятельного рассуждения и оценки событий. Родители же передают им свой жизненный опыт, закрепляют их правильные выводы и ненавязчиво корректируют детские мысли. При беседе в сердечной атмосфере между родителями и ребёнком создаётся близость, поэтому это становится важным способом родительского влияния.
Проблемы воспитания чаще проявляются в семьях, где недостаточно организована общая жизнь. На нравственных качествах и характере детей отрицательно сказываются негативные стороны семейной жизни:

  • алкоголизм;
  • неуважение к женщине;
  • суеверия и предрассудки.

На задачи воспитания детей раннего возраста в семье могут влиять и внешние факторы:

  • культура домашнего быта;
  • соблюдение общекультурных, гигиенических и эстетических требований.

Типы воспитания

Из чего же состоит ежедневное семейное общение с ребёнком? Вообще, нет готовых рецептов воспитания, а в любой семье устанавливаются неповторимые взаимоотношения с чадом. К тому же, и семьи могут быть разными – полными и неполными, с одним ребёнком и многодетные, благополучные и конфликтные. Поэтому, в каждой семье практикуется свой тип воспитания, хотя в чём-то они все перекликаются друг с другом.

Авторитарный тип воспитания

Он очень распространён, в нём отчётливо виден диктат по отношению к ребёнку, неприятие его индивидуальности и требование беспрекословного подчинения. Подобное отношение к малышу базируется на незыблемости авторитета (порой ложного) родителей. Такие родители часто прибегают к наказаниям и жёсткому контролю, не терпят никаких возражений. Они не допускают возможности разрешения разногласий и их обсуждения.
У ребёнка в данной ситуации проявляется:

  • низкая самооценка («Я никому не нужен, так как я плохой»);
  • безынициативность;
  • сниженная активность;
  • проблемы в общении со сверстниками;
  • склонность к ссорам.

Опекающий тип

При опекающем типе воспитания родители проявляют чрезмерную заботливость. Гипертрофированная опека может принимать потворствующую или доминирующую формы. При потворствующей гиперопеке ребёнка ставят в центр семьи, которая должна по максимуму удовлетворять его требования. Малышом все только восхищаются, независимо от демонстрируемого им поведения. Родители обращаются к нему с умилением. Подобное воспитание приучает ребёнка быть центром внимания, у него развиваются подозрительность, обидчивость, упрямство и часто агрессивность, что делает его неуживчивым, отвергаемым сверстниками и одиноким.
При доминирующей гиперопеке родители стремятся оградить малыша от трудностей путём постановки многочисленных ограничений, запретов, вводят удушающий контроль. В результате такого воспитания в личности малыша закрепляются отсутствие самозащиты, зависимость от окружающих, излишняя уступчивость.

Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал .

Пренебрегающий тип

Есть также пренебрегающий тип воспитания, при котором ребёнок просто предоставлен самому себе. Родители не только не контролируют его, не интересуются им, но избегают даже контактов с ним. Это приводит к недоразвитию у малыша эмоционально-волевой сферы, агрессивности и замкнутости. Малоактивный малыш часто просто делает вид, что не способен выполнить задание, которое реально ему по силам (т. н. феномен выученной беспомощности). Часто наблюдается неустойчивое поведение, когда ребёнок упрямится, бывает импульсивным.

Благоприятный тип воспитания

Благоприятное воспитание имеет в своей основе доверие, сотрудничество, уважение друг к другу. Родители здесь одобряют интересы ребёнка, пытаются помочь ему разрешить свои проблемы, вместе с ним обсуждая варианты их решения. Контроль используется лишь как вспомогательный инструмент. Заранее обговариваются ограничения в поведении, а малыш должен согласиться с их справедливостью. Воспитанный в подобном духе ребёнок проявляет инициативность, активность, самостоятельность, а доброжелательность помогает ему легче вступать в контакты с взрослыми или сверстниками.
Воспитание детей – крайне важное дело. Мало одного лишь желания правильно воспитать малыша, требуются ещё знания и настойчивость. Важно помнить, что воспитывать кроху нужно с первых же его дней, поскольку в раннем возрасте закладываются основы личности человека.

Ссылка на основную публикацию