Воспитание патриотизма у младших школьников – задачи и методы

Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников
статья

Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_priemy_sredstva_patrioticheskogo_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников.

Эффективность патриотической работы с учащимися во многом зависит от разнообразия методов, приемов, средств обучения и воспитания.

Специальные исследования показали, что начинать патриотическое воспитания надо с интересного и близкого каждому ребенку. Эффективно применять моделирование, например, составить вместе с родителями историю семьи – родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Важное место в учебном процессе могут занять ролевые игры , нацеленные на владение определенными знаниями о Родине. Игру-обучение мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению – к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для ребенка Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.

Важно организовать работу в группах при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.

Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями.

Все наблюдения в природе сопровождались упражнениями детей в описании ярких моментов жизни природы, сочинением сказок, рассказов. Тем самым дети учились слышать и чувствовать тонкие нюансы, смысловые и эмоциональные оттенки слова.

Воспитание любви к родному слову немыслимо без хороших книг, без чтения. Поэтому с первых дней пребывания в школе, необходимо постоянно обращаться к книге, побуждать детей к чтению. Для этого мы используем собственное выразительное чтение, обсуждение прочитанных книг.

Обратимся к прекрасной мысли В. А. Сухомлинского: « Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

Жизнь школы неотделима от природного окружения, которое также является составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными объектами и явлениями, размышления над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений – все это пробуждает мысль детей. Для закрепления знаний используются дидактические игры: «Что на дереве растет?», «Кто, где живет?» или « Кто прилетел к кормушке?».

Беседа – метод убеждения. Формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей.

Экскурсии , как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

Уроки мужества – форма проведения занятия, призванная познакомить с основными историческими, военными событиями страны. Проводятся в рамках «Календаря знаменательных дат» и «Дней воинской славы России»:

  • «900 дней и ночей»,
  • «Ленинград! Я ещё не хочу умирать…»
  • «Сталинградская битва»
  • «Поклонимся великим тем годам…»
  • «Тот весёлый и счастливый, ясный май…»

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание имеет особое значение, т.к. патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан.

В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса “Воинская слава моей семьи”.

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи.

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любо.

В патриотическом воспитании в начальной школе используются разнообразные средства и методы, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творчески.

Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников»

Пак Светлана
Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников»

Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. “

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Родина…Родная сторона…. У каждого человека есть на свете родной уголок, который ему близок, где он родился или где прошли годы его жизни. И куда бы не забросила его судьба, он помнит этот уголок, его тянет туда вернуться, посидеть на знакомой лавочке, перепрыгнуть через ручей, пройти по улице, уходящей вдаль, дотронуться до тяжелого валуна на опушке леса или парка, загадать как в детстве свое заветное желание… Это и есть истинное проявление любви к Родине!

Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда

у нее праздник, и страдать, когда горе и ей тяжело. Наша задача, задача взрослых,- помочь маленькому человечку, маленькому гражданину обрести чувство любви к своему Отечеству. Эта работа начинается с прогулок, экскурсий, походов в ближайшее окружение (лес, парк и т. д., которые вводят ребенка в «тайны» природы, ребенок развивается, учится сопереживать:, ему подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира ребенка.

Туристко- краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы познакомится со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Источником патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности.

Это «Малая Родина»: социальная и природная сфера его местожительства, отдельные страницы истории и культуры.

Краеведо-туристкую работу с младшими школьниками надо начинать с самого доступного для детей – с личности самого ребенка, жизни его семьи. Зная биографии своих родителей, бабушек, дедушек дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно связана жизнь семьи с жизнью Отечества, помогает работа над темами «Песни родителей, бабушек, дедушек», «Семейные реликвии», «Профессии членов семьи», «Вклад моей семьи в дело Победы» и т. д.

Изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Огромным воспитательным потенциалом обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Накануне Дня Победы мы проводим пешие или автобусные экскурсии к обелиску Славы в п. Рощино. Дети внимательно слушают рассказ экскурсовода. Рядом с обелиском расположены мраморные плиты с фамилиями погибших жителей Рощино Р (айвола).Каждый восьмой житель Рощино погиб во время войны. Об этом свидетельствуют березы у обелиска Славы. К годовщине снятия блокады города проводим уроки Мужества. Рассказы о войне, о погибшей девочке Тане Савичевой, ее дневнике, о голоде, о артобстрелах дети слушают внимательно. Все становятся тихими и серьезными. И хотя многие не знали, сколько длилась блокада, теперь запоминают, знают. что такое «дорога жизни», будут знать цену хлеба. Теперь дети все чаще вспоминают. о своем участие в Бессмертном полку. Многие принимали участие в таких мероприятиях посвященных Победе. И это очень радует.

Во время летних каникул проводим походы на Пухтоловую гору, вокруг которой до сих пор сохранились остатки блиндажей, дзотов. На привале дети играют в народные игры, любуются красотой нашей местности, панорамой Рощино. Видят и отмечают красоту. Такие походы оставляют глубокий след в памяти школьников. Уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Они – будущие защитники Отечества, будущие мужчины.

Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного

Города, носящим имена героев – все это воспитывает в ребенке чувство патриотизма. Ребенок должен знать, за что получены и кем в семье ордена, медали, грамоты, должен видеть фронтовые фотографии.

Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо детям читать также произведения классиков русской литературы – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева.

Не надо ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему, а явятся началом патриотических чувств.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, стало традицией чтить память погибших воинов, встречи участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к движению «Бессмертный полк», мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Датой рождения «Бессмертный полк» считается 9 мая 2012 года, когда во время празднования Дня Победы в Томске прошло первое шествие. Главная задача движения «Бессмертный полк» – сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участникам акции разрешается присоединяться к шествию или принести транспорант с портретом или фотографию к Вечному огню. Приобщение к традициям происходит постепенно. Начала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Очень важно чтобы ребенок знал флаг, герб своей страны, был знаком с ее гимном.

Ребенку часто хочется выразить свои чувства, отношение к какому-либо предмету, событию или явлению в изобразительной деятельности: рисунке, лепке, аппликации и т. д.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми. Воспитатели находят много интересных дел, которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, оформление уголка для родителей, зала к празднику, разучивание стихов, изготовление сувениров-подарков и т. д.

Характерно, что постоянное участие в этих мероприятиях не надоедает детям, а наоборот, способствует улучшению их поведения. Они становятся активнее на занятиях и в играх. Эта форма работы помогает интересно организовывать деятельность детей, направив ее на решение основных задач нравственного воспитания.

Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Нравственно-Патриотическое воспитание младших дошкольников МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад № 18 Воспитатель: Жукова Ирина.

Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска Заведующий МБДОУ д/с № 12.

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников Нравственно-патриотическое воспитание в младшем возрасте. Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас,.

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Франковская Зоя Александровна 1. Введение. Актуальность проблемы.

Опыт работы на тему «Патриотическое воспитание детей во второй младшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района Саратовскрй области».

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы по теме «Нравственное-патриотическое воспитание детей во второй младшей групе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 Городского округа Вичуга ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Нравственно.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего.

Воспитание экологической культуры младших школьников статья Воспитание экологической культуры младших школьников. «Трогая цветок, мы трогаем звёзды. В конечном счёте, природу может спасти только.

Воспитание патриотизма у младших школьников

Россия – государство многонациональное, и чтобы оно было крепким и не разваливалось нужна идея, духовный стержень помимо простого определения границ и верховенства одних законов на всей общей территории.

Вместе с СССР развалилась и система патриотического воспитания, рухнули все идеи, принципы, правила, которые делали страну сильнейшей в мире, поскольку сила России – в единстве народов ее населяющих. Именно поэтому восстановление сильной России невозможно без патриотизма ее граждан. Патриотическое воспитание младших школьников – важнейшая ступенька в становлении гражданско-патриотического сознания новых поколений граждан России.

Патриотизм и процесс патриотического воспитания

Патриотизм – понятие достаточное древнее. Сейчас сущность патриотизма часто высмеивается, его принципы и ценности нивелируются. Несмотря на все эти отрицательные тенденции, дадим определение понятию «патриотизм».

Патриотизм – чувство человека, отражающее его гражданскую позицию: любовь к Родине, ее природе, уважение ее законов и традиций, гордость за достижения ее граждан во все времена и стремление служить Родине.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс формирования такого отношения к Родине, при котором забота о благе страны, ее народа, культурном развитии и природе становится частью жизни личности.

Младший школьный возраст как сензитивный период для воспитания любви к Родине

Именно младший школьный возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребенка. Именно в этот период важно заинтересовать ребенка деятельностью, которая направлена на благо Родины и коллектива. Как правило, организуется патриотическое воспитание школьников через внеурочную деятельность учителя. Педагог должен дать детям возможность проявлять активность, создавая материальные ценности, организуя мероприятия, которые позволяют познакомиться с жизнью своей страны, ее традициями и историей.

У ребенка младшего школьного возраста хорошо развито образное мышление, лучше всего он воспринимает эмоционально окрашенные факты. Опираясь на эти особенности психики можно построить эффективную систему патриотического воспитания. Например, изучать историю России можно по родословным, которые составили дети с родителями. Тогда факты истории для них проникнутся эмоциями, и знания закрепятся в образах.

Известную активность младших школьников тоже можно направить на формирование патриотизма. Общественно значимые и общественно одобряемые работы очень привлекают детей. Это может быть подготовка к встрече ветеранов, украшение класса и школы, озеленение и обустройство пришкольной территории и т. п.

Игра у детей младшего школьного возраста все еще остается ведущим видом деятельности и ее тоже следует направить в нужное русло. Можно серьезные мероприятия превратить в увлекательную игру: экологические игры, игры по истории, соревнования, общественные акции и т. д.

Таким образом, умело организуя общие дела и различные мероприятия, учитель постепенно достигнет своей цели – воспитание патриотической позиции каждого ученика.

Цели и задачи патриотического воспитания

Патриотическое воспитание в школе должно быть одним из приоритетнейших направлений педагогической деятельности.

Целью патриотического воспитания является формирование гражданско-правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления трудиться и защищать Родину, оберегать природу.

Задачи патриотического воспитания:

  • воспитывать любовь и уважения к близким, своей школе, городу;
  • воспитывать стремление к сохранению и помощи природе и живым существам;
  • воспитывать уважение к труду людей, его результатам и достижениям государства;
  • знакомить с историей, географией и символами государства;
  • формировать чувство ответственности за свои поступки;
  • уважать традиции и обычаи как своего, так и других народов.

Количество задач может быть многократно увеличено. Это происходит, потому что патриотизм – это многогранный феномен. Патриотизм может формироваться в течение всей жизни человека и постоянно включать новые задачи, в зависимости от событий, происходящих в стране и мире.

Направления патриотического воспитания

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе можно разделить на четыре основных направления:

  • прошлое и будущее Родины: знакомство с народными героями, представление родословной и описание жизни выдающихся представителей своей семьи и т. д.;
  • гражданско-правовая сознательность: знакомство с законами, культурой поведения, формирование активной жизненной позиции;
  • краеведение: изучение истории и географии родного края, формирование экологического поведения;
  • моя семья: привлечение родителей к процессу воспитания детей, формирование семейной культуры.

Формы и методы патриотического воспитания

Направления патриотического воспитания по отдельности или комплексно реализуются в формах и методах педагогической деятельности:

  • беседа (обсуждение событий в классе, школе, городе, стране, обсуждение и анализ фильмов и художественных произведений и т. п.);
  • классный час (основная форма воспитательной работы учителя);
  • экскурсия (используется и как нетрадиционная форма обучения, и как форма внеклассной работы, позволяет детям увидеть реальные жизненные ситуации);
  • путешествие (может быть как реальным, например, поход, так и воображаемым);
  • праздник (отличается яркостью эмоциональных впечатлений);
  • игра (социальные, подвижные, познавательные и т. д.);
  • коллективное творческое дело (дети сами организуют свою работу и проводят мероприятия);
  • различные акции, конкурсы, выставки и многое другое.

Обычно патриотическое воспитание младших школьников осуществляется учителем в классном кабинете. Там, не мешая учебно-воспитательному процессу в школе, можно организовывать свои выставки и конкурсы, вешать стенгазеты, проводить различные мероприятия. Но часто к такой работе привлекаются библиотекари. Патриотическое воспитание в библиотеке – это, как правило, тематические выставки литературных произведений, творческие презентации, литературные вечера. К организации воспитательных мероприятий в библиотеке можно также привлекать младших школьников, они с удовольствием помогут расставить книги, украсить помещение и будут рады приложить свои усилия для общественно значимого дела.

Такие формы и методы работы научат младших школьников быть активными, трудиться на пользу класса, школы, города, а, следовательно, для Родины. Позволят детям осознать свое место в обществе, научат заботиться о близких и беречь природу.

Патриотическое воспитание. Связь поколений с историей и культурой – видео

Воспитание патриотизма у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.

Задачи:
изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………………………………………..6

1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…. 6

1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19

2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 28

Работа содержит 1 файл

Кормщикова КР..doc

министерство образования и науки российской федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет начальных классов

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Воспитание патриотизма у младших школьников

Курсовая работа по дисциплине: педагогика

Выполнил (а): студентка 1 курса

Оценка _______________________ ______________

Заведующий кафедрой Педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор

________________________ Беловолов В. А.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ воспитания патриотизма у младших школьников………………………… ……………………………..6

1.1. Сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»…. 6

1.2. Особенности воспитания патриотизма у младших школьников……….10

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО воспитанию патриотизма у младших школьников ……………………………………..19

2.1 Методики воспитания патриотизма у младших школьников ………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . 28

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание реализуется недостаточно. Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории

и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самой ценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Поэтому тема и является актуальной.

В исследованиях И.И. Валеева, Р.Т. Гарданова, А.С. Гаязова, Н.В. Ипполитовой, И.Ф.Харламова и других рассматривается гражданское, интернациональное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. С позиции деятельностного подхода анализируются вопросы теории и практики формирования гражданских, патриотических и интернационалистских качеств. Авторы особое внимание уделяют формам отношений гражданина-патриота с государством и обществом, перспективам и тенденциям в воспитании школьников [7,10,11,12,16,28]

Обратившись к теоретическому анализу исследований по проблеме патриотического воспитания, мы пришли к выводу о том, что круг вопросов, изучавшихся их авторами, достаточно широк и разнообразен и представляет собой определенную систему. Так, изучались содержание, принципы и методы патриотизма (Н.И. Болдырев, И.П. Терентий и др.); исследовалась сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в образовательном процессе и во внеклассной деятельности (И.С. Марьенко, Л.А. Саклешина, Г.И. Щукина и др.) [6,24,25,29]

Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников

Цель исследования: охарактеризовать и представить методы и приемы, используемые в процессе воспитания патриотизма младших школьников.

  1. изучить и проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания младших школьников;
  3. выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.

– изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

– подбор методик, направленных на патриотическое воспитание младших школьников:

Первый этап – теоретический (январь- март 2011): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы курсовой работы.

Второй этап – обобщающий (март-май 2011): подбор методик, разработка рекомендаций, написание второй главы курсовой работы, литературное оформление курсовой работы.

Структура работы: курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность понятий: «патриотизм», «патриотическое воспитание»

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». «Патриот – говорится в другом словаре, – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». [14,c ]

Более четко определено моральное содержание этого понятия в словаре практического психолога. «Патриотизм ( греч. Patris – отечество), – говорится в нем, – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».[13, с 7]

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главный из них – наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: “Моя хата с краю, ничего не знаю”.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире “нацией по гражданству”.

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом). [4]

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

Патриотическое воспитание младших школьников

Дата публикации: 28.11.2016 2016-11-28

Статья просмотрена: 3503 раза

Библиографическое описание:

Солошенко Н. Н., Романенко В. М., Нечваль Н. И. Патриотическое воспитание младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 593-596. — URL https://moluch.ru/archive/129/35814/ (дата обращения: 28.02.2020).

Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В 2001 году правительством Российской Федерации была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В которой говорилось, что «Патриотическое воспитание» — это систематическая и целенаправленная деятельность по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей»

В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни вдемократическом государстве, вгражданском обществе.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Ведущей идеей дидактической системы Л. В. Занкова является общее развитие ребенка, под которым подразумевается развитие ума, воли и чувств. Развитие чувств — эстетических, нравственных, интеллектуальных — составляют духовное богатство человека. Понятие «духовное богатство» базируется, прежде всего, на чувстве патриотизма, которое в той или иной мере присуще гражданам нашей страны, в том числе и маленьким.

Что такое «патриотизм»?

«Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка [3, с. 496].

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса — все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма — патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7–10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период — в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни.

Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю (в том числе и виртуальные), музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Это чувство «родительского дома» (при определённых условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. К сожалению, семья сейчас переживает не лучшие времена.

Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Это семьи, где одинокие матери или родители разведены. Да и в полных семьях родительское воспитание утратило основы народной и религиозной культуры. В редких семьях происходит то, что было свойственно русской семье на протяжении веков: утренние и вечерние молитвы, благословление детей на всякое дело, совместное посещение храмов.

Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями. Главной формой работы с родителями было и остаётся родительское собрание. Уже на самом первом собрании знакомлю родителей со словами А. С. Макаренко: «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». В современных семьях дети редко видят родителей из-за их чрезмерной загруженности, но даже эти редкие моменты семья тратит не на общение, а на просмотр телевизора.

На родительских собраниях в 1 классе «Семейные праздники», «Папа, мама, я — читающая семья», «Наш выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей природе жадны до впечатлений. Им хочется участвовать в каких-то событиях, радостных волнениях. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле — воскресной рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных проектах, праздниках.

В 1 классе на уроках по окружающему миру даю детям задание нарисовать картину «Моя семья», подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. А на уроке предлагаю рассказать о своих семьях. Для примера рассказываю о своей семье, о своём детстве, о родителях. На этом уроке дети вспоминают свои игры. Часто уроки на эту тему провожу в форме ролевой игры.

Помимо совместных мероприятий в теме «Семья» я использую и проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвовали в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.

Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.

Когда дети проучились почти полгода и готовы к восприятию более сложного материала о родной стране, мы приступаем к изучению следующих тем: «Наша Родина — Россия», «Символы нашего государства», «Москва — главный город страны!», «Какого народа ты сын?», «Золотые руки народов». Здесь дети впервые знакомятся с правами и обязанностями граждан России, слушают текст гимна, рассматривают герб, флаг нашей Родины.

Школьные стенды, посвященные символам Российского государства и Белгородской области, позволяют мне вести работу в этом направлении. Популяризация среди школьников государственных символов, на мой взгляд, является важнейшей составляющей в воспитании патриотизма. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Если позволяют погодные условия, провожу экскурсию по городу. Знакомлю детей с достопримечательностями родного города: историко-краеведческим музеем, городским храмом, улицей Ленина, городской библиотекой, памятником маршалу Г. К. Жукову. Всё это формирует интерес к местам, где проходит детство учащихся, закладывает крупицы чувства любви к «малой» родине. Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране».

На уроках окружающего мира учащиеся начинают узнавать о том, что каждый человек принадлежит какому-нибудь народу, а каждый народ — особенный и различается языком, культурой, традициями. Чтобы учащимся было интересно, я использую наглядный материал (предметы декоративного искусства разных народов, костюмы, книги на языках народов России и др.). На этом уроке закладываю чувство уважения к различным национальностям, признание равноправия людей, принадлежащих к разным народам. Считаю это особенно актуальным в условиях многонациональности нашей страны.

Патриотическое воспитание школьников начинается с первых дней учёбы в школе. Первым источником информации по этой и другим темам для моих воспитанников становится дневник ученика Белгородской области. Каждая его страница содержит графический и текстовый информационный материал, посвящённый Белгородчине. Дневник можно назвать мини-энциклопедией о Белгородском крае. Листая его страницы, дети узнают о гербе и флаге Белгородской области, историю Белгородской земли. Иллюстративно-текстовые развороты посвящены Танковому полю под Прохоровкой, диораме «Курская битва». Последние издания дневников были тематическими — посвящены 60-летию Великой Победы и 50-летию Белгородской области. Дневник помогает моим ученикам готовить рефераты, сообщения об истории края.

Таким образом, можно сформировать задачи и цель патриотического воспитания младших школьников:

Задачи патриотического воспитания:

‒ Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

‒ Воспитание любви и уважения к своей Родине — России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

‒ Воспитание уважительного отношения к человеку-

‒ труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

‒ Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

‒ Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в школьном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

В связи с 65-й годовщиной великой Отечественной войны вместе с учащимися моего класса было проведено мероприятие «Родины нашей — нет краше!»

  1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
  2. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале.

Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из ребенка, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, основы патриотического воспитания, любовь к Родине. Постановка проблемы. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников.

Дошкольный возраст — это то время, когда закладываются основы знаний о своей Родине, ее истории и традициях, а также идет процесс воспитания патриотических чувств, чувства любви к родному краю, чувства уважения к старшим.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма у детей в настоящее время очень сложна.

Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, родной город, мир природы, семейный клуб, чувство гордости, окружающий мир, ребенок, родитель, семья.

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание как основа формирования.

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического.

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Портал образования

Автор: Лебедева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ “СОШ № 21 им. П.А. Столыпина”
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дата публикации: 14.10.2018
Раздел: начальное образование

В развитии образовательной системы России начинается новый этап..

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач

общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,

целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные

ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. В

нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна

внести современная школа.

немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление

человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.

к своей стране, к её национальным традициям, истории и

невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без

уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую

педагогическом процессе. Сущностью данного процесса является освоение

сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность

Я являюсь одним из разработчиков школьной программы гражданско –

требованиями ФГОС НОО перед нами

возникла необходимость внесения

изменений, поиска оптимальных путей

воспитания младшего школьника,

создания условий, способствующих формированию патриотических качеств

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из

чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений

положительного отношения к патриотической деятельности.

демократического государства, обладающих чувством национальной гордости,

задача патриотического воспитания юного гражданина России, охватывающая

всю педагогическую деятельность: интегрируя учебные занятия и внеурочную

жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Какие же качества личности необходимо воспитать у младших школьников,

чтобы вырастить патриота? В.А.Сухомлинский говорил:

« Больше, чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что

вкладываем в душу ребёнка».

На подготовительном этапе реализации данной задачи мной было

проведено анкетирование учащихся начальной школы.

Учащимся была предложена анкета:

1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово

в) слышу сейчас впервые;

г) затрудняюсь ответить.

2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и

государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может

любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой

зрения вы согласны?

в) затрудняюсь ответить.

3. Патриотизм – это…

а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;

б) позитивное чувство к Родине;

в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;

г) готовность к самопожертвованию;

основа отношения учащихся к окружающему социуму;

ценностной ориентации школьников;

Результаты анкетирования учащихся начальной школы

Согласны с тем, что

патриот должен любить

Результаты анкетирования позволили определить основные методы

решения поставленной задачи:

Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических

историческому прошлому России; к традициям;

Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем

памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой

социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей –

процесс сложный, многогранный, я бы сказала тонкий, деликатный, так как

образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности.

На мой взгляд, патриотическое воспитание младших школьников в

словах, а на деле.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-

недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и

усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В содержании программы гражданско-патриотического воспитания

патриотического воспитания младшего школьника:

Личностная культура младшего школьника – это:

г о т о в н о с т ь

с п о с о б н о с т ь

н р а в с т в е н н о м у

готовность и способность открыто выражать и отстаивать

намерения, мысли и поступки;

совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности

за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении

Семейная культура – это:

нашей принадлежности к народу, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи,

как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и

старших, ответственность за другого;

бережное отношение к жизни человека.

Социальная культура – это:

нашей принадлежности к народу, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи,

как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и

старших, ответственность за другого;

бережное отношение к жизни человека.

и определили этапы реализации программы

I этап: проектный – 2012-2013 учебный год.

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

П р о а н а л и зи р о ват ь

м а т е р и а л ь н о – т е х н и ч е с к и е ,

педагогические условия реализации программы.

II этап: практический – 2013-2014 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому

эффективные формы и методы воспитательного воздействия

3. Разработать методические рекомендации по гражданско-

5. Проводить мониторинг реализации программы

III этап: аналитический – 20152016 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период .

В своей педагогической деятельности стремлюсь создать условия к тому,

чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной

семьей ребенка, нравственным воспитателем.

раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в

высокотехнологичном конкурентном мире.

о с н о в н ы е

н ап р а вл е н и я п р о г р а м м ы

школьную программу « Сыны Отчества» по патриотическому воспитанию

активность своих учеников, выражающуюся в неспособности долгое время

Участие в таких мероприятиях помещает учащихся в меняющиеся культурные

среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения.

окружающего мира, истории, ОЗОЖ, и др. работаю над

самостоятельности, воспитываю уважение к народным традициям и культуре.

чувства товарищества. Учитель должен учить детей дружить, учить беречь

дружбу. Провожу нравственные классные часы по таким темам, как « Спешите

делать добро», « Что такое хорошо и что такое плохо», « Планета дружбы», «

Толерантность, что это?» и др. Любовь и преданность Родине начинается с

ребёнок в семье, в связи с этим провожу классные часы и мероприятия,

мероприятия, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей

развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало

ранее, и отображая новые социальные изменения. В связи с этим на уроках

активно использую пословицы, загадки сказки, разучиваю с детьми русские

народные игры. А также провожу различные мероприятия, на которых дети

получают теоретические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное

удовольствие от подвижной деятельности. К таким мероприятиям могу отнести

экскурсии в этнографический музей нашего города, праздники « Масленица»,

«Пасха» которые помогают создать особую атмосферу восприятия народных

Читайте также:  Надо ли оставлять ребенка плакать - разные точки зрения
Ссылка на основную публикацию