Воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание у младших школьников нравственных ценностей во внеурочной деятельности
по теме

В этой работе представлены теоретический основы воспитания нравственных ценностей у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Воспитание у младших школьников нравственных ценностей во внеурочной деятельности

Зикункова Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №149

  1. Введение 3
  2. Теоретические основы воспитания нравственности младших
  1. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 8
  1. Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 8
  2. Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 13
  3. Обобщение педагогического опыта 16
  1. Заключение 29
  2. Список используемых источников 21

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». [1] В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г. В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т.д., дано подробное описание нравственных качеств гражданина России.

Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека-гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.

Цель работы: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

  1. Рассмотреть теоретические основы воспитания нравственности у детей;
  2. Дать характеристику современным методам и формам воспитания нравственности у детей;
  3. Обобщить педагогический опыт работы в этом направлении.

Теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности» [1], а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» [1].

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагоги-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Другая причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

С началом обучения в школе ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.

Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста

Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Работая с учениками 6-10 лет, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. «Дети благодаря не утраченной еще искренности способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т.е.способности к различению духа доброго и злого» [5] В этот период закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость у внешним влияния; вера в истинность всего, чему учат; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями.

ФГОС НОО предусматривает нравственную направленность в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Однако практика школьного обучения показывает, работа по ориентации младших школьников на нравственные ценности часто проводится бессистемно, а формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения. Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация младших школьников на нравственные ценности, которая идет от сорегуляции своих действий учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на самоконтроле и самооценке.

Педагогу важно учитывать, что на формирование нравственных ценностных ориентаций оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.

На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах.

Становление ценностных ориентаций невозможно охарактеризовать вне связи интеллектуального и эмоционального в личностной сфере. Появление чувств, эмоционального состояния может не только повлечь за собой достаточно сильное переживание, но и превратиться в побудительную силу действий, определяющих мотивацию поведения человека. Появление новых, стойких видов эмоционального отношения и переживаний меняет внутренний мир человека.

Третий элемент при становлении ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля – это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для нее формам поведения.

Вышеизложенное позволяет рассматривать нравственные ценностные ориентации личности как сложное структурное образование, состоящее из следующих компонентов:

  • когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения и встраивавание их во внутренний план;
  • мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов общества как внутренней потребности;
  • эмоциональный, предполагающий принятий нравственных идеалов общества на позитивном уровне;
  • деятельностный, в процессе которого происходит освоение нравственных идеалов общества в различных видах социально значимой деятельности.

Учитывая данные положения, педагог может строить свою работу, включающую все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную. Главная ее идея: не навязывать ученику нравственные идеалы в процессе обучения и воспитания, а создать условия для того, чтобы он ориентировался в ценностях общества. Вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т.е. умел рефлексировать свое поведение с позиции усвоенных им правил и поступать в соответствии со своими правилами и убеждениями. При этом учитель является консультантом, помощником в проявлении индивидуальности школьника, действующим под лозунгом «Я вместе с вами».

Рассмотрим основные понятия [3]. Опыт нравственного поведения – это один из компонентов содержания воспитания, который включает в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств, нравственное сознание, выработку привычек, умений и норм нравственного поведения.

Нравственными нормами являются общечеловеческие моральные свойства, а именно совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность, действенный патриотизм, интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к добросовестному социально-направленному труду, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие качества. Чтобы воспитать у учеников определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются. Это закономерность воспитания.

Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Однако знания и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками. Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а, следовательно, формируется опыт нравственного поведения.

Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки сознанием своего общественно- исторического опыта и являться результатом как личного опыта, так и овладения наукой о морали.

Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение – все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.

Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Такая сложная задача, как воспитание нравственного поведения, реализуется по двум основным направлениям:

  1. организация нравственных поступков;
  2. формирование нравственных привычек.

Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, например, полезные дела могут совершаться ради удовлетворения тщеславия и даже ради личной выгоды. Вот почему в процессе формирования нравственного опыта необходимо не только вызывать нравственные поступки, но и формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения как упрочившихся способов осознанных действий, доведенных до автоматического исполнения.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 2432 раза

Библиографическое описание:

Айрумян Г. С., Кучеренко Е. А., Плотникова В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9437/ (дата обращения: 28.02.2020).

В настоящее время вопрос о духовно-нравственном воcпитании детей выступает важнейшей проблемой вcего общества. В переменах, которые происходили в России в последние годы, можно обнаружить значительные изменения, как в социально-экономической, духовно-нравственной, так и в воспитательной сферах жизни нашего общества.

В связи с этими изменениями становятся более важными проблемы гуманности, морали и этики. Всё более видоизмененной становится и современная стратегия развития российских школ: в центре них — формирование духовно-богатой, образованной, творческой и благонравной личности. Сейчас перед любым учителем и классным руководителем встаёт совокупность противоречий, имеющая отношение к процессу воспитания. Оправдание тому кроется в смене ценностей общества.

Духовное непостоянство затронуло наше общество и демонстрирует отрицательное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Об этом факте свидетельствуют постоянные случаи противоправности. Материальные ценности стоят выше духовных, потому что многие люди готовы делать свои дела в достижении материальной обеспеченности на грани закона и беззакония.

В связи с развитием средств массовой информации и коммуникаций расширилось и перестроилось информационное поле, выступающее сильным показателем влияния на убеждения и принципы личности. Сегодня в условиях высокой досягаемости информации, на детей обрушивается поток продукции, привлекающей внимание к праздному образу жизни и преступности, что ведет к распространению негативных социально-педагогических последствий в детской психике и обессиливает воспитательную деятельность. Поэтому в школе так влиятельна обдуманная ориентированная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников. Именно это и выражает содействие организации дополнительного образования во внеурочной деятельности.

Вопрос о нравственном воспитании настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона Российской Федерации указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется усиленной впечатлительностью внешних влияний и верой в безусловность всего. Дальнейшее движение вперед и творческое применение, исторически сложившихся народных традиций в процессе обучения и воспитания детей должны свидетельствовать о направлениях педагогической теории и практики в современной школе.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс самосогласования педагогов и воспитанников, направленный на формирование слаженной личности, путем сообщения ей нравственных и основательных национальных ценностей. Под этими ценностями понимаются нормы и позиции, разработанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Целью духовно-нравственного воспитания является создание системы формирования ориентиров для многих альтернатив, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально предпочтительные запросы общества, превратить во внутренние мотивации личности каждого ребенка, такие как долг, честь, достоинство, мужество.

Духовно-нравственное воспитание имеет намерение становления отношений ребенка к Родине, труду, обществу, к самому себе и своим определённым обязанностям, соответственно, и развитие качеств: глубокое уважение к людям, товарищество, патриотизм, вежливость, активное и адекватное отношение к действительности. Задача педагогов состоит в том, чтобы обездвиживать негативное влияние, оказать помощь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и причины формирования нравственности ребёнка.

Немало значимой является и задача школы, а именно создать соответствующие условия для формирования и развития духовно-нравственной степени культуры младших школьников. С поступлением в школу ребёнок в первый раз начинает заниматься серьезной деятельностью — учебной. Теперь все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой позицией — ролью школьника. На самом деле, урок для ребёнка это то место, где случаются многообразные коллективные действия и беспокойства, накопление опыта нравственных связей.

На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешной реализации которой, необходимо сопоставлять свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости и огорчения, неудач и ошибок. Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

Воспитательный процесс нужно строить таким образом, чтобы в нем принимались во внимание ситуации, в которых школьник ставится перед самостоятельным нравственным выбором.

В процессе воспитания учащиеся должны не только понимать нравственные нормы, но у них должны сложиться правила поведения. Так слово учителя — это самое главное вооружение нравственного воспитания школьников. Как бы там ни было, но развитие и воспитание личности закладывается в семье.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромную авторитетность для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье отражаются на позиции в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом образовательном учреждении и каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и индивидуальных особенностей обучающихся. Поэтому так важно безошибочно и разумно остановить свой выбор на виде внеурочной деятельности для воспитания у младших школьников духовно-нравственных качеств личности. Педагог должен выявить предпочтения ребенка и продумать систему выбора дела по душе. Предлагая мероприятие, классные руководители учитывают расположение духа и мнение детей в выборе задания. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Педагоги видят и по достоинству оценивают заинтересованность каждого ребенка во внеурочном занятии.

К участию во внеурочных мероприятиях с детьми учителя обязаны привлекать родителей.

Сегодня в школе используются учебные авторские программы и разработки уроков внеклассных мероприятий, направленные на духовно-нравственное развитие, они представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что очень актуально сегодня.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное включение обучающихся в решение реальных экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области. На духовно-нравственное воспитание школьников воздействует не только содержание занятий, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и особенно сама личность учителя.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, образовательным учреждением могут использоваться возможности всех тех, кто может вести данную деятельность: учителя начальных классов, преподаватели-предметники, родители обучающихся, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, социума.

Свои успехи, приобретённый опыт учащиеся переносят в повседневное общение. Ресурс успеха способствует развитию их мотивации к самосовершенствованию.Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разнообразных способностей школьника.

Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без веры педагога и без искренней атмосферы в классе.

В настоящее время в запасе воспитательных средств надежно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов предназначенная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: творческий, физический и интеллектуальный.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; суждения детей. Также к результатам относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции, характеристика социальных чувств, индивидуальные личностные характеристики.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации.

Труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время. Но солнце обязательно выйдет, принесёт радость и наполнит сердце счастьем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви и искренности, который, несомненно, покажет нам, что детьми можно гордиться и они станут настоящими патриотами России.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, ценить красоту окружающей природы и бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества, которыми должен владеть человек, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас. Потом может быть поздно.

  1. http://festival.1september.ru/articles/607957/
  2. http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/01/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh
  4. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

Похожие статьи

О духовнонравственном воспитании младших школьников.

духовнонравственное воспитание, внеурочная деятельность.

внеурочная деятельность, духовнонравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный руководитель, дополнительное образование, актовый зал, особое внимание.

Духовнонравственное воспитание средствами православной.

Духовнонравственное воспитание детей на основе освоения.

Духовнонравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ.

«Сделать себя нравственнее — значит сделать таким мир вокруг. »

Вопросы духовнонравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Духовнонравственное воспитание в условиях обновления.

Духовнонравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных.

Духовнонравственное воспитание младших школьников во.

Ключевые слова:духовнонравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.

Проблемы духовнонравственного воспитания школьников.

нравственное воспитание, духовнонравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание, окружающий мир, нравственный выбор, духовность.

Духовнонравственное воспитание является важнейшей.

духовнонравственное воспитание, духовнонравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение, класс, дополнительное образование, воспитание детей.

Духовнонравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовнонравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитание и развитие духовнонравственных качеств.

Воспитание и развитие духовнонравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования.

Особенности воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств.

На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Шалва А. А. В. А. Караковский, А. М. Кондаков, Л. И. Новикова, Н. Л. Селифанова, Александр Ярославович Данилюк, В. В. Зеньковский и др.

В современное время актуальной проблемой общества является духовно-нравственное развитие и воспитание. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в образовательных учреждениях стояла перед педагогами всегда. Материальные ценности стали доминирующими над нравственными. Поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня говорится о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием детей. Одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное развитие и воспитание детей. Задача учителя донести до сознания своих обучающихся, что они являются носителями русской народной культуры, хранителями православных традиций.

Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на основе приобщения, как взрослых, так и детей к первоначальным понятиям о необходимости следовать лучшим традициям, своего народа. Нравственное совершенствование осуществляется через нравственное воспитание, включающее в себя нравственное образование, направленное как на рост общественного сознания в целом, так и на нравственный рост отдельной личности. Под нравственным развитием и воспитанием, в первую очередь, понимается принятие общественных норм морали отдельно взятым субъектом и формирование индивидуальной нравственности. Этот процесс длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены по времени.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится что, воспитание – составная часть образовательного процесса, а целью образовательного процесса является – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Современная российская школа должна быть важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В российской школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок, который обучается на ступени начального общего образования наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Каждый должен принимать судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей, которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Нравственное воспитание школьников одна из важных задач нашего общества. Именно в младшем школьном возрасте оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому. В школьные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития и воспитания младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не сформированы достаточно полноценно, вырабатывать собственные нравственные убеждения. Усваивая то или иное моральное требование, младший школьник все ещё полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников.

ФГОС НОО ставит воспитательную цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный «портрет» выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Для решения общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и СМИ. В пространстве духовно-нравственного развития и воспитания оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Внеурочная деятельность обучающихся – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д. Развитие и воспитание в образовательном учреждении должно проходить только совместно: взрослые и дети; дети друг с другом. И воспитание не должно быть направлено на какой-то один вид образовательной деятельности. Воспитание должно охватывать как учебную, так и внеучебную деятельность. Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления самосознания гражданина России.

  1. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. — М., 2012.
  2. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов С.В.Власова- Самара: изд. СГПУ, – 2009
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 5-е. Просвещение, 2001.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009г). – М.: Просвещение, 2010.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Учитель начальных классов

МКОУ «Тёткинская СОШ №1»

Бобохина Алевтина Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

Проработав в школе более 30 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.

В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Сегодня в начальной школе есть все условия для воспитания детей через урочную и внеурочную деятельность, через внеклассную работу. В своём выступлении хочу остановиться на внеурочной деятельности.

В 2013-2014 учебном году, проведя анкетирование учащихся и беседы с родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни.

Работа в моём классе построена по основным направлениям, которые определены в программе духовно-нравственного развития и воспитания. Остановлюсь на каждом из них.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

На внеурочных занятиях, посвящённых проектной деятельности , одной из первых тем был проект «Моя Родина – Россия». Все обучающиеся были включены в работу. В ходе проекта дети изучили государственные символы, познакомились со столицей, с основными достопримечательностями Москвы. Итогом проекта стал познавательный классный час. Дальше работа была продолжена по исследованию своей малой родины, по изучению прав и обязанностей школьников. Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», праздники «День защитника Отечества», «Герои космоса», «День Победы» и др. В ходе этой работы у ребят воспитывалось уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, желание делать добрые и полезные дела.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

На занятиях проектной деятельностью в 1 классе был подготовлен и проведён проект «Моя семья». Семья – это источник нравственности. Упор был сделан на жизненный опыт учеников. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:

· положительное отношение к семье, как основе российского общества;

· уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

· представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.

Был подготовлен интересный проект «Цветы для мам». В ходе проекта обучающиеся опытным путём узнали о возможности выращивания цветов в зимних условиях. Сколько было радости, когда на школьном подоконнике расцвёл первый нарцисс!

В этом году проект продолжается под названием «Очень любим наших мам, вырастим для них тюльпан». Ребята не только своими руками сажают цветы, но и изучают дополнительную литературу, занимаются исследованиями, ведут систематическое наблюдение за ходом проекта, учатся оформлять ход работы как в бумажном варианте, так и в электронном.

На внеурочных занятиях «Основы православной культуры» дети приобщаются к духовной культуре своего народа. Целью этих занятий является воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, усвоение ребёнком добродетели, формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера, ответственность за свои дела и поступки. Дети учатся быть терпимыми друг к другу, добрыми, скромными.

Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают внеурочные занятия из цикла «Уроки нравственности» . На занятиях в игровой форме дети изучают правила поведения, учатся дружить, находить общий язык в спорах, обсуждать проблемы мирным путём.

На праздниках «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки» и др. дети учатся уважительному отношению друг к другу. Это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания в жизнь, учатся общению, дружбе, уважению.

Участвуя в различных акциях, дети учатся доброте, толерантности, отзывчивости, справедливости.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

На внеурочных занятиях «Защитники природы» ребята изучают начальные основы экологии, учатся беречь и охранять родную природу. Такие занятия как «Берегите воду!», «Воздух и жизнь», «Кислотные дожди», «Будем понимать и любить растения» заставляют детей уже сейчас задумываться о будущем нашей планеты.

В ходе этих занятий был проведён проект «Покормите птиц зимой». Дети узнали о зимующих птицах, научились правильно заготавливать для них корм. Ребята смастерили и повесили много кормушек около своих домов и на территории школы. Каждый день во время прогулки они не забывали навещать своих подопечных.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Роль трудовой деятельности особенно важна в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе и учёбе. На занятиях «Умелые руки» дети приобретают основные навыки по технологии, учатся соблюдать порядок на рабочем месте, узнают правила безопасного труда. Им очень нравится создавать своими руками поделки, дарить их своим родным и близким. Обучающиеся нашего класса стараются участвовать во всех школьных состязаниях по декоративно-прикладному творчеству. Есть участники районных и областных конкурсов (Тюнин Никита).

Формируются трудовые навыки и в ходе учебной деятельности. На занятиях «Умники и умницы», «Риторика» ребята развивают свои мыслительные качества, речь. На уроках используются игровые, информационные технологии. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

На внеурочных занятиях «Спортивные игры» ученики моего класса разучили множество подвижных игр, с увлечением занимаются физическими упражнениями, изучают элементы баскетбола. На занятиях преподаватель формирует у детей не только физическое здоровье, но и прививает навыки здорового образа жизни. Поэтому детям было интересно участвовать в таких проектах как «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Я и спорт». Дети очень любят активный отдых на природе, прогулки на воздухе.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Кроме перечисленных занятий у детей моего класса есть возможность посещать занятия «Юный художник», «Танцы», «Музыка». Преподаватели этих курсов формируют у детей умения видеть красоту в окружающем мире. Ученики приобретают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

С музыкальными и танцевальными номерами наши дети достойно выступают на открытых школьных мероприятиях, праздниках, участвуют в изобразительных конкурсах на школьном и районном уровнях.

На праздник «Осенние посиделки» ребята пригласили малышей из 1 класса, подготовили для них концерт, весёлые конкурсы и вкусные угощения. Детям понравилось быть в роли гостеприимных хозяев.

Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении обучающихся. Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Наша задача, как педагогов – нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы – создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Нравственное воспитание на классных часах

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Находясь во множестве общественных и личных связей, человек должен определенным образом организовывать и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.

Если правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность, то нравственные нормы и правила такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а, главным образом, на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.

В связи с этим огромное значение приобретает нравственное воспитание в школе, и во главе этой работы оказывается классный руководитель. «Воспитательная работа, — писал А. С. Макаренко, — есть прежде всего работа организатора». В то же время следует помнить, что процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой — организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Задачи по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, которые призван решать классный руководитель, достаточно точно раскрыл М.И. Рожков:

• обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

• вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

• систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

• организация нравственного самовоспитания детей.

В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой организации воспитательной работы классного руководителя остается классный час.

Формы работы на классном часе многообразны, причем в рамках одного классного часа они могут варьироваться. Как правило, большое место в работе занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции. Разумеется, жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы также необходимо.

У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. «Игра, — говорил А.С. Макаренко, — имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игра, равно как и другие деятельностные формы работы, способствует приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения.

Также большую роль в нравственном воспитании младших школьников играет обсуждение на классном часе литературных произведений, прочитанных или инсценированных самими детьми. Такая работа помогает расширить кругозор школьников, усвоить нормы и принципы нравственности и одновременно развить у них художественный вкус.

Разработки классных часов, представленные в этом разделе, посвящены формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм. Все предлагаемые занятия можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.

Классные часы в начальной школе можно разделить на разделы

Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

Уже в начальной школе необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал — литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя — свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, учитель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей.

Классный час — это час живого общения между детьми и взрослым, поэтому очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, чтобы они ощущали себя не объектами воспитательного воздействия, а полноправными участниками серьезного содержательного диалога.

Нравственное воспитание младших школьников во время внеурочной деятельности

Рогова Алена Владимировна
магистрант кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, rogova.alena1995@yandex.ru
Гуцу Елена Геннадьевна
канд.психол.наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, elenagytcy@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы, актуальность которой является неизменной, но особенно остро стоит на современном этапе развития российского общества. Это проблема становления нравственности подрастающего поколения. Основное внимание авторы акцентируют на формировании нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста. В работе проведен анализ современных психолого-педагогических исследований по данной проблеме, анализируется собственный практический опыт по использованию внеурочной деятельности для нравственного воспитания детей. На основе сопоставления данных входной и итоговой диагностики авторы приходят к выводу о возможности целенаправленного развития нравственных ориентиров у детей во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: младшие школьники, нравственное воспитание, нравственные ориентиры, внеурочная деятельность, формы воспитательной работы

Moral education of primary school students during extracurricular activities

Rogova Alеna Vladimirovna
Master student of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Gutsu Elena Gennadievna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article is devoted to the analysis of the problem, the relevance of which is unchanged, but is especially acute at the present stage of development of Russian society. This is the problem of the moral formation of the younger generation. The authors focus on the formation of moral guidelines in children of primary school age. The paper analyzes modern psychological and pedagogical research on this issue, analyzes its own practical experience in the use of extracurricular activities for the moral education of children. Based on a comparison of the input and final diagnosis data, the authors conclude that it is possible to purposefully develop moral guidelines for children in extracurricular activities.
Keywords: elementary school students, moral education, moral guidelines, extracurricular activities, forms of educational work

В современном Российском обществе произошли существенные изменения, которые потребовали серьезного переосмысления вопросов нравственности, морали, духовных ценностей. Это поставило систему образования перед новыми вызовами, в ответ на которые были внедрены новые нормативные документы, разработанные с целью изменения мировоззрения обучающихся, изменения образовательных программ общего образования в области всестороннего духовно-нравственного воспитания гармонично развитой личности.

Методологической основой реализации ФГОС является, в том числе, Концепция духовно-нравственного воспитания [8]. В документе отражено: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории» [6, с.28].

Анализ психолого-педагогических публикаций последнего времени свидетельствуют о значительной заинтересованности широкого слоя педагогической общественности в проблеме возрождения в школе духовно-нравственного воспитания обучающихся. В трудах исследователей данной проблемы духовно-нравственное воспитание определяется как процесс не только самодостаточный, но и интегрированный с остальными направлениями формирования гармонично развитой личности будущего гражданина России [1, с.361].

Вместе с тем недостаточно разработаны практические вопросы нравственного воспитания в конкретных условиях реальной общеобразовательной организации. Представляется, что наиболее оптимальной для решения задач нравственного воспитания является именно внеурочная деятельность, так как воспитание само по себе должно быть неформальным и индивидуализированным [9].

Реализация нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности подразумевает различные формы и методы воспитательной работы. Вместе с тем, существенной является проблема способности и готовности учителей и воспитателей воплощать инновационные разработки передовых педагогов. Реализация задач нравственного воспитания требует от педагогов владения целым спектром профессиональных компетенций: диагностических, проектировочных, аналитических и др. [4].

Основные направления внеурочной деятельности следует рассматривать в контексте содержательного ориентира в процессе построения учебных образовательных программ. Вместе с тем, разработка и реализация конкретных форм внеурочной работы с обучающимися должна быть основана на разнообразных видах деятельности в соответствии с возрастом ученика [3, с.203].

Несомненным достоинством внеурочной деятельности в плане реализации нравственного воспитания является предоставление обучающимся весьма большого спектра различных внеклассных занятий, которые нацелены на нравственное воспитание и развитие ученика.

В качестве воспитательного итога внеурочной деятельности следует ожидать реальное неформальное нравственное, личностное, деятельностное воспитание и развитие обучающегося как следствие его деятельного участия в той или иной форме внеурочной образовательной работы школы [2, с.75]. Заметим, что в процессе формирования ключевых социально-нравственных качеств личности у младших школьников именно деятельностный аспект является первоосновой. В целом процесс нравственного воспитания должен строиться с учетом возрастных особенностей личностного и интеллектуального развития детей данной возрастной группы [5].

Результатом нравственного воспитания является духовно-нравственная воспитанность. Под духовно-нравственной воспитанностью понимаются устойчивые положительные привычки гармоничной личности, сформированная ценностно-смысловая сфера, присвоенные духовно-нравственные и базовые национальные ценности и основанные на морали нормы поведения [2, с.76]. Развитая воля, способность к осуществлению нравственного, волевого контроля и самоконтроля, регуляция поведения обучающихся также свидетельствуют о духовно-нравственной воспитанности ученика.

В повседневной жизни общества приняты определённые понятия морали и нравственности. Они имеют общий характер, побуждают человека в различных ситуациях пользоваться ими в жизни. Это такие понятия, как справедливость, добро, честь, долг, достоинство, совесть и счастье.

Для каждого направления развития нравственных понятий выбирается система нравственных ценностей, которые соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста: чувства (долг, благодарность, уважение, справедливость), качества (доброта, честность, верность, щедрость, милосердие), отношения (любовь, дружба, сочувствие).

Целью нашей работы было изучение возможностей целенаправленного формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МАОУ «Школа 42» г. Нижний Новгород. В исследование приняли участие 26 детей в возрасте от 8 до 10 лет – обучающиеся 3 класса.

Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

1. Цель констатирующего этапа состояла в изучении исходного уровня нравственного воспитания младших школьников.

Для определения результата констатирующего этапа нами была выбрана методика Р.Р. Калининой «Что мы ценим в людях?», которая позволяет выявить уровень сформированности нравственных ориентиров ребенка. Диагностика проводилась индивидуально. Испытуемому предлагали выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После этого, обучающийся называл положительные и отрицательные качества данных личностей. Далее дети приводили по три примера поступков связанные с этими качествами.

Результаты исследования показали, что у большинства обучающихся сформированность нравственных ориентиров находится на уровне ниже среднего (50%) и низком (10%). Это свидетельствует о том, что у школьников нравственные ориентиры всё-таки существуют, но соответствовать им дети явно не стремятся. Отношение к нравственным нормам неустойчивое и пассивное. Это хорошо прослеживается при индивидуальной работе, когда можно наблюдать за эмоциональной реакцией детей. К сожалению, многие младшие школьники, принявшие участие в исследовании, практически не имеют четких нравственных ориентиров, либо вообще неправильно объясняют поступки, а эмоциональные реакции вообще отсутствуют.

27% детей продемонстрировали средний уровень воспитанности, нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции у таких детей адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё не достаточно устойчивое.

Лишь 15% испытуемых проявили высокий уровень развития нравственных ориентиров. Дети смогли обосновывать свой выбор нравственными установками, эмоциональные реакции были адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Полученные результаты еще раз убедили нас в актуальности выбранной проблемы. Безусловно, работа по нравственному воспитанию должна осуществляться систематически, а не от случая к случаю.

2. Цель формирующего этапа исследования заключалась в разработке и апробации системы работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы совершенствования нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности в начальной школе весьма вариативны: экскурсия, мероприятие – путешествие, праздник, литературный вечер, конкурс, творческое задание, драматизация, игра, просмотр фильмов, тренинг, диспут и др. Эти методы позволяют получить куда лучше результат, чем от скучной беседы на классном часе. Безусловно, нельзя просто взять и вычеркнуть данный метод. Ведь существуют темы, которые требуют эмоционального рассказа учителя, при этом необходимо использовать яркие примеры из собственной жизни педагога. Большое влияние на сознание и поведение обучающихся оказывает пример других людей, причем не только положительные примеры, но и отрицательные [7].

Мы разработали программу внеурочной деятельности для начальной школы «РАДУГА» (Р-радовать, А-агитировать, Д-демонстрировать, У-уважать, Г-геройствовать, А-активизировать).

Работа по разработанной нами программе проводилась на протяжении пяти месяцев.

Система работы включала в себя 4 больших блока:

1. «Воспитание духовности».

2. «Воспитание патриотизма и гражданственности».

3. «Трудовое воспитание».

4. «Эстетическое воспитание».

Каждый блок содержит определенный ряд мероприятий, которые мы выбирали, ориентируясь на особенности, возможности и интересы класса. Так, наибольший эмоциональный отклик дети продемонстрировали при просмотре созданного нами видео (интервью) о ветеранах, о стариках, проживавших в домах престарелых.

3. Цель контрольного этапа заключалась в выявлении эффективности развития нравственных ориентиров у младших школьников в условиях разработанной системы работы.

Сопоставительные результаты уровня развития нравственных ориентиров у детей до и после реализации системы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели сформированности нравственных ориентиров учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах исследования

Читайте также:  Можно ли во время месячных крестить ребенка
Ссылка на основную публикацию