Как ребенку остаться здоровым – рекомендации

Рекомендации для родителей “Как сохранить психологическое здоровье ребенка”
консультация по теме

Рекомендации для родителей по сохранению психологического здоровья детей (способы сохранения психологического здоровья).

Скачать:

ВложениеРазмер
психологическое здоровье ребенка56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №73 «Мишутка»

Педагог – психолог: Павловская Е. В.

Психологически здоровый человек – это , прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Психологическое здоровье зависит от многих факторов нашей жизни, поэтому и способы сохранения психологического здоровья можно разделить по группам:

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.

Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.
– Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».
Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.

– Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.

– Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы сходить в кино и почитать книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.

Факторами гармоничных супружеских отношений являются любовь, взаимоподдержка, уважение, терпимость друг к другу.

Так, для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Для профилактики нарушения детско-родительских отношений родителям необходимо:

– Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;

– Любить детей, быть отзывчивыми к их нуждам и запросам;
– Проявлять простоту и непосредственность в обращении с детьми;

– Позволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения;

– Действовать согласовано в вопросах воспитания;

– Принимать во внимание соответствующие полу и возрасту ориентации и увлечения детей.

Таким образом, мы видим, что для психологического здоровья ребенка важны взаимоотношения между родителями и ребенком, т.е. их эмоциональный контакт.

Эмоциональный контакт со взрослыми.

Часто в виде рекомендации для родителей звучит фраза “уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку” . Что же это значит? Быть внимательным к своему ребенку – это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует в той или иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время “просто так”: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком “просто так”, а не для какой-нибудь цели. Что же делать? На самом деле время найти можно.

Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее), хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним “вместе”, и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке). Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать.
Нередко эмоциональный контакт подменяется контролем – так быстрее и проще. Что испытывает взрослый, когда его постоянно мелочно контролируют? В любом случае, это не комфортное чувство. Ребенок испытывает то же самое. И от контроля хочется уйти: в собственный закрытый мир, в мир лжи, в мир, где контроль невозможен.
Эмоциональный родительский контакт с ребенком – пожалуй, самое важное. Он требует сил, его не всегда легко осуществить из-за собственной усталости взрослых, но награда – доверие и понимание внутреннего мира ребенка и его проблем, о которых вы узнаете первыми и сумеете помочь.

Общение в семье закладывает основу общения в большом обществе (друзья, учителя, знакомые). Именно родители должны научить ребенка правильному общению с окружающими, т.к. от того, как ребенок научится налаживать связи с окружающими, зависит его психологическое здоровье.

Родители могут помочь ребенку:

 обучиться положительному самоотношению и принятию других (т.е. сформировать адекватную самооценку по принципу “я-окей, ты-окей”);
 развить рефлексивные умения (навыки понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
 приобрести навыки разрешения конфликтов (можно учить детей через чтение и обсуждение книг, просмотр фильмов/мультфильмов, проигрывание ситуаций с куклами, обсуждение произошедших в жизни конфликтов). При этом следует натолкнуть ребенка, что самый лучший выход из конфликта – это сотрудничество.

Но прежде всего Вам необходимо самим научиться относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

От умения налаживать благоприятные социальные связи зависит успешная деятельность. А в различных видах деятельности происходит реализация потенциала развития.

Самооценка и самоуважение.

Преодоление неизбежных трудностей невозможно без хорошей самооценки и самоуважения. Лишь в этом случае ребенок может попросить помощи без ущемления своего самолюбия. Он ценит себя и окружающих и готов прийти на помощь, умеет преодолевать кризисы и “держать удар”. Многие родители и сами страдают от низкой самооценки, а потому пытаются поднять ее планку у собственных детей. Потому-то порой “родитель” болезненно воспринимает школьные проблемы. Родители проецируют на детей свои несбывшиеся надежды, забывая, что ребенок – это отдельная личность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями. Семья, в свою очередь, должна обеспечить поддержку.

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
• доверие к ребенку;

• в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

• родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

• детей нельзя обманывать – делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;

• меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

• чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

• похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

• помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Можно попробовать метод воспитания радостью от собственноручно сделанной вещи. Даже если родители не очень искусны в умении мастерить, им будет намного интереснее научиться этому вместе с детьми. А уж если ученик превзойдет учителя-папу или маму… Сделать вместе много можно очень много: готовить, конструировать, ремонтировать, шить, всего и не перечислить. Обучение труду повышает самооценку, делает ребенка самостоятельным и сближает всех членов семьи.

Построение жизненной перспективы. Наличие жизненных целей.

Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, которые предполагают выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей.

Задача родителей заключается в помощи ребенку научиться ставить перед собой цель и достигать её. Для начала можете сделать это вместе.
Если у ребенка не будет цели, у него появится ощущение скуки, а именно это часто является причиной курения, ухода в алкоголь, или виртуальную реальность.

Ограничение виртуальной реальности.

Если вы стали замечать плохой сон, сильную усталость ребенка, сократите продолжительность просмотра телевизионных передач и время проведения за компьютерными играми. Создайте комфортную среду для жизни, чтобы не искажать эмоциональное развитие:

1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток воздействует на сознание наших детей ежедневно и ежечасно.

2. Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая изменяет психику вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.

3. Не лишайте вашего ребёнка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться всего лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего и не успевшего правильно развиться детского сознания. Виртуальные миры не причинят вред вашему ребёнку только в том случае, если он уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, уже познал всю палитру реальных эмоций.

4. Контролируйте информацию, которую получает через телевидение и компьютер ваш ребенок.

Следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций.
Развитие оптимизма также подразумевает наличие у ребенка способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, то есть способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. По сути, здесь речь идет о развитии саморегуляции у ребенка, в частности, регуляции собственных состояний.

Конечно, в развитии оптимизма велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.

Важный фактор становления у детей психологического здоровья – наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;

2. Соблюдайте режим дня;

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;

4. Любите своего ребенка – он ваш, уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути;

5. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше – 8 раз;

6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;

7. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше хорошей морали;

8. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду;

9. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;

10. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни, в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?

Прежде всего, самым главным разделом является:

– режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)

– режим рационального питания.

И кому же, как не вам, дорогие родители, заниматься закаливанием со своими детьми. Закаливание – это тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями. Когда – то наши предки намного были закаленнее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи, подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту – насморк и простуда не возникали. А для профилактики переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком. После чего обливался холодной водой. (Спросить: есть ли в зале дедушки, которые обливаются холодной водой и как они закаливают своих внуков). Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. ( О пагубных привычках: вреде алкоголя и курения). Личный пример — прежде всего.

Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок на свежем воздухе писал А.С.Пушкин

Уважаемые папы и мамы!

Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

– С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

– Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

– Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

– Участвуйте в спортивных мероприятиях детских садов, класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

– Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

– Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

– Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

– Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

– Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

– Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

– На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

– Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

Простые рекомендации для сохранения здоровья:

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр

Ни для кого не секрет, что главная защита организма — это иммунитет, и сила его зависит от вашего образа жизни. Если беречь себя от всего на свете, не выходить на улицу, потому что прохладно, не выезжать на природу, потому что слишком душно и не купаться в водоёме, потому что страшно, можно начать болеть и чахнуть, сидя дома в четырёх стенах.

Здоровье вашего организма сохраняется благодаря иммунитету, который встречает болезнь и принимает весь удар на себя. Жить полноценной жизнью и не бояться всего вокруг (особенно простого сквозняка) можно только укрепляя свой иммунитет!

Если рассмотреть альтернативный вариант, в котором человек, наоборот, слишком надеется на силы своего организма, пренебрегает отдыхом и не думает о последствиях, мы всё равно придём к выводу о том, что укреплять иммунитет нужно, и никакие отговорки не принимаются!

Иммунитет человека на 50% зависит от наследственности, остальные 50% полностью зависят от образа жизни, в частности, от:

  • Питания;
  • Физической активности;
  • Режима сна.

Если хотя бы один из этих пунктов не учитывается человеком, иммунитет стремительно ослабевает. Для восстановления иммунитета и его дальнейшего укрепления есть несколько верных способов:

1. Нормализовать питание.

И снова мы вернулись к питанию. Как ни крути, а основа остаётся основой во всех вопросах! Именно в правильном питании таится секрет крепкого иммунитета. И это не просто слова. В вашем питании обязательно должны присутствовать такие продукты, как кефир, гречневая и овсяная крупа, молочные продукты, разнообразные фрукты, свежие овощи и обязательно морепродукты. Из пряностей и трав отдайте предпочтение куркуме, корице, имбирю, барбарису, базилику.

А если хотите восполнить запас витаминов, следующий список специально для вас! Наиболее значимыми для иммунной системы являются витамины A, B5, C, D, F, PP:

  • Витамин А: рыбий жир, печень куриная, печень говяжья, печень трески. Растительная пища: морковь, брокколи, сладкий картофель батат.
  • Витамин В5: печень, почки, сердце, яичный желток, молочные продукты, рыба. Бобовые культуры (фасоль, горох, чечевица, бобы), орехи (арахис, фундук), листовые овощи (шпинат, салат, лук), чеснок, гречневая и овсяная крупы.
  • Витамин С: шиповник, сладкий перец, цитрусовые, облепиха, киви, яблоки.
  • Витамин D: говяжья печень, печень трески, палтуса, океанические сорта рыбы (сельдь, скумбрия, макрель, тунец), говядина, яичные желтки, растительное масло (особенно кукурузное, подсолнечное, оливковое), цельное молоко, йогурт, зерновой хлеб, грибы, петрушка.
  • Витамин F: орехи: грецкие, арахис, миндаль, фундук. Растительное масло: подсолнечное, оливковое, кунжутное. Морская рыба: макрель, сельдь, лосось. Фрукты и ягоды: авокадо, чернослив, чёрная смородина, черника. Рыбий жир.
  • Витамин PP: говяжья печень, свинина, сыр, рыба, молоко, яйца, почки, белое мясо курицы. В растительных источниках больше в: брокколи, моркови, картофеле, помидорах, бобовых, арахисе, финиках, продуктах из злаков, кукурузной муке и проростках пшеницы. Травы: щавель, шалфей, корень лопуха, люцерна, плоды шиповника, красный клевер, кайенский перец, песчанка, листья малины, ромашка, мята перечная, женьшень, хвощ, хмель, очанка, семя фенхеля, крапива, петрушка, овёс, одуванчик.

Этот процесс очень увлекателен! Тот, кто уже испробовал закаливание, могут подтвердить, что простуды в течение года им больше не страшны! Закалённые люди действительно не болеют ОРЗ, ОРВИ и гриппом!

В чём же волшебство этого метода? Всё просто — тренируется терморегуляция организма. При резкой смене условий окружающей среды закалённый организм приспосабливается в считанные минуты, приводит в норму температуру внутренних органов без существенных затрат энергии. Укрепляются сосуды и капилляры, а это бесценно для профилактики, к примеру, варикозного расширения вен.

Сам процесс закаливания вовсе не обязывает вас становиться «моржом» и нырять в прорубь в лютый мороз. Закаливаться можно дома, начав с обычного контрастного душа! Чередуйте тёплую воду с холодной, кричите, топайте ногами, хлопайте в ладоши — это всё ваши эмоции, именно через позитив происходит оздоровление!

3. Отказ от вредных привычек.

Самое банальное и самое сложное. Все мы знаем, что алкоголь, сигареты и т.д. несут вред. Но далеко не все могут сказать твердое «Нет!» пагубным привычкам. Я не буду заниматься нравоучениями. Каждый вправе сам выбирать, что делать со своим здоровьем. Скажу лишь одно — просто сделайте хотя бы одну попытку освободиться от власти табака и алкоголя.

Большинство людей в ответ на вопрос: «Почему вы ведёте неправильный образ жизни?» отвечают: «Я свободен! Хочу — пью, хочу — курю. Это моя жизнь и моя свобода действий!»

А знаете, это совсем не свобода! Это рабство в своих желаниях и слабостях! Свобода — полный самостоятельный контроль своей жизни. Если ты свободен, попробуй не пить алкоголь, не курить, соблюдать режим, и ты увидишь, насколько ты порабощен своими вредными привычками. Они диктуют тебе свои правила и свой режим! Если твои желания не контролируются, то именно они тобой и повелевают.

4. Активный образ жизни.

Свою физическую активность можно повышать, не внося существенных изменений в свой график:

  • вместо лифта проходи 3-5 этажей (а, может, тебе под силу и 10!) пешком;
  • выходи на 1 остановку раньше и иди пешком до работы (дома, магазина);
  • почаще пересаживайся из машины на велосипед и проезжай по привычному маршруту без пробок;
  • не ищи судорожно местечко в общественном транспорте, опережая пожилых женщин с тележками, а спокойно езжай стоя;
  • во время прогулок не сиди на лавочках, а несколько раз пройдись по парку или скверу;
  • захвати на прогулку набор для бадминтона или фрисби;
  • не стой, а иди по эскалатору в метро и вниз, и вверх. Это и экономия времени, и отличная зарядка!

В моих рекомендациях нет совершенно ничего сложного, всё это вам под силу!

Как ребенку остаться здоровым – рекомендации

Здесь и далее фото носит иллюстративный характер

Как избежать переутомления, сколько времени нужно проводить у компьютера и с чего начинается сколиоз — об этом и не только корреспондент МЛЫН.BY узнала у врачей.

Привыкнуть к школе

Психолог Ольга Буйнич:

— Как проходит адаптация у первоклассников в первый месяц учебы? И как помочь ее пройти?

— Это очень сложный процесс: одновременно происходят изменения в эмоционально-волевой, физической, социальной и интеллектуальной сфере ребенка. Ведущим видом деятельности становится учебная. Круг общения расширяется, появляются новые правила, нагрузки на организм увеличиваются, появляются новые обязанности. Проще адаптируются дети, которые ранее ходили в детский сад и чуть лучше социализированы, чем те, кто находился всегда с мамой. Начало школьного обучения — сильный стресс для каждого ребенка. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

В первые четыре месяца происходит так называемый острый период адаптации, в это время важно не повышать сильно нагрузки.

— Как сохранить успеваемость?

— Важно прежде всего привить ребенку любовь к школе, не заставлять его быть отличником, а радоваться каждой его маленькой победе, если ребенок с радостью и интересом будет ходить в школу, то и успехи его будут увеличиваться.

— Как настроить первоклассника на учебный день? С чего стоит начать утро?

— Настраивать ребенка на учебный день можно еще с вечера, давать ему интересные задания, рассказывать что-то интригующее, что будет происходить с ним в школе, чтобы утром он уже с нетерпением просыпался. Не стоит забывать, что эмоциональный фон родителей утром тоже имеет большое влияние на ребенка.

— А как его встретить из школы? Какие вопросы лучше не задавать?

— Всегда стоит узнавать, как прошел день, с кем новым подружился, за что его хвалили и за что ругали, что проходили на уроке. Важно помнить, что для него это сейчас очень важно, поэтому ребенок с радостью будет рассказывать, что с ним происходит. Не хочет отвечать — стоит обратить на это внимание: возможно, в школе не все хорошо и нужно это исправлять. А возможно, в ваших отношениях с ребенком что-то происходит не так и уровень доверия снижен.

— Если он расстроен и молчит после школы, что делать?

— Всегда нужно менять форму вопроса. Детям сложно отвечать на открытые вопросы, тем более когда они расстроены. Так, вместо «Почему у тебя нет настроения?» лучше спросить: «Тебе грустно? Тебя кто-то обидел? Что-то не получилось?» и так далее. Через любимые дела, игры всегда можно найти контакт с ребенком. Главное, задавать много вопросов и поддерживать во всем.

— Как делать «домашку» — все разом или постепенно? Стоит ли говорить фразы типа «Вот если сделаешь это, то я тебе…»? Следует ли поощрять хорошие оценки и наказывать за плохие?

— Очень многое зависит от уровня развития когнитивных способностей ребенка. Шестилетке долго удерживать внимание крайне сложно, поэтому выполнение домашней работы не должно затягиваться. Если видите, что ребенок переутомлен, что он действительно не настроен на работу, то, возможно, лучше разделить выполнение домашней работы на пару этапов, но не растягивать на весь день. Перерыв и откладывание работы на потом — это разные вещи. Всегда поощряйте ребенка за его успехи, уделяйте этому больше времени, чем разбору недочетов. Позитивная сторона учебного процесса должна всегда преобладать над негативной.

— Стоит ли сравнивать его с другими?

— Ни в коем случае. Не сравнивайте ребенка, особенно с детьми противоположного пола. Например, девочки-отличницы не могут быть примером для мальчика. Объясняйте ребенку, в чем он молодец и где поступил неправильно, не кричите на него бесцельно. Важно помнить: ребенок не всегда понимает, почему родители злятся и за что он наказан. Объясняйте. Ругать нужно не ребенка, а его плохие поступки.

Сохранить осанку и зрение

Врач-педиатр Узденской центральной районной больницы Екатерина Булка:

— Как часто нужно проверять зрение?

— Раз в год. Желательно перед школой — это нужно учителю для рассадки. Если в течение года острота зрения упала, то, естественно, ребенка нужно посадить ближе.

— Как предотвратить ухудшение зрения?

— Поможет гимнастика для глаз. Следует также следить за тем, чтобы ребенок занимался в хорошо освещенном месте, при этом источник света должен располагаться слева и сверху от него.

— Как далеко нужно сидеть от монитора или телевизора? И сколько времени положено проводить перед ними?

— Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от двух до пяти метров. Монитор компьютера должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо прямо перед экраном. Перед монитором компьютера или экраном телевизора дошкольникам нужно находиться не больше 20—30 минут, школьникам младшего возраста — 1 час, среднего — 1,5 часа, старшеклассникам — 2 часа.

— Когда начинается сколиоз? И как сохранить правильную, здоровую осанку?

— Причин у развития сколиоза много. Во-первых, неправильное положение тела. Появляется сколиоз в начале периода бурного роста, тогда мышцы не удерживают позвоночник. Во-вторых, на осанку отрицательно влияют телефоны. У школьников младшего возраста они должны быть в основном для связи. С детьми нужно больше заниматься, разговаривать, книги читать, активные игры на свежем воздухе проводить. Иногда мы выявляем нарушение осанки уже у дошкольников. Это связано с тем, что дети неправильно сидят за столом: подложив ногу под себя. А во время игры в телефон положение тела у них, как правило, скрюченное. Таким образом неправильно формируется скелет. Теперь мы чаще, чем раньше, 10-20 лет назад, вынуждены освобождать детей от занятий в основной группе по физкультуре.

Чтобы избежать всего этого, нужно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится. Для осанки хорошо кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем. А еще плавать — так тренируется мышечный корсет. Нужно заниматься физкультурой, выполнять гимнастику.

— Как выбрать стол и стул?

— Глубина стула должна быть такой, чтобы ребенок касался спиной спинки стула, но при этом колени не касались края сиденья. Высота должна соответствовать высоте стола и росту школьника. Лучше покупать мебель в присутствии ребенка, чтобы сразу проверить, действительно ли ему будет комфортно.

— Какие физические нагрузки подойдут первоклассникам? Можно ли их сразу отдавать на кружки/секции?

— Если отсутствуют какие-либо противопоказания по состоянию здоровья — можно. Можно и на теннис отдать, и на карате, и футбол, и танцы. Это лучше, чем просто сидеть дома. Чтобы ребенок был здоровым, ему нужны физическая активность и свежий воздух.

— Есть какие-то критерии по выбору портфеля?

— У рюкзака должны быть ортопедическая спинка, плотные и широкие лямки, твердое дно, он не должен быть слишком большим. Также должно быть равномерным распределение нагрузки.

— Правда ли, что дети, которые впервые пошли в школу и при этом не посещали садик, больше всех подвержены риску заболеть?

— К семи годам идет установление иммунитета. Рисков больших нет. И если ребенок вовремя прививается, выполняет рекомендации врачей по оздоровлению, правильному питанию, режиму дня, то никаких проблем у него не должно возникать.

— А что же делать, чтобы ребенок не заболел? Может быть, какие-то витаминные комплексы стоит пропить?

— В летний период я всем мамам говорю, что витамины растут на грядке. А что касается поливитаминов, то мы рекомендуем детям принимать их в межсезонье, не чаще двух раз в год. Постоянно витамины принимать не нужно. Сбалансированное питание принесет бóльшую пользу ребенку.

— Нужно ли первоклашке спать днем после школы? Каким должен быть режим сна?

— Необходимость в дневном сне у каждого индивидуальна. Но в школе у ребенка меняются режим дня и нагрузка. И если он быстро утомляется, думаю, дневной сон пойдет только на пользу.

Правильно выстроить рацион

Врач-эндокринолог, диетолог Узденской центральной районной больницы Екатерина Лабанок:

— Обязателен ли завтрак дома или можно подождать до школы? И каким он должен быть?

— Конечно, лучше поесть дома. Детям не всегда нравится то, что дают в школе, в итоге они могут остаться голодными. Можно дать что-то с собой. Например, хлеб с сыром, яблоко, банан, батончик (мюсли), обязательно воду. Настройте ребенка, чтобы не стеснялся есть в школе. На завтрак лучше дать творог, омлет или кашу.

— Что должно присутствовать, а что отсутствовать в рационе школьника?

— Важно, чтобы дети ели рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Пить морсы, компоты и свежевыжатые соки. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять здоровую пищу. Рацион должен быть сбалансированным. Исключите газированные напитки, фаст-фуд — это совершенно не нужно детскому организму. Они провоцируют у детей запоры, гастрит, воспалительные процессы кишечника. Также в рацион нужно включать сезонные овощи и фрукты.

— Сколько раз в день должны питаться школьники?

— Четыре-пять раз в день через 3,5—4 часа. То есть должны быть завтрак, перекус, обед, полдник, ужин.

Десять советов по укреплению физического здоровья детей «Рекомендации для родителей»

Наталья Аничева
Десять советов по укреплению физического здоровья детей «Рекомендации для родителей»

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?

Ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя, потому что здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех остальных.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Следует помнить, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Для этого мы подготовили для вас несколько советов, которые помогут вам укрепить физическое здоровье вашего ребенка:

Совет № 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания. (Например: Утро начинать с полезного завтрака, по выходным всей семьей устраивать велопрогулки, ходьбу на лыжах и т. д.);

Совет № 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища. (Например: Наводя порядок в доме, делайте это не в одиночку, а вместе с ребенком, объясняя, для чего вы это делаете.);

Совет № 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет № 4. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма. Основные виды закаливания детского организма – водные процедуры, ходьба босиком, прогулки на воздухе и обтирание.

Совет № 5. Помните, что движение — это жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет № 6. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.

Совет № 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет № 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой, полотенцем или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врач

Совет № 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет № 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.

Пример вредных и полезных продуктов питания для детей:

Список самых вредных продуктов

* Чипсы — это продукт, который представляет собой смесь жиров и углеводов, обильно сдобренную заменителями вкуса и красителями. По этой же причине следует отказаться и от употребления в пищу картофеля-фри.

* Жевательные конфеты, ярко окрашенные леденцы, имеющие интенсивный запах — в таких продуктах содержится немалое количество химических добавок, красителей, заменителей и т. д

* Газированные напитки — помимо высокой концентрации сахара, содержащегося в таких напитках, в них находится большое количество химических веществ. Поэтому колу, фанту и другие газированные напитки лучше заменить натуральными соками.

* Фастфуд — это вся жареная еда, которая очень вредна для детского организма. Она может нарушить пищеварение и вызвать такие симптомы, как изжога, колиты, запоры, гастриты.

* Грибы – впитывать разные вещества из почвы, и не только полезные. В числе вредных может быть ртуть, тяжелые металлы. В грибах содержится хитин — это вещество, которое может вызвать аллергические реакции. Поэтому грибы рекомендуют употреблять детям только после 12 лет.

* Колбасы, сосиски, копчености – В таких продуктах содержится много красителей, ароматизаторов и консервантов. Поэтому детям их есть нельзя, если, конечно, это не продукты домашнего приготовления. В копченостях (рыба, колбасы) могут содержаться токсичные вещества.

Список наиболее полезных продуктов

* Яблоки — содержат полезные кислоты, которые подавляют размножение гнилостных бактерий в желудке и кишечнике, улучшают работу сердца, восполняют организм необходимыми микроэлементами.

* Чеснок — содержит много полезных веществ, хорошо лечит простудные заболевания, способствует нормализации кишечной и желудочной флоры, обладает противомикробными и противопаразитарными свойствами.

* Молочные продукты — это источник кальция, необходимого для роста и укрепления костной ткани. Бактерии, содержащиеся в кисломолочных продуктах, способствуют нормализации работы желудка и кишечника.

* Бананы — не только вкусные, но и полезные фрукты, содержащие большое количество витаминов, способствующие снятию стрессов, восполняющие утраченные силы.

* Орехи — содержат много полезных минералов и витаминов, улучшают работу сердца, органа зрения.

* Мёд — благодаря своим бактерицидным свойствам этот продукт широко используют для лечения многих заболеваний.

* Зелёный чай — способствует укреплению иммунитета.

* Рыба — богата полезными для человеческого организма веществами — белком, жирами и минеральными веществами.

* Лук — лук эффективно борется с простудными заболеваниями, уменьшает рост болезнетворных бактерий даже после термической обработки.

Десять советов по укреплению здоровья детей Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но.

Десять советов родителям будущих первоклассников о том, как защитить детей Научите детей никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом. Научите их никогда и никому не открывать.

Десять советов родителям о здоровье детей Десять советов родителям о здоровье детей Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру,.

Консультация «Десять советов родителям о здоровье детей» Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости.

Консультация для родителей «Десять советов по поддержанию интереса ребенка к занятиям физической культурой» Консультация для родителей : «десять советов о поддерживании интереса ребенка к занятиям физической культурой» Совет 1. Поддерживайте интерес.

Консультация для родителей «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей» Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Советы родителям по укреплению физического здоровья детей» Советы родителям по укреплению физического здоровья детей. 1. Активно участвуете в оздоровлении своего ребёнка. Не только рассказывайте.

7 важных решений, которые нужно принять ради здоровья своего ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

По данным ВОЗ, с 2000 по 2015 год вакцина от кори спасла 20 млн жизней. Но родители все равно боятся прививок и нередко отказываются от них. Зато с удовольствием покупают детям поливитамины, разрешают им проводить целый день с гаджетами и заставляют доедать все с тарелки, даже если те уже не хотят есть. И это вовсе не потому, что родители плохие. Наоборот, они любящие и заботливые. Но родительская забота не должна приводить к неверным шагам. Если вы сомневаетесь в том, правильно ли вы поступаете, ищите поддержку не у других сомневающихся родителей, а в научных исследованиях и у компетентных врачей.

AdMe.ru собрал рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети выросли здоровыми и сильными.

1. Делать прививки

Вакцины безопасны, а серьезные осложнения от них крайне редки и несопоставимы с риском от самих болезней. Например, корь, краснуха, свинка — серьезные заболевания, которые могут привести к пневмонии, энцефалиту, слепоте и даже смерти. И если риск умереть от вакцины против кори — 1 на 1 млн, то риск погибнуть от кори — 1 на 1 000. Утверждения, что прививки вызывают аутизм, научно опровергнуты, а консервант тиомерсал, который содержит ртуть, не может нанести вреда здоровью из-за мизерного количества в составе вакцины.

Прививать детей нужно в соответствии с национальным календарем прививок. Учитывайте, что в него включены только те вакцины, которое государство может позволить себе делать бесплатно. Если вы хотите полностью обезопасить своего ребенка, то дополнительно можно сделать прививки от:

  • гепатита А;
  • вируса папилломы человека;
  • ротавирусной и менингококковой инфекции;
  • ветрянки;
  • гриппа.

Общий анализ крови и мочи перед прививками делать не нужно, а сопли и красное горло не являются противопоказанием для прививок.

Вакцинация поможет не только до, но и после контакта с вирусом или бактерией. Так, привиться можно от гепатита А (лучше в первые 2 суток после контакта с зараженным человеком, максимум — 2 недели), гепатита B (в первые 24 часа, максимум — 1 неделя), ветрянки (в течение 72 часов), кори (в течение 72 часов), бешенства и столбняка.

Если вы сомневаетесь, делать ли ребенку прививки, не поддавайтесь эмоциям, а ищите научно подтвержденную информацию о них. Подробнее о прививках можно почитать здесь и здесь.

2. Сделать герметизацию коренных зубов ребенка

В 6–7 лет у ребенка вырастают первые коренные жевательные зубы. На их поверхности есть глубокие бороздки — фиссуры, из которых сложно вычищать пищу. В самих новых зубах еще недостаточно кальция, поэтому эмаль на них подвержена повышенному риску развития кариеса. Запечатывание (герметизация) фиссур снижает этот риск на 90 %.

Герметизация — это покрытие бороздок в здоровых зубах специальным полимером, который сглаживает неровности зуба и выделяет фтор, укрепляющий зубную эмаль. Держится такое покрытие на зубах от полугода и дольше.

После появления первых коренных жевательных зубов обязательно проконсультируйтесь со стоматологом: он посмотрит на правильность формирования прикуса, оценит состояние зубов и десен ребенка и научит его правильно чистить зубы.

3. Не бояться соплей

Для здоровых детей болеть ОРВИ или гриппом 6–8 раз в год — это нормально, ведь болезни формируют иммунитет. Не оберегайте ребенка от сквозняков и холода. Если у малыша появились типичные признаки вирусной инфекции (сопли, кашель, красное горло), достаточно будет соблюдать следующие условия:

  • теплая одежда;
  • температура в комнате — 18–20 °С;
  • влажность — 50–70 % (лучший вариант — увлажнитель);
  • обильное питье;
  • солевые капли в нос или (при острой необходимости) сосудосуживающие.

Против ОРВИ не существует лекарств и народных средств с доказанной эффективностью.

Если ребенок нормально себя чувствует и в состоянии играть или учиться, его можно отправлять в садик или школу. Научите его правильно кашлять, чихать и сморкаться. Чихать и кашлять в ладонь нельзя, так ребенок делится вирусами с окружающими, лучше использовать бумажный платок или в крайнем случае локоть. Руки во время болезни нужно мыть регулярно и тщательно.

4. Ограничить время в интернете

Все родители знают, что гаджеты для детей не очень-то полезны, но еще никто не избежал соблазна включить ребенку мультик на планшете и полчаса посидеть в тишине. Однако исследования показывают, что использование мобильных устройств приводит к проблемам с развитием речи, внимания, памяти и навыков общения.

Когда ребенок бегает и прыгает, формируется его двигательная система, растут сердце и легкие, а сосуды адаптируются к изменяющейся физической активности. Если он неподвижно сидит перед экраном, такой тренировки организма не происходит, а среди побочных эффектов — неправильное формирование мышц рук и пальцев и проблемы с шейным отделом позвоночника.

Да, мобильные устройства — неотъемлемая часть жизни, но использовать их нужно по правилам. Американская академия педиатрии рекомендует не давать детям мобильные устройства до 2 лет, а детям постарше не позволять проводить с ними больше 2 часов. Также следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал, гулял и активно двигался не меньше часа в день.

5. Не заставлять есть

Многих родителей волнует, что ребенок мало ест и предпочитает чипсы и газировку здоровой и полезной еде. Но доктор Комаровский считает, что кормить ребенка нужно по аппетиту. Если он здоров, активен и при этом не хочет есть, значит, потратил недостаточно энергии — идите с ним гулять, пусть бегает и прыгает, и в конце концов он сам попросит накормить его.

Не устраивайте дома бесконечное изобилие, которое заставляет ребенка капризно перебирать, что он хочет, а чего нет. Исключите возможность перекусов «вкусненьким» между приемами пищи, и через пару недель ребенок будет есть и каши, и мясо, и молочные продукты. Потому что проголодается!

6. Не давать ребенку витамины без необходимости

Согласно исследованиям, 67 % родителей дают своим детям поливитамины. Однако такие препараты не только не приносят никакой пользы, но и могут наносить вред. Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые (в том числе А, Е, К и D), и вторые при избыточном потреблении могут накапливаться в жировой ткани и вызывать отравление.

Все необходимые вещества организм может получить из пищи. Контролируйте питание ребенка, каждый день он должен съедать что-то из 5 групп продуктов: молочные, мясные, овощи, фрукты и крупы. А для восполнения в организме витамина D следует находиться под солнечными лучами хотя бы 15 минут в день.

Будьте осторожны с жевательными витаминами: они похожи на конфеты и дети могут втайне от вас съесть больше, чем нужно. У передозировки витаминов серьезные последствия, например почечная недостаточность и проблемы со зрением. Если вы считаете, что вашему ребенку необходимы витаминные добавки (например, он предпочитает «вредную пищу» или вегетарианскую диету), проконсультируйтесь с врачом.

7. Пройти курсы первой помощи

Неприятности случаются внезапно: ребенок только что весело играл, но вот уже упал и поранился. В некоторых ситуациях дорога каждая секунда. Чтобы знать, что делать в таких случаях, лучше пройти тренинг, где вы научитесь оказывать неотложную помощь. Если такой возможности нет, посмотрите обучающие видео. Вот, например, инструкция от доктора Комаровского о том, что делать, если ребенок подавился.

Надеемся, что все неприятности обойдут вас стороной. Здоровья вам и вашим детям!

Читайте также:  Опасен ли телефон для человека: как влияет на мозг ребенка сотовая и мобильная связь
Ссылка на основную публикацию