Закономерности, подходы и принципы воспитания детей

Закономерности и принципы воспитания

Закономерность – это упорядоченность педагогических явлений, относительная устойчивость устойчивых, влияющих факторов, систематических связей между объектами.

Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи между элементами воспитательного процесса, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника. Закономерности педагогического процесса описывают внутренние его существенные противоречия, связи и взаимосвязи.

Существенное место в организации и управлении учебно-воспитательным процессом играют принципы воспитания, которые рассматриваются в единстве с принципами образования и принципами обучения и труда.

Принцип – руководящая идея, требование к деятельности и поведения, исходное положение, вытекающее из установленных закономерностей процесса, и которое предполагает учет внутренних и внешних связей между компонентам.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выявлены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы имеют объективную основу – закономерные связи в воспитательном процессе, а также определенную методологическую направленность и базируется на диалектико-материалистической концепции человека, отвечают потребностям ее самореализации и актуальной задачей возрождения национальной культуры, становления украинской государственности. В таблице 1.1. приведена взаимосвязь общих закономерностей и общих принципов воспитания.

Общие закономерности воспитания.Общие принципы воспитания
1. Цель, характер и содержание воспитания: оговариваются объективными потребностями общества, интересами государства и господствующих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями.1. Принцип общественной направленности воспитания. 2. Принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое “Я”.
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий: воздействий объективных и субъективных факторов.1. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. 2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей ребенка. 3. Принцип согласованности прямых и параллельных педагогических воздействий.
3. Положительная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, требовательным и почтительным к ней отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.1. Принцип личностно ориентированного подхода 2. Принцип гуманистической направленности воспитания. в воспитании. 3. Принцип опоры на положительное.
4. Эффективность воспитания определяется степенью собственной активности личности, содержанию и способам организации деятельности, к которой она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.1. Принцип деятельностного подхода. 2. Принцип стимулирования активности личности, ее участие в социальном полезной и значимой деятельности. 3. Принцип согласованности педагогического руководства деятельностью и развития инициативы и самостоятельности воспитанников. 4. Принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
5. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией воспитательных воздействий и взаимоотношений.1. Принцип целостного подхода в воспитании. 2. Принцип ориентации педагогической. деятельности и взаимодействия на формирование сознания и опыта деятельности. 3. Принцип эстетизации детской жизни.
6. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлено способностью воспитателей понять стремление юного человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия1. Принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных отношениях. 2. Принцип активизации морально-волевых сил ребенка и пробуждение непосредственного интереса к делу.

Основными принципами процесса воспитания в национальной системе образования Украины признаются следующие:

1. Принцип единства общечеловеческого и национального – формирование национального сознания, любви к родной земле и своему народу; овладения украинским языком, привитие уважительного отношения к культуре, наследию, традициям, овладения достижениями мировой культуры.

2. Принцип природовидповидности воспитания – учет многогранной целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей. анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

3. Принцип культуросообразности воспитания – органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, обеспечение духовного единства поколений.

Принцип культуросообразности, за П.Флоренский, определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растит и питает личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это означает, что культурное ядро ​​содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношения к ребенку строиться исходя из восприятия ее как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Педагогика все больше обращается к культурологического подхода при изучении процесса воспитания и образования человека. Культурологический подход требует рассматривать педагогику как часть духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретному культурной среды, а это значит, что очень существенным является осмысление культурного достояния родного края, страны, всего мира. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Функции культуровидповидного воспитания:

– Создание различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение опыта культуровидповиднои поведения;

– Оказание помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

4. Принцип активности, самодеятельности и творческой инициативы учащейся молодежи – сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, утверждение жизненного оптимизма;

5. Принцип гуманизации воспитания – создание условий для формирования лучших свойств и способностей ребенка, источников ее жизненных сил; гуманизация отношений воспитателя и воспитанников.

6. Принцип демократизации воспитания – избегание авторитарного стиля воспитания, восприятия личности как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, на развитие способностей и проявление индивидуальности.

7. Принцип непрерывности и преемственности воспитания – достижение целостности и преемственности в воспитании.

8. Принцип единства обучения и воспитания – развитие и формирование личности, приобщение ее к национальной и мировой культуры. Приобретения знаний, выработки отношений и ценностей, которые в конечном счете обусловливают мировоззрение и идеалы человека.

9. Принцип етнизации воспитательного процесса – наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса.

11. Принцип последовательности, систематичности и вариативности форм и методов воспитания.

12. Принцип интегративности – единство педагогических требований школы, семьи и общественности.

13. Принцип воспитания в деятельности и общении.

14. Принцип стимулирования ребенка к самовоспитанию.

15. Принцип целостного подхода к воспитанию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8681 – | 7500 – или читать все.

27.Закономерности и принципы воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Читайте также:  Цели, задачи и категории нравственного воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

28.Методы, формы и технологии воспитания

Методы воспитания – это общественно обусловленные способы целесообразного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленные на решение воспитательных задач.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания.

Условно можно выделить группы воспитательных методов прямого(предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание) и косвенного педагогического влияния(предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами и обществом).

В современной педагогике по характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание.

Методы профессиональной педагогики

1.Метод организации коллектива(Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов.)

2.Метод убеждения(Методы убеждения способствуют выработке у будущих специалистов гуманистических взглядов и личных убеждений путем участия в дискуссиях, конференциях, взаимного просвещения и т. д.)

3.Методы стимулирования(Методы стимулирования включают: требование, перспективу, поощрение, наказание и общественное мнение. В качестве стимулирования поощрение и наказание.)

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.

В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной Работы делятся на

1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов и мастеров, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);

3) Развлекательные формы (вечера, КВН и т. д.).

Наиболее распространенной формой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является классный (кураторский) час. Центральным компонентом классного часа является беседа куратора (мастера) с учащимися на заранее спланированную тему.

Другая наиболее часто встречающаяся форма воспитательной работы в про­фессиональных учебных заведениях — собрание, рассматриваемое как высшая форма ученического самоуправления. Повестка собрания определяется заранее число обсуждаемых вопросов небольшое — 1-3.

Технологии воспитания — это воспитательная деятельность педагогов, связан­ная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достиже­ния, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы.

Современные технологии воспитания предполагают комплексный подход с учетом обязательных требований:

Воздействие на воспитанников по трем направлениям — сознание, чувства й поведение.

Достижение положительного результата при органичном слиянии внешнего педагогического воздействия и самовоспитания личности.

Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, средств массовой информации, литера­туры, искусства, семьи, органов правопорядка, коллективов групп.

Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны отражать комплексный подход в воспита­нии с решением задач умственного, физического, нравственного, эстетическо­го и трудового воспитания.

5.Комплексный подход предполагает системность в процессе воспитания и управления им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут уч­тены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

Закономерности и принципы воспитания в педагогике

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько хорошо владеет педагог знаниями о закономерностях и принципах воспитания и умеет их применить в каждодневной практике.

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания в педагогике – это отражение объективной реальности воспитательного процесса, имеющего устойчивые, повторяющиеся значимые общие свойства в определенных обстоятельствах.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;
  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;
  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;
  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;
  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

Перечисленные закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию воспитательного и обучающего процессов. На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Требования к принципам воспитания

Принципы воспитания – это основные положения, являющиеся руководством для педагога в воспитательном и обучающем процессах.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

  • обязательность. Данное требование диктует необходимость в полной мере и в обязательном порядке внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;
  • комплексность. Здесь мы говорим о том, что на всех этапах воспитательной деятельности должны применяться все принципы одновременно;
  • равнозначность. Это требование перекликается с предыдущим. Не существует более важных или менее важных принципов воспитания: они все обязательны к реализации в равном объеме и с равной степенью внимания, что исключит нарушение воспитательного процесса.

Принципы воспитания

Персонификация

Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка.

Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что педагог:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.

В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.

Читайте также:  Плюсы и минусы конкурентной борьбы среди детей

Культуросообразность

Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.

Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.

Гуманизация

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.

Дифференциация

Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.

Закономерности и принципы воспитания

Закономерности воспитания

Педагогические закономерности воспитания являются реальным отражением объективной реальности воспитательного процесса, который обладает устойчивыми общими свойствами в конкретных обстоятельствах.

Выделяют следующие воспитательные закономерности:

  • воспитание реализуется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействии с окружающей средой;
  • в процессе воспитания детей содержание деятельности определяется на определенный момент развития ребенка его актуальными потребностями ребенка;
  • пропорциональное соотношение усилий ребенка и педагога в их совместной деятельности;
  • ребенок свободно может выражать свои отношения и способен благоприятно развиваться только в условиях любви и чувства защищенности;
  • воспитательная деятельность должна сопровождаться или заканчиваться ситуацией успеха, переживаемой ребенком.

Данные закономерности определяют основные принципы воспитания и выражают требования к содержанию, воспитательным формам и методам воспитательной работы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Требования к принципам воспитания

Принципы воспитания представляют собой основные положения, которыми воспитатель руководствуется в процессе воспитания.

Основные требования, которые предъявляются к принципам воспитания:

  • обязательность требует обязательного, полного во¬площения принципов воспитания в практическую деятельность;
  • комплексность, предполагает одновременное применение принципов воспитания на всех этапах воспита¬тельного процесса;
  • равнозначность, среди принципов нет глав¬ных и второстепенных, одинаковое внимание ко всем принципам исключает нарушения в воспитательном процессе.

Принципы воспитания. Персонификация

Последние исследования в психолого-педагогической области показали важное значение учета личностных характеристик и возможностей ребенка. Персонификация – это опора, прежде всего, на личностные качества: его ценностные ориентиры, направленность личности ребенка, жизненные планы, уже сложившиеся установки, преобладающие мотивы деятельности и поведения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принцип персонификации в воспитании требует от воспитателя:

  • постоянного изучения и знания индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих воспитанников;
  • умения диагностировать и знание реального уровня сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
  • постоянное привлечение каждого из воспитанников к посильной для него и постепенно усложняющейся по сложности воспитательной деятельности, которая обеспечивает прогресс в развитии личности;
  • своевременного выявления и устранения причин, мешающих достижению цели, изменение тактики воспитания в зависимости от новых условий;
  • максимальной опоры на собственную активность личности;
  • сочетания воспитания с самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов и форм самовоспитания;
  • развития самостоятельности, инициативы, самодеятельности воспитанников.

Комплексное осуществление данных требований позволяет уйти от упрощенности возрастного и индивидуального подходов, позволяет воспитателю учитывать глубинное развитие процессов. Среди индивидуальных особенностей, на которые следует опираться воспитателю, особенно выделяются восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.

Природосообразность

В развитии человека огромную роль играют наследственные факторы. Это является основополагающим принципом педагогики. Данный принцип называется принципом природосообразности. В общем виде он означает отношение к любому человеку как части природы, опору на его природные силы и создание условий для его развития, взятых из природы. Долгий период времени принцип природосообразности в педагогике был забыт. Современная педагогика начального образования, возвращаясь к нему, добивается точного понимания возможностей учеников. Этот принцип позволяет устранить противоречие между одинаковыми обучающими программами, рассчитанными на равность всех учеников.

Культуросообразность

Принцип культуросообразности подразумевает учет в процессе воспитания и образования внешних условий, в которых находится человек, культуры общества. Состояние культуры общества выступает в качестве базы развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества предъявляет к системе образования соответствующие требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Следует учитывать возможность противоречия между принципом природосообразности и принципом культуросообразности. И в случае конфликта необходимо противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек, как носитель культурно-исторических ценностей, в процессе жизнедеятельности воспринимает, развивает эти ценности, стремится к созданию новых культурных реалий. Таким образом, человек – центр культуры, а сама культура является его творением.

Гуманизация

Гуманистическое воспитание ставит своей основной целью гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между всеми участниками педагогического процесса. В гуманизме развитие личности рассматривается как взаимосвязанные изменения в рациональной и эмоциональной сферах, которые характеризуют уровень гармонии самости и социумности. Достижение такой гармонии является основным направлением гуманистического воспитания.

Дифференциация

Дифференциация заключается в том, чтобы в воспитании учитывались возрастные и индивидуальные особенности человека.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Закономерности и принципы воспитания в действии

Деятельность педагога будет продуктивной, если он знает, а также применяет закономерности и принципы воспитания на практике. Преподаватель пользуется разными методиками обучения, ставя перед учащимися определенные задачи и цели. Однако воспитательная работа включает в себя ряд устойчивых и повторяющихся особенностей. Эти общепринятые нормы не меняются в зависимости от обстоятельств.

Основные закономерности и принципы воспитания

Методы, инструменты и содержание воспитательного процесса основаны на определенных законах.

Занимаясь с детьми, преподаватель должен учитывать их:

  • индивидуальные потребности;
  • активность;
  • психическое состояние;
  • физические возможности;
  • интеллектуальные способности;
  • взаимодействие с окружающей средой.

Закономерности и принципы воспитания строятся на совместных усилиях педагога, а также ученика. Учебный материал приспосабливается к каждому ребенку в отдельности. Без свободного выражения мыслей и чувств теряется качественное развитие воспитанника. Напряженная обстановка снижает трудоспособность школьника на 50-60%. В доброжелательной атмосфере шансы на успех, независимо от рода деятельности, увеличиваются почти в 10 раз.

Одним из главных принципов воспитания в педагогике служит обоюдное переживание полученной победы. На протяжении всего процесса обучения ученик должен чувствовать, что преподаватель заинтересован в его успехе.

Закономерности воспитания базируются на принципах, которыми руководствуются педагоги. Эти основы внедряются на всех этапах образовательной деятельности. Предложенные ниже методики применяются в равной степени и в полном объеме. Во избежание проблем в развитии ребенка важно использовать все перечисленные положения.

Классификация принципов воспитания

На формирование личности ребенка влияют общественность, семья, учебное заведение и трудовой коллектив. Поэтому воздействовать на детей необходимо через систему ценностей.

В этом учителю поможет комплекс:

Психологи советуют применять все имеющиеся техники обучения. Если только использовать метод убеждения, полностью игнорируя право учителя на принуждение, дети вырастут замкнутыми и эгоистичными людьми. Вместе с тем важно руководствоваться главными принципами воспитательной деятельности.

Читайте также:  Ребенок дерется в детском саду: как реагировать на драку

Индивидуализация

индивидуальное воспитание

В ходе образовательного процесса основной упор делается на качества учащегося. На каждом жизненном этапе у ребенка укореняются определенные ценности, ориентиры и предпочтения.

Поэтому педагог обязан постоянно изучать его:

  • темперамент;
  • привычки;
  • взгляды;
  • черты характера;
  • образ мышления;
  • отношение к учебе, труду;
  • мотивы;
  • интересы.

Такой анализ поможет преподавателю выбрать правильную тактику воспитания. Благодаря полученным сведениям он вовремя заметить и устранить возможные опасности на пути к достижению целей. Понимание возможностей и силы воли каждого воспитанника откроет путь к развитию творческих способностей ребенка.

Воспитатель должен побуждать детей проявлять инициативу как можно чаще. Только так школьники смогут стать самостоятельными и ответственными людьми.

Важная роль педагога

Личный пример преподавателя оказывает самое мощное воздействие на учащихся. На его плечах лежит организация активной деятельности детского коллектива, а также образовательного процесса в целом.

В обязанности учителя входит:

  • продумывать порядок проведения занятий;
  • устанавливать допустимые объемы материала;
  • лимитировать сроки выполнения заданий;
  • оказывать необходимую помощь ученикам;
  • контролировать качество и количество проделанной работы;
  • обеспечивать материальное или моральное вознаграждение.

По этой причине к педагогу предъявляются высокие требования. Его профессионализм проявится в умении грамотно использовать каждый из приведенных принципов.

Учителю недопустимо воспитывать в учащихся чувство преданности к нему, а также способствовать развитию предвзятого отношения к другим. Не стоит поощрять детей к угодничеству, подхалимству или лести.

Гуманизм

Преподаватель должен верить, что каждый его ученик способен достичь положительных результатов в учебе. На этой простой истине построены основные закономерности процесса воспитания. Все дети обладают определенными умениями и способностями. Цель каждого уважающего себя педагога — максимально раскрыть имеющийся в них потенциал. Для этого ему необходимо сосредотачиваться на положительных сторонах личности воспитанников. Хвалить их за достижения или даже приложенные усилия.

Такие добрые слова:

  • придадут школьникам уверенности в себе;
  • укрепят отношения в коллективе;
  • наладят дружескую связь между руководителем и подчиненными;
  • создадут атмосферу сотрудничества в группе.

Не стоит забывать, что окружающая среда и социум оказывают мощное влияние на детей. Внешние условия часто навязывают ложную систему ценностей. Это приводит к внутренней борьбе в сознании ребенка. К тому же наставник должен помочь ученику всесторонне развиваться, чтобы потом самоопределиться в жизни.

Учитель обязан заботиться о социально-психологическом микроклимате школьного коллектива. Ему нужно умело сочетать потребности каждого учащегося с особенностями группы в целом.

К закономерностям и принципам воспитания также относится обязанность педагога научить воспитанников самостоятельно совершенствовать свою личность, качества и мастерство. В этом случае воспитатель передает ученику собственные навыки, умения и приемы обучения.

Фундаментальные принципы воспитания — видео

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Закономерности воспитания — это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания.Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития.Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы – в технологии; технология — в средствах, методах; методы — в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень — результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность.На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания —поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технологиявыстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы,направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви — закономерность.Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.

Принципом воспитания,который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технологиявключает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемыдля конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха — закономерность.Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип —уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания.Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т.п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку — нужно вместе подумать, как ее починить. И в соответствии с первой закономерностью процесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал способ ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал — сам и ремонтируй». Это похоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выразить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отремонтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы воспитаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склонного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса. Из-заэтого к детям предъявляются неадекватные их возрасту требования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимосвязей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Лекция № 13-16

Тема: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: Раскрыть цели и задачи физического воспитания, познакомить с методами, средствами и формами.

План:

1. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Методы и средства физического воспитания дошкольников.

3. Формы физического воспитания дошкольников.

Ссылка на основную публикацию