Воспитание ребенка до года по месяцам – что надо знать родителям

Воспитание детей от 0 до года. На что обращать внимание

К огда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Советы родителям по воспитанию детей до года
методическая разработка на тему

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

От рождения до трех месяцев;

От трех до шести месяцев;

От шести до девяти месяцев;

От девяти месяцев до года.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovety_roditelyam_po_vospitaniyu_detey_do_goda.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум

имени А.К. Савина»

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Студентка III курса группы № 32

Фролова Виктория Валерьевна

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

  1. От рождения до трех месяцев;
  2. От трех до шести месяцев;
  3. От шести до девяти месяцев;
  4. От девяти месяцев до года.

В первый период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие.

Для этого необходимо по утрам умывать личико и ручки крохи, каждый вечер купать малыша в ванночке, регулярно менять подгузник и подмывать попку.

Для нормального развития детской психики необходимо постоянно разговаривать с крохой, петь песенки, рассказывать потешки, включать для прослушивания музыку. Для первых игр с крохой стоит подобрать игрушки, способствующие развитию сенсорного восприятия.

По достижении малышом возраста полтора месяца для укрепления физического здоровья необходимо ежедневно выкладывать малыша на живот, делать зарядку и массаж.

Важным воспитательным моментом является необходимость приучать ребенка спать в собственной кроватке и проводить в ней самостоятельно некоторое время. Для того чтобы в будущем у малыша не закрепилась вредная привычка, не позволяйте ему сосать пальчики .

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

В первом триместре педагоги-психологи рекомендуют для малышей игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука.

Яркие игрушки из разнообразных материалов, которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать.

Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в15-20 см), спустя неделю их рекомендуется заменить

Браслет с колокольчиком, который можно надевать поочередно на разные ручки.

Воздушный шарик, который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки.

Схематическое изображение человеческого лица. Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период в воспитании ребенка, который охватывает возраст от 3 до 6 месяцев, характеризуется дальнейшим развитием и совершенствованием сенсорного, слухового и зрительного восприятия.

Для развития способностей крохи, задача родителей – насытить малыша новыми звуковыми, зрительными, тактильными ощущениями.

Для этого необходимо почаще включать ребенку для прослушивания классическую и современную мелодичную музыку, обращать внимание не только на музыкальные звуки, но и на звуки окружающего мира. К примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д.

На этом этапе малышу необходимо постоянное позитивное общение с взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке крохи обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к ползанью . Рекомендуем посмотреть рубрику массаж .

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев.

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек режутся первые зубки.

Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы.

Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки.

Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей. В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку.

Полугодовалые детки обожают рвать бумагу, отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство.

Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль. Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша.

Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужнопоказывать маленькому и называть части тела: глазки, ушки, носик, ножки, ручки.

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.

Малыш начинает ползать, вставать на ножки, поэтому важно правильно развивать ребенка физически.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в этой статье. Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

С z введением прикорма у мамы прибавится стирки.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

В этом возрасте необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя».

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите карапузу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься.

Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления.

Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их.

Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес.

Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки.

Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период охватывает возраст от 9 месяцев до года. У крохи активно развивается речь, продолжается совершенствование физических навыков. Задача родителей в это время – всячески способствовать тому, чтобы малыш научился самостоятельно ходить.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Поощряйте вашего карапуза, когда он встает на ножки самостоятельно. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать вначале руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

Пирамидки. К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать.

Кубики. Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем разбурить ее.

Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками.

Конь-качалка и машинка-каталка, в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию.

Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы.

Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

воспитание ребенка до года

Как ни странно бы это звучало, но воспитывать ребенка нужно еще с пеленок. На первом году жизни закладываются основные элементы хорошего поведения. За первые 12 месяцев, у малыша формируются навыки аккуратности, основные формы морального и эстетического воспитания. Формируются как хорошие, так и плохие привычки. Начинает свое развитие эмоциональная среда. Ребенок учится гигиене. Также малыш учится культуре общения и деятельности.

Вот сколько полезных умений и навыков, формирует малыш за первый год своей жизни. Главная задача родителей развить у ребенка как можно больше положительных качеств и по возможности, случайно, не активировать http://neonatus.info/vrednye-privychki.php. Воспитание ребенка первого года жизни можно разделить на четыре этапа:

Воспитание до 3 месяцев;Воспитание до 6 месяцев;Воспитание до 9 месяцев;Воспитание до года.

Первый этап, включает в себя формирование у малыша положительных привычек, и предупреждение появления вредных привычек. За первые три месяца ребенок должен научиться:

Спокойно засыпать на улице без пустышки;Желательно, чтоб ребенок засыпал без укачивания;Малыш должен какое-то время проводить в кроватке, самостоятельно себя развлекая;Ребенок должен протестовать и каким-то образом показывать маме, что пора поменять подгузник;Предупреждайте сосание пальцев;Ориентироваться в пространстве с помощью звуков и зрения.

Что требуется от родителей? Мама, обязательно должна вовремя менять подгузник ребенку. И следить за его чистотой. Если Вы пользуйтесь одноразовыми подгузниками, то их замена должна проводиться каждые три часа. А также каждый раз, когда малыш покакал. Ребенка нужно хорошенько мыть, чтоб его нежная кожа не раздражалась остатками фекалий или мочи. Пользуйтесь кремом, который предназначен под памперс.

Чтобы формировать у ребенка культуру гигиены, каждое утро должно начинаться не только с радостной улыбки, но и с процедур http://neonatus.info/. Необходимо после сна, сразу же менять подгузник, мыть попку и ручки. Обязательно умывать личико малыша. Все эти ежедневные процедуры, будут формировать у Вашего малыша любовь к чистоте.За первые три месяца, малыш должен научиться, уверенно держать головку, издавать какие-то другие звуки, кроме плача. Что требуется от родителей? Малыша обязательно нужно выкладывать на животик, даже если это ему не нравится. Ребенок должен поднимать головку лежа на животике. С каждым разом у него это будет получаться все лучше и лучше. Со временем даже малыш, который совсем не любил лежать на животике, будет все время проводить только на нем. В таком положении тренируются мышцы шеи и спины.

Для того, чтоб ребенок издавал много разных звуков, с ним надо играть. Рассказывать малышу сказки, петь песенки и потешки. Вы должны как можно больше рассказывать своему малышу. Неважно что. Вы одеваете ребенка? Расскажите ему, что сейчас мы будем одеваться, сначала штанишки, потом кофточку и идем гулять. Комментируйте все свои действия. Беседуя с малышом, улыбайтесь. Благодаря такому не хитрому общению, Вы заложите у малыша культуру общения.

Второй этап – воспитание ребенка до 6 месяцев. В периоде от 3 до 6 месяцев, ребенок дальше совершенствует сенсорное развитие. На этом этапе нужно подготавливать ребенка в будущей речи.

Для того, чтоб ребенок учился издавать разные звуки – гуление, пищание, лепетание, нужно как можно чаще включать ему музыку. Музыку можно включать классическую, детскую, красивые песни современной эстрады. Родители должны обращать внимание ребенка на новые звуки. Звуки не только песен. Обращайте внимание ребенка на то, как шумит кран, как пищит птичка, как шелестят листики. Малыш должен с Вашей помощью как можно больше узнать окружающий мир. Умственное воспитание малыша в этом возрасте должно в себя включать, в первую очередь, общение со взрослыми. Мама должна играть с ребенком. Игры должны быть направлены на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия.

Играйте с малышом только в период активного бодрствования, когда ребенок отдохнувший и сытый. Иначе игры не принесут нужной пользы, а если малыш будет все время плакать, то такие игры приносят только вред. В этом возрасте у ребенка закладываются элементы нравственного и эстетического воспитания. Для того, чтобы у ребенка крепко были заложены такие важные элементы воспитания, у него должно быть достаточное общение с взрослыми. В этом возрасте ребенок очень остро требует общения. Благодаря играм с взрослыми, ребенок получает удовольствие, он улыбается, смеется. На основе радости, которую испытывает малыш при общении с Вами, и закладывается элементы нравственного и эстетического воспитания.

Третий этап – воспитание малышей до 9 месяцев. В периоде между 6 и 9 месяцев, ребенок становится очень активным. Малыш начинает ползать, садиться, вставать в кроватке, некоторые детки начинают ходить. Поэтому самым важным моментом в этом возрастном периоде, является правильное физическое развитие ребенка.

В этом возрасте, ребенка уже можно понемногу приучать к горшочку. Садите ребенка на горшок после сна, перед и после прогулки, после кормления. Уже через несколько дней, малыш поймет, зачем его сажают на горшочек и будет знать, что нужно ему делать. С 7 месяцев, нужно учить малыша мыть руки перед едой. Для этого, мама должна вместе с малышом подходить к умывальнику, включать водичку и разрешать малышу самому ставить ручки под струю водички. Так, Вы приучайте малыша к чистоплотности. Со временем, у малыша выработается четкая привычка, что перед едой нужно вымыть руки.

После начала прикорма, обязательно используйте нагрудники для кормления. Одевая, каждый раз перед кормлением нагрудничек, Вы выработаете у ребенка своеобразный ритуал кормления. Если Вы хотите, чтоб Ваш малыш был аккуратным, уже с этого возраста следите за тем, чтоб он все время был в чистой одежде. Если малыш запачкался, сразу же смените ему одежду на чистенькую. При этом расскажите малышу, зачем Вы это делаете. «Мы немножко запачкались, и чтоб не ходить грязным, мы переоденемся, и у нас будет самый красивый и аккуратный малыш».

На заметку родителям: после того, как малыш научится ползать и вставать в кроватке, не стоит одевать на него ползунки. Несмотря на свое название, ползунки для ползания очень неудобные, ребенку некомфортно в них перемещаться, так как они стесняют движения. Лучше отдать предпочтение штанишкам или колготкам. В этом возрасте начинайте учить ребенка делать ладушки, ладушки. Показывать ручками колокольчик, сжимать и разжимать пальчики. При этом комментируйте его движении. Придумайте песенку, под которую ребенок с удовольствие будет показывать свои достижения. С 8 месяцев, самое время учить малыша, чтоб он показывал, где носик, глазки, ушки, зубки и т.п. Сначала ребенок будет все показывать на Вас, игрушках, а только потом на себе.

С 8 месяцев, учите ребенка «правильно» играть с игрушками. Т.е. малыш должен понимать, что машинку и мячик можно катать. Что юлу можно привести в движение нажатием на рычаг. Что пианино издает звук, при нажатии на клавишу. Ребенок не сразу разберется, что к чему. Мама должна терпеливо показывать своему крохе, как играть с той или иной игрушкой. Со временем, малыш все запомнит. В этом возрасте, ребенка уже можно учить слову «нельзя». Если ребенок Вас больно ударил по лицу играя, возьмите его ручку и скажите: «Так делать нельзя, мне больно». Обязательно поясняйте ребенку, почему так делать нельзя. Иначе он вообще не будет реагировать на это неприятное слово.

Четвертый этап – воспитание детей до года. На этом этапе продолжает свое развитие физическое состояние ребенка, развивается речь.

На данном этапе жизни малыша, родители должны помогать малышу, постепенно начать ходить самостоятельно. Для этого, как можно больше ходите с ребенком сначала за обе ручки, а потом за одну. Поощряйте стремление малыша встать везде, где только ему захочется. Нельзя запрещать ребенку вставать, иначе у него сложится впечатление, что ходить это плохо. Одним из элементов умственного воспитания, является учеба ребенка приводить предмет в действие. Малыш, по словам родителя должен научиться, катать машинку или мячик, брать и кушать яблочко или печенье, стучать палочкой по барабану и т.п.

Очень полезно на данном этапе развития показывать ребенку кукольные представления. Будет просто замечательно, если Вы сможете устроить ребенку кукольный театр. Такие представления развивают у ребенка внимание, память, речь, мышление. В этом возрасте нужно показывать малышу предметы разных форм, размеров, цвету и текстур и учить малыша соотносить предметы по их одинаковым признакам. Например: сортировать шарики с шариками, кубики с кубиками. Или находить все деревянные предметы и все пластмассовые. Показывать малышу, что мячик можно катать. А из кубиков получается замечательная башня, которую потом можно поломать. Показывайте ребенку, как собирать пирамидку, как играть с юлой, как открыть матрешку. Вот малыш удивится, когда в матрешке увидит такую же куклу.

Главная задача родителей, расширять кругозор их ребенка. Не забывайте в этом возрасте и про музыкальные занятия. Они должны сопровождаться словесными песнями. Это будет способствовать развитию речи ребенка. Если хотите, чтоб Ваш кроха стал говорить как можно раньше, уделяйте особое внимание пальчиковым играм. Нравственное и эстетическое воспитание на данном этапе развития включает в себя развитие доброго отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, деткам, животным. Нужно учить малыша бережно относиться к игрушкам. Хвалите малыша, когда он что-то делает правильно и хорошо. С восторгом воспринимайте каждое его достижение, даже самое маленькое.

Если ребенок что-то делает плохо, сделал больно Вам или другому малышу. Обязательно пресекайте это. Строгим голосом говорите ему «нельзя», потому что больно. Или назовите другую причину, по которой Вы вводите запрет. Говоря нельзя голос должен быть строгим, лицо серьезное. Не улыбайтесь и не спускайте на тормоза запрет. Ребенок по интонации поймет, что он сделал что-то не правильно. Не забывайте, главным примером поведения, является взрослый, которому малыш подражает. Если ребенок постоянно Вас бьет, пересмотрите свое поведение с мужем, возможно, он берет пример именно с Вас.

Психология детей до года: как обеспечить малышу отличный старт?

Развитие младенца – после рождения уже поздно!
Первый год жизни ребенка – бесценное время, определяющее все последующее развитие детей раннего возраста. К сожалению, именно в этот период молодые родители совершают большое количество ошибок в воспитании, которые впоследствии уже сложно исправить. Причин тому несколько:

– Сложности адаптации. Появление малыша – момент, к которому невозможно подготовиться на 100%. Даже для очень эрудированных мам и пап это – совершенно новый опыт. Благодаря обилию новых обязанностей, хроническому стрессу и постоянному недосыпанию, первые моменты жизни ребенка проходят для близких как в тумане.

– Недооценка значимости младенческого возраста. В понимании большинства взрослых ранние годы ребенка – это, прежде всего, подготовка к будущей взрослой жизни. В то время как младенческий возраст обладает самостоятельной ценностью. Здесь закладываются движущие силы психического и физического развития.

Особенно много хлопот доставляет родителям первый малыш. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать типичные ошибки родителей и представим полезные рекомендации. Постарайтесь их соблюдать, и у вас вырастет здоровый малыш!

Итак, с какого момента начинается психическое развитие малыша? Ученые утверждают, что особенности психологии детей закладываются еще до рождения. Будущие родители, обратите внимание! Психическое здоровье детей зависит от вашего поведения. На формирование психики ребенка влияют эмоциональное состояние мамы и особенности взаимоотношений в семье. Рождение ребенка должно быть значимым событием для всех членов семьи. Малышу важно чувствовать, что его появления ждут. Безусловно, будущей маме полезно почитать соответствующую литературу, описывающую развитие малыша, посетить специальные занятия для беременных. Тем не менее, погружаясь в бескрайнее море информации про младенцев, помните, что все хорошо в меру. Переизбыток знаний может провоцировать повышение тревожности. У беспокойных мам, как правило, рождаются беспокойные детки.

ОШИБКА №1. Концентрация внимания на информации, анализирующей возможные отклонения в развитии ребенка, накопление избыточного количества таких данных. Опытные родители с удовольствием делятся с «новичками» всевозможными страшилками. Впечатлительные мамочки начинают незамедлительно искать и находить у себя разнообразные симптомы.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №1. Позитивный настрой. Находите в любой информации рациональное зерно, а к эмоциям относитесь философски. Ваши волнения могут и материализоваться. Думайте о хорошем. Представляйте, какой умный, красивый, спокойный и здоровый малыш у вас вырастет. Если тревожные мысли не дают вам покоя, займите свой мозг более нейтральной, но не менее важной работой: выбором имени малыша или цвета стен в детской.

Первый год жизни ребенка: формируем доверие к миру.
Индивидуальное развитие малыша начинается с кризисного возраста. Первые дни жизни ребенка – это кризис новорожденности. На протяжении этого этапа ребенку необходимо приспособиться к новой окружающей среде, отрегулировать теплообмен, наладить пищеварение. Длится этот кризис около двух недель. Затем наступает младенческий возраст. Может показаться, что основная деятельность ребенка не изменилась. Он по-прежнему спит и кушает. Многие родители считают, что развитие младенца сводиться к физическому росту. На самом деле младенческий возраст – период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.

ОШИБКА №2. Боязнь избаловать ребенка. Некоторые родители считают, что не следует часто держать младенца на руках. Мнение о том, что, оставаясь в одиночестве, малыш скорее станет самостоятельным, – глубоко ошибочно. Таким варварским способом развивается не самостоятельность, а эмоциональная холодность. Если ваш малыш плачет – значит, ему плохо. И первая задача родителей – сделать так, чтобы ребенку стало хорошо. Избалованный ребенок – это совсем другая история. До определенного возраста малышей вообще нельзя избаловать. Полноценное развитие ребенка происходит только в том случае, если он постоянно чувствует внимание и заботу. Не чувствуя эмоциональной связи с мамой, ребенок начинает отставать в развитии. Через некоторое время малыш на самом деле перестанет часто привлекать внимание близких плачем и другими сигналами. Но это – как раз один из признаков нарушения социальных навыков.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №2. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком. Используйте доступные ему средства коммуникации: взгляд, прикосновение, звук вашего голоса. Еще задолго до появления первых слов, малыш и родители должны установить между собой прочную эмоциональную связь. Разговаривайте с малышом, пойте ему песенки. В русском фольклоре есть очень интересное и полезное направление – пестушки – песенки, которые мама поет малышу. Через содержание и интонацию песенки мама передает ребенку свою любовь, рассказывает ему о том, какой он замечательный, о том, как она рада его появлению. Поглаживая ребенка, прикасаясь в процессе песни к разным частям его тела, мама не только успокаивает, но и помогает малышу начать знакомство со своим телом, сформировать представление о своем физическом облике. Доказано, что дети, к которым мама часто прикасалась в младенческом возрасте, вырастают эмоционально открытыми и доброжелательными.

Иногда поведение родителей младенца отличается другой крайностью – они ведут себя излишне беспокойно и нервозно: вскакивают при малейших звуках из детской кроватки, постоянно проверяют спящего ребенка, пытаются найти объяснение любому, даже самому незначительному изменению в поведении малыша. Такое пристальное внимание оказывает обратное влияние на развитие малыша. Ожидания родителей становятся самоисполняющимся пророчеством: как будто услышав мысли родителей, младенец начинает капризничать, сон малыша становится беспокойным, ребенок часто просыпается, плачет, отказывается от определенных продуктов, бросает игрушки.

ОШИБКА №3. Культ ребенка в семье. Все окружающие ребенка взрослые ходят «на цыпочках» и разговаривают шепотом, боясь побеспокоить чадо. Все разговоры в семье ведутся только на детские темы. Интересы всех членов семьи безжалостно подчиняются удовлетворению потребностей младенца. Веселый малыш становится единоличным повелителем серьезных взрослых людей. Желания детей не должны быть единственным центром жизни родителей. Это серьезно искажает представления детей о мире. Находясь в подчиненном положении, родители не смогут дать ребенку адекватное представление об отношениях.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №3. Развивайте свои собственные интересы. Передавайте своему малышу энергию активности, созидательной деятельности, творчества. Как только младенец научился фокусировать взгляд, показывайте ему реальные предметы, с которыми вы взаимодействуете: дайте потрогать нитки и ткани, проведите по его пальчикам кисточкой для рисования, покажите елочное украшение, сделанное своими руками. Ближе к пяти месяцам, когда малыш сидит, его возможности значительно расширяются. Привлекайте малыша к своей деятельности: знакомьте его с продуктами, посудой, приборами и т.д. Под вашим тщательным наблюдением как можно раньше познакомьте малыша с ножом, иголкой и другими «важными» объектами. Не стоит откладывать это на потом и ждать когда младенец подрастет.

Первые шаги в новый мир
Еще не так давно ваш малыш не умел самостоятельно держать головку и вот он уже делает уверенные повороты, учится хватать и удерживать предметы, пробует все на вкус… Первый шаг еще далеко, но уже сейчас можно предположить каким будет характер ребенка. Как понять младенца? Наблюдайте за малышом: что он делает, когда просыпается? Есть малыши, которые оставшись наедине с самим собой, удваивают исследовательскую активность: изучают свои пальчики, рассматривают все вокруг, пытаются достать интересующую их вещь, открыть мамину помаду, проверить наличие глаз у кота и т.д. Будьте уверены – у вас растет деятель, будущий творец. А если младенец при любом изменении окружающей обстановки начинает плакать, прячется за мамину юбку, требует взять его на руки – возможно, в дальнейшем он будет пытаться манипулировать окружающими. Чтобы обеспечить оптимальное развитие младенца, необходимо выбрать правильную и согласованную стратегию поведения.

ОШИБКА №4. Стремление все сделать за ребенка, предупредить возможные трудности, максимально облегчить жизнь малыша. Именно здесь часто кроются проблемы воспитания детей. Малыши привыкают надеяться на взрослого, ждать от него указаний, теряю инициативу, становятся пассивными.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №4. Создавайте малышам посильные трудности. Ребенок бросил игрушку и требует ее обратно? Не спешите поднимать – помогите ребенку самостоятельно добраться до цели. Второй вариант потребует от вас больших физических усилий. Но зато малыш поймет, что для достижения желаемого необходимо действовать и действовать самому. То, что сегодня ребенок может сделать с вашей помощью – зона его ближайшего развития. Завтра он сможет сделать это самостоятельно. Покажите пример, предложите несколько способов решения. Малыши очень наблюдательны. Они обожают подражать. Используйте этот потенциал развития.

Нередко родители уверены, что развитие малыша полностью обеспечивают развивающие игрушки.

ОШИБКА №5. Превращение детской комнаты в магазин игрушек. Многие родители не совсем верно понимают смысл словосочетания «развивающие игрушки». Зайдите в комнату малыша, внимательно присмотритесь к его игрушкам. Да, они яркие и озвученные. Но что они развивают? Они готовят малыша к реальной жизни? Детские игрушки, купленные в магазине, в большинстве случаев, максимально далеки от реальности. Неправильные пропорции, невообразимые цвета, искаженный звук… Это не развитие, это – травма для детской психики. Не говоря о материалах, из которых могут быть сделаны игрушки для малышей.

РЕКОМЕНДАЦИЯ №5. Заботливые родители знают, о том, что самые лучшие развивающие игрушки для малыша – кастрюли, ложки, баночки и, конечно, самые важные родительские вещи: паспорт, билеты на самолет, годовой отчет, самый дорогой крем для лица… Не нужно населять мир ребенка искусственными объектами. Проявите фантазию. При соблюдении определенных мер безопасности, самые обычные предметы могут с успехом заменить самые дорогие развивающие игрушки. К примеру, возьмите несколько пластмассовых яиц из киндер-сюрприза, в одно положите шарик, в другое насыпьте крупу, в третье – соль или сахар, в четвертое – макароны и т.д. Оберните каждое яйцо термопленкой для пасхальных яиц и на несколько секунд опустите в кипяток. Яркая и полезная, а главное безопасная, развивающая игрушка готова! Микробы уничтожены воздействием высокой температуры. Термопленка надежно защищает игрушку от несанкционированного вскрытия – мелкие части не попадут в дыхательные пути малыша. Каждая такая игрушка имеет свой звук и вес. Это прекрасный источник, обеспечивающий не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие малыша.

Для ребенка первого года жизни характерно полевое поведение – окружающие предметы притягивают его к себе, стимулируют исследовательскую активность. Именно природное любопытство приводит к тому, что младенец предпринимает попытки ползать и делает первый шаг. Как только малыш начал относительно уверенно передвигаться в пространстве, начинается новый психологический возраст – раннее детство. О психологических особенностях этого возраста читайте в статье «Развитие детей раннего возраста. Что нужно знать родителям?».

Воспитание ребенка до года: что нужно знать

Воспитание ребенка до года, это главная причина общего волнения, у мамы опыта еще нет никакого, а бабушкины методы уже слегка устарели. Чтобы справиться с этой ситуацией и наконец, успокоиться, необходимо вооружиться надежной информацией по этому вопросу, мы постарались подобрать для вас основные и очень важные принципы этого непростой процесса.

Особо хочется подчеркнуть, что воспитание ребенка необходимо начинать еще до его рождения, раньше эта расхожая фраза звучала как гипербола, усиливающая необходимость раннего воспитания личности.

Однако, в наши дни это доказанный научный факт, если заниматься воспитанием ребенка еще в утробе матери, не упустив этот важный период его развития, то воспитание личности, в дальнейшем, принесет более значительные результаты и проходить будет гораздо легче.

Воспитание ребенка до его рождения сводится к тому, что с ним постоянно разговаривают все его близкие, особенно в последний месяц перед родами, поглаживание живота и мягкий нежный голос весьма благоприятно сказывается на развитии спокойного характера.

Большое значение в этот период и при воспитании ребенка до года должно уделяться регулярному прослушиванию приятной, желательно, классической, музыки, ее значение для правильного формирования личностных качеств, просто неоценимо.

Надо заметить, что музыка должна сопровождать развитие ребенка постоянно, доказано, что на благоприятные для восприятия, звуки музыки благодарно откликается каждая клеточка организма человека, особенно маленького человека, формируя, на подсознательном уровне, правильное восприятие жизни.

М.Л. Лазаревым разработана специальная и очень эффективная методика сонтал, всем родителям следует очень подробно с ней ознакомиться.

Итак, воспитание ребенка после рождения до года, обычно подразделяется на 3 – 4 этапа, разбивая этот ответственный год по три месяца, или два периода по три месяца и третий от шести месяцев до года.

Воспитание до трех месяцев

Самое главное в воспитании ребенка с самых первых дней жизни, это эмоциональное тепло, в котором ребенок должен находиться постоянно, оно должно непрерывно исходить и от обоих родителей и от дедушек и бабушек.

Ребенок должен буквально купаться во всеобщей к нему любви, даже будущие запреты и слово «нельзя», должны базироваться именно на этом основном к нему отношении.

Правильно организованное воспитание ребенка до года, а именно до 3х месяцев сказывается на его нервной и мозговой деятельности, которая ранее считалась подвластной лишь наследственным факторам.

В первый месяц жизни ребенка при многократном повторении одних и тех же действий, формируются первые условные рефлексы, такие как кормление, в определенном положении, регулярная смена памперсов, формирует привычку к чистоте.

Поэтому очень важно в этот период не допустить формирование неправильных условных рефлексов, таких, например, как:

– постоянное требование взять на руки, сопровождающееся криком, формируется этот рефлекс постоянным нахождением ребенка у кого – то на руках;

– требование укачивания перед сном; делать этого нельзя категорически с первых дней жизни ребенка, необходимы расслабляющие его разговоры, колыбельные песенки и нежная музыка;

– постоянное требование кормления; формируется эта вредная привычка при многократной реакции мамы кормлением на любой вскрик ребенка.

Первые две – три недели ребенок постоянно спит, просыпаясь лишь к кормлению, это объясняется слабой еще не развитой работоспособностью нервных и мозговых клеток.

Только на втором месяце период бодрствования постепенно увеличивается. Внося свои коррективы в дальнейшее воспитание ребенка до года в этот период:

– правильный режим, ребенок должен постепенно приучаться к режиму кормления в определенные часы, нежелательны даже небольшие отклонения, таким образом, регулируется работа пищеварительных органов, вырабатываются на рефлекторном уровне, пищеварительные ферменты;

– обязательная смена грязных подгузников, так ребенок с пеленок приучается к чистоте и личной гигиене, такие навыки закрепляются, опять же на подсознательном уровне, на всю жизнь;

– принимать ванночку с большим удовольствием; ваша задача превратить этот процесс в желанный и любимый, мягкий, спокойный голос, игрушки, сделают свое дело. Купать ребенка необходимо перед последним двенадцатым кормлением, т.е. в половине двенадцатого, затем в двенадцать часов вы его кормите на ночь, и он крепко засыпает до шести часов утра;

– на прогулке ребенок не должен требовать пустышку, это также относится к выработке рефлексов, закрепленных многократным неправильным действием родителей. При воспитании ребенка до года зимой следует приучать ребенка к холодному воздуху постепенно, вынося его на прогулку по 20 минут, к концу месяца ребенок должен находиться на улице по 4 – 6 часов.

Это время следует разбить на полуторачасовые прогулки, затем очередное кормление и вновь сон, если на улице сильный ветер или мороз, ребенок должен спать одетым в комнате с открытым окном.

Следует еще раз подчеркнуть, что до трех лет с момента рождения, воспитательный процесс ребенка сводится к организации его жизненного процесса, привитие ему правильных рефлексов, но все это должно проводиться с позитивным настроением и безграничной любовью, которую ваш ребенок ощущает очень остро.

С двухмесячного возраста ребенок реагирует на звуки, поворачивает головку, внимательно рассматривает игрушки, которые необходимо вешать над кроватью не ниже, чем на 50- 60 см.

Очень важно в этот период наклоняться над кроватью и разговаривать с ребенком, даже когда вы его одеваете или купаете, постоянно говорите радостным спокойным голосом, подробно, что вы делаете.

С двухмесячного возраста необходимо начинать делать ребенку массаж и приучать к легким физическим упражнениям, это не только улучшит его физическое развитие, но и благоприятно скажется на формировании нервной системы.

Физические процедуры в воспитании ребенка до года относятся на прямую к воспитательному процессу и необходимо сделать так, чтобы ребенок их воспринимал с удовольствием.

Если в течение трех месяцев вы провели правильную воспитательную работу, то ваш ребенок должен радостно воспринимать купание, одевание и прогулку, спокойно дожидаться очередного кормления, не требуя пустышку засыпать спокойно и крепко.

Воспитание ребенка с трех месяцев до шести

Человеческий организм за первые шесть месяцев жизни развивается невероятными темпами, такого периода в его жизни уже больше не будет, поэтому очень важно помогать ребенку в развитии именно в этот период времени.

Воспитание ребенка до года включает ряд важных действий со стороны родителей, о которых стоит знать. При соблюдении строгого режима и продолжении воспитательных мероприятий, перечисленных выше, на родителей ложится ответственность за активное поддержание каждого момента в развитии ребенка.

К возрасту от четырех месяцев до шести, ребенка следует кормить строго через 3, 5 часа, переход на такой режим должен осуществляться постепенно, незначительным добавлением времени к привычным промежуткам между кормлениями.

Увеличенное время бодрствования, когда ребенок не спит, оно должно составлять к этому возрасту 1, 5 часа, необходимо использовать для активных развивающих занятий с ним. Все новые его осторожные попытки перевернуться, подтянуться или подползти, должны встречать поддержку с вашей стороны.

Например, ребенок пытается проползти вперед, вы его легонечко подталкиваете, пытается приподняться, подтягиваете его за руки и т. д. Продолжая воспитательную работу, не приучаем его к рукам, в этом возрасте это особенно важно, так как постоянное нахождение на руках, ограничивает его двигательные функции, соответственно замедляется физическое развитие.

Если процесс воспитания и режим дня выбран вами правильно и неукоснительно, то ребенок к шести месяцам должен спокойно и самостоятельно играет с игрушками в кровати, как минимум час. Затем он утомляется и капризничает, в этот момент вы можете взять его на руки, не укачивая, спокойно походить, с ним по комнате, постоянно разговаривая.

В процессе ваших занятий ребенок к шести месяцам должен научиться дотягиваться точно до нужной игрушки и уметь взять и удержать ее в одной руке.

Необходимо также приучать ребенка к кратковременному опиранию ножками об твердую поверхность, при поддержке под мышки, так его вестибулярный аппарат научится, принимать вертикальное положение и ребенку легче будет выдерживать равновесие при первых шажках.

Воспитание ребенка до года, а именно до шести месяцев включает и работу над развитием голосовых и зрительных его восприятий окружающего мира, необходимо показывать ему различные игрушки, причем с разных точек и под разным углом зрения.

Голосовое восприятие тренируется тем, что вы постоянно заставляете его реагировать на различные голоса, раздающиеся из разных мест, он начинает поворачивать головку на голос. Сам произносит к четырем месяцам развития, простейшие гортанные звуки, – па, – ма, – ба, гулит и агукает.

При правильном развитии и вашей воспитательной работе, ваш малыш к шести месяцам уже умеет очень многое, вы даже не догадываетесь, какую большую работу проделал за этот короткий промежуток времени его организм.

Важные моменты в воспитании ребенка до года

В этот период жизни ребенка очень важным является активное общение с ним папы, до шести месяцев для ребенка было достаточно маминого ухода за ним, но в дальнейшем начинается формирование в сознание ребенка представлений о семье.

Бабушки и дедушки также должны активно общаться с ребенком, чем больше близких и родных людей будет ощущать ребенок рядом, тем более спокойным и общительным он вырастет.

Именно в это период жизни закладываются основы его будущего характера, становления его как личности, чем более спокойным, раскованным и уверенным в поддержке близких людей растет ребенок, тем активнее проявятся заложенные природой таланты и возможности.

Воспитание ребенка до года включает начатую с шести месяцев работу по привыканию к слову «нельзя», следует целенаправленно и неукоснительно продолжать, но, ни в коем случае никогда ребенка не одергивать и не окрикивать, вполне достаточно равнодушного отношения к его «выходкам», а также необходимо использовать метод отвлечения его внимания.

В период жизни ребенка от шести месяцев до года резко повышается его физическая активность, необходимо всячески поддерживать его и помогать, при условии неукоснительного соблюдения режима отдыха.

Если вы все – таки, не смогли отучить ребенка от рук, то его физическая активность не будет полной, развитие будет отставать, ребенок будет плохо спать и постоянно капризничать, поэтому продолжайте воспитательную работу в этом важном направлении.

Вполне достаточно, чтобы вы постоянно находились в поле зрения ребенка и общались с ним, проделывали вместе некоторые процедуры, кормление, купание, физические упражнения, одевания – раздевания, все это необходимо сопровождать постоянным разговором с ребенком.

Особое место в воспитании ребенка занимает период, когда ваш ребенок начинает делать первые шаги, при падении не пугайте его своими криками, относитесь к этому совершенно спокойно, настройтесь заранее. Испугавшись, ребенок может отставать в развитии и гораздо поздней начать говорить и ходить.

Развивающие игры обязательно нужно проводить с ребенком всем членам семьи, так у него будет развиваться коммуникабельность, да и маме будет легче, появится некоторое свободное время.

Итак, помните, чем больше душевного тепла, сил и времени вы вкладываете в своего малыша и воспитание ребенка до года, тем более гармоничной личностью, талантливой и творческой, он вырастет.

Воспитание ребенка с рождения до 1 года


Воспитание ребенка до года: советы родителям и рекомендации психолога

Воспитание ребенка до года – сложная задача для неподготовленной пары. Родительство — одна из основных функций человека, делающих его счастливым. Однако наряду с моментами счастья, радости, нежности и заботы появляются и проблемы, сложности, сомнения.

Каждый родитель понимает, что теперь на нем лежит психологическая ответственность – вырастить и воспитать не только здоровую, гармоничную личность, но и достойного члена социального общества.

Поэтому краеугольным камнем, а не редко и камнем преткновения становится вопрос воспитания.

Психология малыша до 1 года

Притчу о мудреце, который ответил пришедшим к нему родителям, что они потеряли ровно столько времени для воспитания, сколько исполнилось их ребенку – знают все. Ее можно встретить повсеместно, и трактовки порой у нее самые различные.

Народная мудрость гласящая, что ребенка надо воспитывать пока он помещается в поперек кровати, а также повсеместная популяризация методик раннего развития детей – все это наталкивает родителей к мыслям о воспитании с самых первых дней жизни малыша.

В чем заключается воспитание младенцев? В чем особенности воспитания ребёнка до года? Какими методиками нужно пользоваться, что воспитать достойного человека? Куча подобных вопросов роится в голове у родителей. Начнем разбираться по порядку.

Воспитание малыша: основные моменты

Что бы воспитывать малыша до года, нужно определиться с самим понятием воспитания. Что для вас есть воспитание?

  • научение малыша навыкам самообслуживания и гигиены (к году должен сам есть ложкой и проситься на горшок);
  • применение различных интеллектуальных развивающих методик (обучение буквам, цифрам, азам чтения и др.);
  • применение методик физического развития и закаливания (разнообразные гимнастики, йога для новорожденных, обливание водой, обучение плаванью с первых дней и др.)
  • формирование у ребенка положительных привычек и предупреждение вредных (следить, чтоб не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал самостоятельно, без укачивания и др.)
  • поиск сферы, в которой «у него есть способности» (малышам дают краски, чтобы они рисовали, сажают за музыкальные инструменты, чтобы они играли, дают пластичные массы для лепки и др.)
  • постоянное нахождение рядом с малышом и исполнение всех его желаний;
  • стремление как можно раньше сделать из ребенка «самостоятельную личность», которая будет развиваться и расти и без
  • присутствия рядом родителей (таких малышей родители никогда не берут к себе в кровать, не держат на руках, чтобы «не приучить к рукам», оставляют подолгу в манеже или кроватке, реагируют на крик и плач малыша тогда, когда могут, а не сразу).

Конечно, список толкований понятия «воспитание ребенка до года» можно продолжать и далее. Главное чтобы вы, как родитель, нашли свое толкование, поняли, зачем и почему вам нужно воспитывать ребенка, чего вы хотите добиться в процессе воспитания?

Каждый родитель преследует конкретную цель: кто-то хочет, чтобы ребенок стал к году самостоятельным, и его можно было быстрее отдать в садик, кто-то хочет видеть своего ребенка гением и готов сутками напролет возиться с ним, чтобы раскрыть его талант и способности.

Есть родители, которые прививают малышу свои пищевые и мировоззренческие привычки (например, кормят вегетарианской едой, каждую неделю посещают с малышом церковь, или не вводят естественный прикорм, выдерживая малыша полностью на грудном питании и др.).

Ответив себе на вопрос, какого результата я хочу добиться в результате воспитания, сразу ответьте и на ряд других вопросов:

  1. полезно ли самому малышу такое воспитание?
  2. Не вредит ли оно его развитию?
  3. Не является ли это вымещением своих подсознательных желаний? (Вдруг, не добившись больших высот в жизни, вы будете насильно заставлять малыша добиваться высоких целей, чтобы реализовать свои желания и нереализованные потребности?)
  4. Востребован ли в обществе такой результат?

К сожалению, очень часто, родители начинают воспитывать своих детей в угоду новомодным течениям, в угоду своим комплексам и нереализованным желаниям, в стремлении воспитать «супер-человека будущего века» и т.д.

Нередко слепо действуя чужим советам и рекомендациям, родители забывают об элементарных понятиях «любовь», «нежность», «забота».

Разбираясь в вопросах воспитания малышей до года, нужно, прежде всего, отталкиваться от своих взглядов и предпочтений, опираясь на особенности и индивидуальность вашего малыша.

Ошибочно предполагать, что ребенок до года ничего не понимает, так же, как ошибочно во всем ориентироваться только на его желания и требования.

Правила воспитания детей до одного года

В конце скажем о правилах, которые должны присутствовать в любом случае, какую бы стратегию поведения и воспитания вы не выбрали:

  • любите малыша непредвзято, за то, что он есть, проявляйте свою любовь и заботу в эмоциях, взглядах, прикосновениях, а не в игрушках и вкусностях;
  • выдерживайте «золотую середину», требуйте от малыша то, что ему по силам и не пускайте все на самотек.
    требования, запреты и разрешения должны быть одинаковы у всех людей, окружающих малыша.

Если один и родителей будет играть в «хорошего», разрешать то, что не разрешает другой родитель (один разрешает руками лезть в тарелку, а второй нет), и будет минимизировать требования другого, это будет благодатной почвой для развития у малыша плохих привычек и патологических паттернов поведения.

В заключении хочется сказать, что целостную, гармоничную личность может вырастить и воспитать такая же, целостная, гармоничная личность, поэтому не забывайте про собственное развитие и личностный рост.

Не пытайтесь выместить свои комплексы, невротические проявления и другие проблемы в малыше.

Видео: воспитание ребенка до года по месяцам -доктор Комаровский

Читайте также:  Как рассказать детям о Пасхе: православные советы
Ссылка на основную публикацию