Воспитание нравственной культуры молодежи в семье: правила

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Дата публикации: 04.04.2014 2014-04-04

Статья просмотрена: 14074 раза

Библиографическое описание:

Покатыло В. В., Глухова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1066-1068. — URL https://moluch.ru/archive/63/9965/ (дата обращения: 28.02.2020).

Научно-технический прогресс, социальные изменения в стране и мире в целом, увеличение числа и разнообразия взаимоотношений между людьми — все это заставляет говорить о повышенных требований и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.

Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Поиск такого внутреннего стержня обусловлен собственной активностью, самостоятельно сформированными нравственными убеждениями.

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Через постепенное изменения нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела — делая человека завтра лучше чем сегодня. [6]

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в слиянии христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе — Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. [1]

Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение, среди молодежи, получают наркотики, насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план. Это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это, в первую очередь, средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды), которые постоянно оказывают огромное влияние на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Безусловно, семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности. [2]

Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания.

Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений.

Однако нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.

О необходимости изучения в школе и вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию. [3]

И здесь образование призвано обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

– формирование культуры мира и межличностных отношений.

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.

Причем если в школе ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям.

Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:

– нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

– нравственного облика (милосердия, толерантности);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

– нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине). [5]

Помимо изучения дисциплин, направленных на формирование личностных качеств, воспитательная работа должна вестись и на кураторских часах.

Осуществить данный замысел возможно, в том числе при взаимодействии учебных заведений с религиозными организациями. Для формирования духовных и нравственных ценностей руководством нашего вуза проводятся экскурсии по святым местам, устраиваются различные конкурсы исследовательских работ, посвященному истории строительства и возрождения храмов (для студентов строительных специальностей конкурсы на лучший проект строительства или реконструкции церквей, монастырей и т. п.), организовываются концерты и спектакли на рождественские темы, поощряется оказание шефской помощи детским домам. Студенты ФГБОУ ВПО Орел ГАУ принимают участие в строительном отряде «Возрождение», целью которого является восстановление и благоустройство храмов и монастырей Орловской области.

В основе духовно-нравственного воспитания в вузах должно лежать удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» призвано содействовать формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции.

Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. [4]

Хотелось бы добавить, что приобщение молодого поколения к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. — 2008. — № 9. — С. 10–13;

2. Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века// Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 3. — С. 44–49;

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Религиозно-философская библиотека. М., Изд-во Библиополис, 2008;

4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007;

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»

Светлана Романькова
Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»

Цель: нравственное воспитание подростков.

– познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами нравственного воспитания;

-формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков;

– развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

1. Определение понятия «нравственность» и её роли в жизни современного человека.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, – всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания. Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль» (латинское mores-нравы)– это нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм, регулирующих поведение людей.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?

2. Выделение и обсуждение основных понятий, связанных с темой занятия:

– честь, достоинство, патриотизм;

3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания.

Правило первое. Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных, добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения. Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила, они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.

Правило четвёртое. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Не соблюдая этого правила, человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.

1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится. Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать. Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти. Кто и когда здесь поступил неправильно? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?

2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?

3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию? Попробуйте отстоять свою точку зрения: служить или не служить.

(Количество ситуаций может быть различным). Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.

5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитания и высказывают свою точку зрения по вопросу: что понравилось и что не понравилось на этом занятии, что нового и полезного они узнали для себя.

Читайте также:  Теория и методика музыкального воспитания детей

6. Подведение итогов занятия.

Беседа «Правила безопасности на воде» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию правила безопасности на воде, которые должны знать дети и взрослые. 1.

Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения» Цель: – познакомить детей с движением транспорта и пешеходов; – формировать знания правил передвижения по улице по светофору, – развивать.

Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества» Цель беседы: сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе. Задачи: – раскрыть содержание понятия социальных.

Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» Беседа «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников.» Цели: -ознакомить с основными правилами пожарной безопасности. -познакомить.

Беседа с детьми «Правила пожарной безопасности дома и на улице» Цель: Формирование знаний у детей о пожарной безопасности, о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить.

Рекомендации классным руководителям по работе с «трудными» подростками Проблема “трудных” учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится.

Четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС до 1. Познавательное направление 2. Информационно-аналитическое направление 3. Наглядно-информационное направление 4. Досуговое направление.

Консультация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта» Человек и природа. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но. Пожалуй. Никогда.

Занятие по ОБЖ в средней группе. Беседа «Правила поведения на дороге» Цель: закрепить знания детей о правилах уличного движения, дорожных знаков их значении, закрепить знание сигналов светофора, воспитывать.

Занятие с подростками «О толерантности» Занятие с подростками «О толерантности» Цели: • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной.

Воспитание нравственной культуры

Основные понятия теории нравственной культуры. Любой поступок человека , если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы Пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека .

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». [71] Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О. С. Газман). Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи — это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни — рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т. п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Духовно-нравственное воспитание современной молодежи

Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?

Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» [1, с. 370].

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» [5, с. 45].

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека – основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Читайте также:  Неадекватное поведение ребенка: причины и что делать родителям

Язык – духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека – в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам [5, с. 47].

Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3]. Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [4, с. 113-114].

Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», – Альберт Лиханов.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.

  1. Аверинцев, С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание [Текст] / С. С. Аверинцев // Этическая мысль. – М., 2012. – С. 370.
  2. Синенко, В. Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы [Текст] / В. Я. Синенко // Семья, школа, церковь. – №13. – 2011.
  3. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. С. И. Ожегова. – М., 1989.
  4. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Канон, 1996.
  5. Степанов, А. Б. Человек. Общество. Право. Учебник для 9классов общеобразовательной школы[Текст] / А. Б. Степанов. – Астана, 2011.

Воспитание нравственной культуры молодежи в семье: правила

Библиографическая ссылка на статью:
Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 02.02.2020).

На сегодняшний день огромное значение в обществе имеет воспитание, так как именно они выступает «залогом», неким фундаментом для формирования и развития духовно-нравственной личности современного поколения. Совершенно очевидно, что никакие социальные, экономические и политические проекты в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и социума в целом.

Одной из актуальных проблем воспитания является процесс формирования и становления духовно-нравственной личности современной молодежи, в связи с тем, что интеллектуальные способности и образование молодого поколения должны быть во взаимодействии с его богатым духовным внутренним миром и высоким культурным уровнем развития. Как правило, прежде всего, это относится к становлению человека, обретению им неповторимой индивидуальности, собственного образа, формированию духовности, нравственному осознанию, творческого начала и исторически сложившейся ментальности страны.

Различные проблемы и кризисные явления современного общества могут свидетельствовать об актуальности воспитания, а прежде всего, духовно-нравственного воспитания, к ним относятся: криминализация социума, наркомания, алкоголизм, низкий уровень моральных ценностей, проституция, бродяжничество, деформированный институт семьи, суицид и т. д. В связи с этим, возникает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в отдельную область воспитания, обладающую доминантными особенностями, идеями, методами и способами своевременной реализации, которые в дальнейшем поспособствуют разрешению кризисных явлений.

В настоящее время, такой специфический спектр воспитания, как духовно-нравственной, осуществляют различные учреждения современного социума: семья, детский сад, школа, друзья, группа сверстников, колледж, высшее и учебное заведение, трудовой коллектив, армия, профессиональное сообщество и весь социум в целом. В качестве лица, осуществляющего воспитание или показательный примером, в качестве образца, примера для подражания могут выступить: родители, опекуны, преподаватели, друзья, руководители, культурные деятеля или же харизматичные общественно-политические активисты. Исходя из этого, нами была сформулирована цель исследования: проанализировать духовно-нравственное воспитание современной молодежи.

Молодежь – это общественно-демографическая категория, выделенная на основе отличающихся возрастных рамок (приблизительно 14-30 лет), социального положения, социальной мобильностью, сопряженной с переходом индивида от детской несамостоятельности к индивидуальному самоопределению в обществе, от финансовой, общественной и иной суверенности от опекунов с осознанием полной правовой ответственности за собственное поведение и образ действия, совершенные в обществе.

Согласно своей сущности, молодое поколение ни прогрессивно, ни консервативно, она потенция, готовая к любому начинанию. При подготовке в будущей самостоятельной жизни, она имеет колоссальное стремление высвободить собственные физиологические и интеллектуальные силы, кроме этого она жаждет воплотить собственные идеи в социальную практическую жизнедеятельность. Вступающая в общественную жизнедеятельность, молодежь проявляет инновационный потенциал возможностей, готовность к приспособлению и обособление в социуме.

Молодежь, как обладатель огромного интеллектуального потенциала, считается не только потребителем материальных и духовных ценностей, она также их производитель. Она нацелена вносить их в общественную жизнь, поскольку только лишь молодое поколение способно обновлять и вносить существенные изменения в нее.

Следует отметить, что современному молодому поколению характерен низкий уровень знания истории своей страны, свойственно слабое представление о духовно-нравственной культуре своего народа и примерах из минувшего исторического прошлого своей Родины. К сожалению, для нынешней молодёжи так же характерно параллельное существование двойного стандарта поведения, «нравственная глухота», то есть отсутствие нравственности или «аберрация морали», «дегуманизация поведения». Так же, стоит отметить широкий размах в смене ориентации молодых людей на параметры массовой, в ключевом, западной культуры в связи со снижением культурных, духовных, истинных национальных ценностей, характеризующих менталитет нашей страны.

Взамен того, чтобы быть добрыми и отзывчивыми людьми, думающими, в первую очередь, о семье, нынешняя молодежь все чаще меняет приоритеты. Широкое распространение среди молодежи имеют пагубные привычки, насилие, превосходство. При этом высоконравственные ценности отходят, как правило, на задний план. Данная тенденция весьма опасна и может привести к глобальным последующим проблемам существования молодежи в социуме. Это не означает, что нужно слепо возвратиться к прошлому и начать следовать давно забытым традициям, убеждениям и нравственным нормам, но при этом и сидеть в стороне так же не стоит.

Молодежь, являясь неизолированным социальным объектом, имеет необходимость в воздействии социума на неё. Так как современное молодое поколение способно абсорбировать энергию и силу влияния на него, воздействие позволит приспособить его к типичному образу жизни. В связи с этим возникает маниакальная идея, что едва ли не все проблемы современной молодежи можно решить с помощью воспитания. В связи с этим, с целью гармоничного формирования современной личности необходимо помочь найти молодому поколению смысл в жизни, приобщенный непосредственно к ценностям духовной культуры народонаселения.

Термин «воспитание» трактуется по-разному, но смысл всегда один. Что же это такое воспитание? Энциклопедический словарь дает следующее определение. Воспитание – это процедура организованного и целенаправленного воздействия, цель которого заключается в формировании социальных взаимосвязей, создании условий для усвоения ребенком социальных норм и правил поведения. В воспитании детей зачастую общество придерживается следующего постулата: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Каждый человек по-своему уникален и при этом обладает индивидуальным предназначением. Непосредственно от того, достаточно ли человек будет благовоспитан и дисциплинирован, какая обстановка будет господствовать в его семье, будет зависеть его социализация, его образ мыслей, темперамент и жизненный круг интересов.

В современной педагогике воспитание понимается как намеренное и систематическое, постоянное, длительное воздействие взрослых людей на силы и способности малолетних лиц с целью подготовить их к возможному при данных обстоятельствах человеческому совершенству и тем самым помочь им достойно осуществить предназначение в жизни. Воспитательный процесс обуславливается относительно осмысленным, целенаправленным взращиванием человека в соответствии со специфическими особенностями целей, групп и учреждений, в которых он осуществляется.

«Воспитание – великое дело, им решается участь человека» – сказал когда-то В. Белинский. Что же предполагает духовное воспитание? Духовное воспитание – это один из важнейших аспектов воспитания, формирующий ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое становление и развитие человека. По своей сущности духовное воспитание способно сформировать у человека чувства долга, ответственности, справедливости, искренности, ответственности и другие качества, способные придать значение действиям и идеям человека в социуме [1].

Духовное воспитание включает в себя, как правило, религиозное воспитание, которое дополняется интеллектуальным, нравственным, морально-эстетическим, правовым. Стимулирования данного воспитания осуществляется с помощью средств умственного, эстетического, этического, физического воспитания, но при этом не гарантируется ни одним из этих используемых средств, ни всеми ими, комплексно взятыми. Нравственное воспитание с этой точки зрения служит одним из средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его.

Процесс духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью процесса воспитания. Цели и задачи воспитания определяются господствующими отношениями в обществе. Однако, возможно ли определить какие социальные отношения выстраиваются в современном обществе? Условия жизни современного молодого поколения сложны и двойственны. Потоки каждодневной негативной информации захлестывают неокрепшую психику молодежи. Неконтролируемое влияние средств СМИ на их сознание приводит к непредсказуемым последствиям. Современная молодежь характеризуется экспансивностью, волевым характером и духовной незрелость. В связи с этим, можно сделать некий вывод о том, что современная молодежь пребывает в состоянии духовной депрессии [3].

Воспитание духовной личности может осуществиться только при совместном взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями и, конечно же, государством. Одна из насущных проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Молодое поколение в связи с этим лишается возможности брать пример со старшего поколения, обладающего жизненным опытом. У молодежи так же наблюдается отсутствие знаний о том, какими истинами пользовались предыдущие поколения для разрешения возникающих когда-либо проблем [2].

Молодое поколение вправе распоряжаться своей судьбой. Но ему нельзя позволить несознательно подходить к этому процессу. Безусловно, молодежь должна идти по пути духовно-нравственного развития. Задача же общества, в свою очередь, направить молодое поколение в нужное русло, способное сформировать доминирующие, нравственные приоритеты развития в социуме. Способствовать развитию элементов духовно-нравственного мира стоит начинать с детства. Нравственные установки молодых людей нужно формировать под постоянным контролем, но и при этом предоставляя права выбора. Оказывать влияние можно примерным поступком, поведением, беседой с разъяснением, используя воздействие культуры и окружающей природы, как волшебной палочки, и, самое важное, силой воздействия собственного примера родителей.

В воспитании современной молодежи стоит придерживаться следующих рекомендаций:

– создавать ориентацию на духовное развитие личности ребенка;

– учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

– не пропускать мелочей в развитии личности ребенка;

– помогать овладевать общечеловеческими нормами и ценностями нравственности, формировать внутреннюю систему нравственных регуляторов поведения;

– строить отношения не на порицании негативных качеств личности ребенка, а на поддержке положительных индивидуальных черт и качеств характера, которые ему присущи;

– актуализировать принадлежность ребенка к определенной культуре и содействовать приобретению им ценностей и черт данной культуры.

Основу нравственного воспитания ребенка, в первую очередь, должен составлять его личностный опыт, который содержит свои ценностные особенности, смысл, умения и индивидуальные способности, социальные навыки и способы поведения.

Таким образом, современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодежи в обществе. Молодые люди, получающие аттестат зрелости, должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Для этого им необходимо усвоить социальные нормы, навыки и практические умения, которые обеспечивают, во-первых, его адаптацию в условиях меняющегося окружающего мира, во-вторых, – социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных, политических и экономических ролей, что невозможно без сформированной системы ценностных ориентаций, установленных в обществе, и без высокой личной ответственности за свое поведение в обществе.

Духовно–нравственное воспитание ребёнка в современной семье

В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

Духовно – нравственное воспитание ребёнка в современной семье

Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство.

В Древней Руси подлинное образование неразрывно было связано с православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное – учение о долге душевном, или спасении души, строение мирское – наука о гражданском общежитии и строение домовое -наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».

Читайте также:  Как справляться с подростковым эгоизмом

От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама, тятя, Бог» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту. ». В своей работе «Национальное воспитание – путь духовного обновления» он писал: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки – скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Роль семьи в формировании и развитии личности

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Одна из ведущих функций семьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения.

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.

Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирохова (30, 13) Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей». «Яблочко от яблони недалеко падает», так гласит народная мудрость». их личность.

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. . Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.

Справедливость этой пословицы подтверждается вновь и вновь: ребёнок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво – это высокий залог того, что ребёнок день за днём наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живёт духовной жизнью. . Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать – это питать и душу, и плоть, и дух.

Понятие семьи в современном обществе

Сейчас семья переживает тяжёлые времена, и не только в России, но и во всём мире. В условиях нашего времени семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей, проблемы семьи обострились до крайности. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. Вопросы спасения семьи и духовно – нравственного воспитания детей уже не раз рассматривались на самом высоком церковном уровне. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял Социальную концепцию Церкви, где вопросы охраны семьи, материнства и детства были обозначены как первоочередные задачи церковного служения в миру.

В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребёнок. Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают , не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что семейная жизнь – это прежде всего духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей.

Православную семью называют «малой Церковью. В ней, по примеру Церкви, существует своя , домашняя иерархия: отец слушается Бога, мать – отца, дети – отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелёными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины – крепкого фундамента воспитания. В виде преамбулы можно сказать, что православная семья в современном мире – это товар штучный. Православных людей на свете не так много. Они ичисляются сотнями, а уж православных семей и того меньше.

В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип – демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых «свободных» стран, что ребёнок -это саморазвивающаяся личность, которая должна расти «раскрепощённой», не встречая в своём развитии никаких «преград». Ребёнку, которого воспитывают по этой системе, всё дозволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, всё им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее болтаться) на улице сколько захотят. Вообще, – делать всё, что им заблагорассудиться.

Православная Церковь категорически не преемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течении веков способствует раскрытию личности ребёнка не путём вседозволенности и непомерного развития его «я», а вопреки им – путём обучения воздержанию.

Главное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, – это стремление ввести ребёнка во взрослую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребёнка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.

Модная ныне вседозволенность и так называемое « свободное воспитание» приводит прежде всего к тому, что нарушаются правильные иерархаические отношения в семье, ребёнок совершенно перестаёт уважать родителей, начинает говорить с ними пренебрежительно, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.

Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что развращённый вседозволенностью, он стремиться всё к новым наслаждениям, к новым, не испытанным ещё ощущениям. В подростковом возрасте в нём всё сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.

Воспитывая ребёнка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нём некую систему идеалов и авторитетов. Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание самого себя. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребёнок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребёнка должны быть его родители, отец и мать, – иначе их место неизбежно займут другие люди. Родителям надо учитывать, что враг беспрестанно сеет плевелы в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разбираться, что на пользу душе, а что во вред. Поэтому главное контакт с детьми и добрая совесть перед Богом.

3. Задачи и основы семейного воспитания

Когда же должен начинаться труд над душой ребёнка? С того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности.

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни воспитание ребенка строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

В ответ на вопрос: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? о. Александр Ельчанинов пишет так: « В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию. Сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».

Литература.

1.Игумен Георгий (Шестун) Православная семья. – Москва: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений,2005. – 272с.

2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Издательство «Христианская жизнь» Клин 2076.

3.Подвиг семейного воспитания. – М.; Храм Трёх Святителей на Кулишках, 2000. – 288с.- (Уроки воспитания)

4.Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.; «Центр БЛАГО», 1997. – 144с

5.Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. Издательство ООО «Аксиос», 2002г. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

6.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996

7.Щеголева Е.В. Как воспитать ребёнка православным. 300 мудрых советов родителям. – М.; Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «Даръ», 2006. – 288с.

Ссылка на основную публикацию