Употребление воды детьми – результаты исследования

Экспертиза детской воды: «недетские» нарушения

Тестирование проводилось в рамках проекта «Здоровый малыш»
Какую воду мы пьем? Многие даже не задумываются над этим вопросом: дома пьют кипяченую воду из-под крана, на работе — воду из кулера, в лучшем случае, покупают воду в бутылках. И если на себе мы часто экономим, то своим детям стараемся дать самое лучшее. Особенно когда они совсем маленькие. Какая вода подходит для детей с самого рождения? Какую воду можно без опасений давать детям и использовать для разведения сухих молочных смесей?

К детской воде предъявляются высокие требования безопасности и качества, в ней должно быть идеальное для ребенка соотношение минералов и микроэлементов. Вода для детей продается в наше время не только в детских магазинах, но и почти во всех супермаркетах. Производители обещают, что эту воду можно смело давать детям с первых дней жизни, и она не требует кипячения.

Чтобы выяснить, правда ли детская вода безопасна даже для самых маленьких, Общество защиты прав потребителей «Росконтроль» отправило на экспертизу воду девяти популярных торговых марок: «Агуша», «Фрутоняня», «Bebi», «Винни», «Малышка», «Hipp», «Сенежская Малютка», «Сказочный лес» и «Жемчужинка Байкала».

И снова микробы

Ранее Росконтроль проводил экспертизу воды для кулеров, и результаты были ужасающими: 8 из 14 проверенных образцов не соответствовали требованиям безопасности по микробиологии, а в одной воде нашли опасный микроорганизм — синегнойную палочку.

В детской воде, к сожалению, без бактерий тоже не обошлось. Три образца признаны небезопасными для здоровья по общему содержанию микробов: «Сенежская Малютка», «Сказочный лес» и «Bebi». Причем если в первых двух отмечено превышение в 2,5-3 раза, то в воде «Bebi» норматив превышен в десять с лишним раз.

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль», врач:
«При определении общего микробного числа пробы воды параллельно культивируют при двух температурах: 22°C и 37°C. В данном исследовании превышение показателя обнаружено при температуре 22°C. Опасно ли это для потребителя? Многие эксперты считают, что не очень. При такой температуре прорастают в основном безобидные для человека почвенные микроорганизмы и микрофлора подземных вод. Однако, норматив есть норматив. Превышение его говорит о нарушении требований безопасности, и чистой такую воду уже не назовешь».

Чем может быть опасна для ребенка вода, в которой превышены нормативы по содержанию микробов?

Ирина Бережная, врач педиатр, гастроэнтеролог, к.м.н., кафедра педиатрии Российской Медицинской Академии Последипломного Образования:
«Когда ребенок появляется на свет, его кишечник стерилен. В течение первых дней и недель он постепенно заселяется бактериями — как полезными, так и вредными. Представьте, если в организм ребенка, у которого еще не сформирован иммунитет, в этот момент с водой попадут не те микробы, которые ему нужны и полезны? Это может вызвать боли в животе, различные инфекционные процессы, повышение температуры. Конечно же, вне зависимости от того, что написано на бутылках с детской водой, любую воду для самых маленьких нужно обязательно кипятить».

При кипячении все микробы в воде погибнут, и она будет безопасной для ребенка. Что касается полезных веществ, часть из них при кипячении теряется, например, выпадают в осадок кальций и магний (поэтому в чайнике образуется накипь). Поэтому лучший вариант — чистая вода, которая действительно не требует кипячения.

Опасная органика

Вода, даже из подземных скважин, может быть загрязнена самыми разными органическими соединениями. Многие из них токсичны. Источник этих веществ — сточные воды, бытовые и промышленные, стоки с полей, дорог и городских мостовых, атмосферные осадки. Детскую воду проверили в лаборатории на содержание самых распространенных загрязнителей (нитраты, нитриты, аммоний, фенолы, формальдегид).

Основными источниками поступления ионов аммония в воду являются бытовые (канализационные) сточные воды, животноводческие фермы, предприятия пищевой и химической промышленности. При определенных условиях аммоний высвобождает свободный аммиак.

Нитриты в больших количествах являются ядовитыми и канцерогенными веществами. Употребление воды с высоким содержанием нитритов — опасно, т. к. они нарушают способность крови переносить кислород, по сути, это яд для гемоглобина. Преобразуясь в организме в нитрозамины, они могут вызывать рак.

В воде «Винни» и «Bebi» превышено содержание аммиака и ионов аммония (это показатель загрязнения сточными водами), причем в воде «Bebi» на пределе находится и содержание нитритов. В сочетании с превышением нормативов по содержанию микробов такой результат однозначно говорит о том, что очистка воды «Bebi» оказалась недостаточно эффективной, и употребление этой воды для ребенка небезопасно.

Вредные и полезные

Одно из главных отличий детской воды от «взрослой» — то, что она должна быть не только безопасной, но и полезной. Российские ученые из ведущих научных институтов разработали специальные требования к детской воде. Это в обычной воде может не быть кальция, магния и фтора, и она считается вполне пригодной — для взрослых. А в детской воде количество вредных и полезных элементов жестко регламентировано.

Экспертиза показала: в воде «Hipp», «Bebi» и «Жемчужинка Байкала» мало калия и фтора. В воде «Hipp» фтора нет вообще. Зато в воде «Сенежская малютка» фтора наоборот слишком много: почти в полтора раза больше допустимого максимума.

Фтор — жизненно необходимый для организма элемент. Особенно важно, чтобы в адекватном количестве фтор поступал в организм ребенка, так как он является компонентом эмали зубов. Для младенца питьевая вода — единственный источник этого незаменимого элемента. При недостаточном или избыточном потреблении фтора нарушается формирование зубной эмали, и развиваются заболевания зубов. При недостатке фтора — кариес. При избытке фтора — флюороз (сначала на зубах появляются белые пятна, потом черные, а потом зубы начинают крошиться).

При недостатке в организме калия возникают нарушения работы сердечной и скелетной мускулатуры, невралгии и снижение иммунитета.

В воде «Сенежская малютка» не только слишком много фтора, но и на верхней границе норматива содержание токсичного элемента — лития. Избыток лития опасен тем, что может приводить к различным неврологическим расстройствам и нарушениям со стороны эндокринной системы.

В воде «Агуша» и «Сказочный лес» обнаружены ионы серебра. Это раньше считалось, что серебро очищает воду, и наши бабушки клали серебряные ложки в банки с водой. В наше время известно, что серебро, как и все тяжелые металлы, при избыточном поступлении в организм токсично. К счастью, концентрации серебра в «Агуше» и «Сказочном лесе» ничтожны, в разы меньше допустимых нормативов, и никакого вреда здоровью детей эта вода не нанесет, даже если пить ее на протяжении многих лет. В данном случае экспертов насторожил сам факт присутствия серебра в воде, так как его запрещено добавлять в детскую воду в качестве консерванта. Росконтроль запросил у изготовителей воды «Агуша» и «Сказочный лес» информацию о содержании серебра в источнике воды. Эксперты сообщат о результатах проведенного расследования.

«Рецидивисты»

В 2013 году Росконтроль уже проводил экспертизу детской воды, и тогда вода «Hipp» и «Жемчужинка Байкала» тоже оказались некачественными и небезопасными. В воде «Hipp» было обнаружено превышение по содержанию нитратов и недостаток фтора и калия. В «Жемчужинке Байкала» тогда было слишком много кальция, к тому же, в ней нашли превышение по содержанию микробов.

Стоит отметить, что вода данных торговых марок — самая дорогая среди протестированных: «Hipp» стоит 115 рублей, «Жемчужинка Байкала» — 60 рублей за 1,5 литра. Получается, что высокая цена и тот факт, что вода производится в Европе («Hipp» привозят к нам из Австрии) не гарантируют высокое качество.

Детская вода для кулеров

Среди протестированных образцов была вода в 19-литровых бутылках, предназначенная для детей: «Архызик», «Черноголовская» и «Горная вершина». В первых двух выявлено превышение по содержанию микроорганизмов! Вода «Горная вершина» не содержит кальция, магния и фтора; также в ней превышены допустимые значения по содержанию нитритов. Качество воды для кулеров в целом хуже. Эксперты объясняют это тем, что используется так называемая «оборотная» (многоразовая) тара — 19-литровые бутыли десятки раз моют и снова наполняют водой, и качество их обработки на производстве оставляет желать лучшего. В этом плане вода в одноразовых бутылках всё же лучше.

Что можно пить?

Три торговые марки детской воды признаны экспертами безопасными: «Фрутоняня», «Агуша» и «Малышка». Воду «Агуша» решено проверить еще раз через некоторое время в связи с тем, что в ней были обнаружены ионы серебра. В воде «Малышка» содержание фтора чуть недотягивает до оптимального, а кальция слишком много, поэтому данную воду эксперты также поставили на контроль. К «Фрутоняне» у специалистов претензий нет.

Александр Борисов, Председатель Общества защиты прав потребителей «Росконтроль»:
«К сожалению, результаты экспертизы показали, что даже детская вода может быть некачественной или небезопасной. Всего один образец из девяти соответствует всем требованиям. Учитывая нестабильность качества продукции и вероятность подделок, нельзя быть уверенным, что даже та вода, которая признана лучшей по итогам тестирования, абсолютно безопасна. Надеемся, что все производители будут работать над качеством, чтобы вода, предназначенная не только для детей, но и для взрослых, стала безопасной и полезной для здоровья».

Употребление воды детьми – результаты исследования

Введение

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни: ты есть сама жизнь»

Антуан де Сент Экзюпери.

Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».

Актуальность исследования: для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Цель исследования: изучить влияние качества питьевой воды на здоровье детей.

изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

провести анкетирование учащихся;

изучить амбулаторные данные по основным заболеваниям школьников МБОУ СОШ №4;

исследовать качество водопроводной питьевой воды;

выявить зависимость заболеваемости школьников от качества питьевой воды;

оценить полученные результаты.

Основная часть

Качество воды и здоровье

Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека.

Значение воды в жизни человека очень велико. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.

Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода»)

Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:

1. Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность)

Читайте также:  Сотрясение мозга у ребенка: симптомы, лечение и диагностика

2. Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы, пестициды)

3. Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний, окисляемость перманганатная, сульфиды)

4. Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро)

5. Микробиологические показатели (термотолерантные колиформы или Е.соli, ОМЧ).

Как правило, питьевая вода перед подачей потребителю подвергается одному или нескольким видам очистки. Однако бывает, что такая очистка проводится с нарушениями, либо является недостаточной. Снижает качество воды и техническое состояние водопроводных труб. В результате водопроводная вода несет большое количество посторонних веществ (бактериальная загрязненность воды, наличие в ней примесей, солей тяжелых металлов, хлора и др.), многие из которых опасны для нашего здоровья. Ниже в таблице (приложение, табл. 1) перечислены вещества, наиболее часто встречающиеся в питьевой воде, и их воздействие на наше здоровье. Превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде вредит здоровью человека.

Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а также вирус гепатита. Чтобы обеззаразить воду от микроорганизмов, её хлорируют.

Хлором обеззараживают воду, поскольку он — способен уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Однако с некоторыми соединениями, находящимися в воде, хлор вступает в реакцию. В результате образуются гораздо более неприятные соединения, чем сам хлор. Они придают воде неприятный запах, влияют на печень и почки.

Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта.

Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую жесткость. Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях.

Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.

При длительном употреблении питьевой воды и пищевых продуктов, содержащих значительные количества нитратов, снижает способность крови к переносу кислорода, что ведет к неблагоприятным последствиям для организма.

Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — “очистные органы человеческого организма”.

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода – одно из непременных условий сохранения здоровья людей.

Практическая часть

Для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников. Всего было проанкетировано 100 человек.

Анкета «Качество питьевой воды»

Употребление воды детьми – результаты исследования

Аквакалькулятор – рассчитайте, сколько воды нужно ребенку.

Правильный рацион питания ребенка — это основа его здоровья и дальнейшего развития. И чем раньше вы поможете ребенку сформировать привычку грамотного потребления воды, тем проще ему будет поддерживать здоровый и правильный образ жизни в будущем.

Организм ребенка на 80% состоит из воды, а взрослого человека – на 60%.

Итак, будем разбираться: сколько воды нужно для здорового развития организма ребенка, какая вода полезна, и как часто нужно предлагать ребенку питье?

Давайте развенчаем наиболее популярные мифы о воде, то есть наиболее популярные заблуждения о ее пользе, количестве, качестве, а также возможном вреде.

Миф #1: Нужно обязательно допаивать ребенка водой с момента рождения

Нормы общей суточной потребности детей в воде

Возраст ребенка Потребность в воде на 1 кг. массы тела
1 сутки90 мл
10 суток135 мл
3 месяца150 мл
6 месяцев140 мл
9 месяцев130 мл
1 год125 мл
4 года105 мл

Значения таблицы учитывают всю воду, которую получает ребенок в течении суток. Это и чистая вода, и различные напитки, и супы, и твердая пища, в которой тоже содержится вода.

Исходя из данных, представленных в таблице, можно легко вычислить потребность ребенка в чистой воде. Так, например, возьмем грудничка массой тела 3 килограмма. Согласно таблице рассчитаем суточную потребность грудничка в воде: 3 кг * 90 мл = 270 мл/сутки. Если знать сколько воды из молока или прикорма ребенок получает в сутки, не сложно вычислить, нужно ли давать воду грудничку дополнительно.

Как правило, ребенку на естественном вскармливании до шести месяцев достаточно воды из материнского молока и дополнительный прием воды не требуется. При введении прикорма требуется дополнительно поить ребенка.

Но еще раз хочу напомнить, что норма потребления воды – сугубо индивидуальная величина, которая зависит от активности ребенка, биохимических особенностей детского организма, от температуры и влажности окружающего воздуха.

Миф #2: Воду в бутылках нужно все равно кипятить

Бутилированную воду кипятить не обязательно. Технология подготовки воды и розлива в бутылки обеспечивает ее стерильность на протяжении всего срока годности. В связи с этим, кипячение, направленное именно на уничтожение микроорганизмов в воде, в данном случае не требуется. Во всех других случаях, таких как вода «из-под крана», родника, колодца и др., кипятить необходимо. А иногда требуются и более серьезные способы обработки такой воды, но детям такую воду давать не рекомендуется.

Миф #3: Разницы между «детской» и «взрослой» водой не существует.

«Детская» вода отличается более высокими требованиями к качеству и физиологически сбалансированным составом. К бутилированной воде первой и, особенно, высшей категории предъявляются очень жесткие требования по ее безопасности, в частности, по химическому составу. В случае «детской» воды требования к ее составу еще более высокие. При ее производстве необходимо не только не допустить превышения концентрации макро- и микроэлементов, но и обеспечить их сбалансированное содержание с учетом особенностей детского организма.

Миф #4: Воду с легкостью можно заменить соками, морсами и другими напитками

Любой напиток является источником воды. Однако в составе разных напитков, таких как соки, морсы и др., кроме воды содержатся другие вещества, например сахар, избыток которого может быть нежелателен для ребенка. В связи с этим заменять «чистую воду» другими напитками нужно с большой осторожностью. После введения прикорма в составе питания ребенка появляются соки и морсы в регламентируемых объемах.

Миф #5: «Детская» вода — это маркетинговый ход

Это заблуждение. «Детская» вода, как я уже говорил, отличается особыми требованиями к ее составу, в частности, сбалансированностью количества макро- и микроэлементов, соответствующей потребностям детского организма.

Миф #6: Кипяченая и фильтрованная вода ничем не отличаются от детской воды

При кипячении происходит уничтожение микроорганизмов. Результаты фильтрации зависят от особенностей фильтра но, в первую очередь, при этом удаляются взвешенные в ней частицы.

Миф #7: Вода с любым минеральным составом подходит ребенку

В воде содержатся кальций, магний, натрий, йод, селен и многие другие макро- и микроэлементы, которые необходимы для организма. Важно при этом, чтобы их содержание не превышало допустимые концентрации. С другой стороны, следует иметь в виду, что вода не является исключительным и даже основным источником указанных веществ: ребенок получает их, в первую очередь, из других продуктов питания. Тем не менее, дефицит тех или иных минералов в воде, что нередко наблюдается в различных регионах мира, может приводить к заболеваниям. Таким образом, вода без минералов опасна для здоровья.

Миф #8: Лучше всего использовать кипяченую воду при искусственном вскармливании

Это заблуждение. Лучше всего использовать специально приготовленную в промышленных условиях «детскую» воду. Она безопасна и имеет оптимальный химический состав.

Это основные мифы о воде в аспекте детского питания и потребления, которые встречаются сегодня. Для более подробного изучения темы рассмотрим еще несколько часто задаваемых вопросов, с которыми к нам обращаются родители малышей.

В чем польза минералов, указанных в составе? (Ca, Mg, K, бикарбонаты, сульфаты, фториды, хлориды)

Минералы в составе воды необходимы для нормального течения обменных процессов. Кальций и магний необходимы для формирования костей и работы нервной системы, калий необходим для нормальной работы сердца и мышц, натрий является ключевым фактором практически во всех обменных процессах. Очень важно, чтобы химический состав воды соответствовал потребностям организма, что достигается определенными технологическими приемами в процессе производства специальной «детской» воды.

Как уговорить ребенка пить воду?

Уговорить сложно. Ребенок пьет исходя из своих потребностей. Индикатором к потреблению воды является чувство жажды. Вода в бутылочке или поильнике должна быть рядом всегда. Предлагайте малышу в первую очередь качественную воду, а не сладкие напитки.

Как научить малыша пить из бутылки?

В первые дни и месяцы жизни, если это необходимо, можно понемногу приучать ребенка к воде, допаивая его с ложечки или из бутылочки с соской. А если вы начинаете давать воду в более старшем возрасте, то можно сразу переходить к детской чашке или поильнику.

Чем поить ребенка в путешествии?

Специальная детская вода является оптимальным выбором для ребенка во время путешествия. Такая вода является стерильной и компенсирует возможные потери солей, благодаря сбалансированному химическому составу.

Сколько детской воды взять с собой в самолет?

Это зависит от возраста ребенка и длительности перелета, но не менее 100 мл. Это минимальный запас.

Нужно ли поить ребенка ночью?

Поить ребенка ночью не обязательно, но, если такая необходимость возникает, предложите ребенку пару глотков воды. Это нормально.

Стоит ли давать ребенку пить после активных игр на жаре?

Это нужно делать обязательно, и не только после, но и во время активных игр на солнце или в жаркую погоду, так как с потоотделением вода выводится из организма в значительных количествах. Предлагайте как можно чаще вашему малышу воду. На прогулку удобнее взять специальную «детскую» воду в бутылочке, у нее небольшой объем, но достаточный даже для двух- или трехчасовой прогулки.

Детская вода «ФрутоНяня» — с первых дней жизни!

Детская вода «ФрутоНяня» – это вода высшей категории. Не требует кипячения. Вода тщательно сбалансирована по минеральному составу и подходит даже самым маленьким детям.

Специальная детская вода «ФрутоНяня» выпускается в форматах 0,33л, 1,5л и 5л

Выберите наиболее оптимальный для вас формат. Для прогулки идеально подойдет бутылочка 0,33 л. А для домашнего использования: приготовления кашек, смесей и для переливания в детский поильник будет удобной вода в бутылках по 1,5л. Канистра в 5л — отличный вариант для большой семьи или для того, чтобы взять необходимое количество воды с собой на дачу.

Контроль качества воды ведется на всех этапах технологического процесса ее изготовления в аккредитованном испытательном центре «ФрутоНяни». Сотрудники испытательного центра снимают пробы воды на каждом этапе ее производства.

При добыче воды из скважины, этапе водоподготовки, будь то очистка от механических примесей, этап нормализации состава воды по содержанию макро- и микроэлементов, процесс озонирования или финишная фильтрация. Так же пробы в обязательном порядке берутся при розливе воды в тару и ее упаковке.

Все пробы проходят обязательное исследование на соответствие требованиям и нормативам. Контроль качества продукта является непрерывным круглосуточным процессом работы нашего центра. При обнаружении хотя бы одного несоответствия — партия к реализации не допускается.

Детская вода — держать подальше от детей!

К детской воде, предназначенной для питья, приготовления каш и молочных смесей, предъявляются особые требования: она может быть только высшей категории качества и должна иметь сбалансированный состав. Выбирая между обычной кипяченой водой из-под крана и специализированной детской, каждая мама должна быть уверена, что платит деньги за абсолютно безопасный для ребенка товар, не требующий дополнительной обработки.

В целом, как показали экспертизы Росконтроля, детские товары — одна из самых благополучных категорий на рынке. Однако два года назад, когда была проверена специализированная вода для детского питания, выяснилось, что это самое слабое звено. Тогда 5 товаров оказались в Черном списке, еще два — в списке товаров с нарушениями, и лишь два образца получили высокие оценки в рейтинге.

Читайте также:  Сильный сухой кашель у ребенка без температуры: чем лечить, народные средства, медицинские препараты

Обратите внимание

Фраза “для детского питания” есть только на этикетке образца “Агуша”. “ФрутоНяня” имеет маркировку “детская”, “Винни” и Nutrilak aqua — “с первых дней жизни”. “Сказочный лес” — просто вода высшей категории, которая позиционируется как детская вода за счет придуманного названия и рисунков детской тематики.

В рамках программы контроля качества, специалисты Союза потребителей Росконтроль проводят регулярный мониторинг товаров, в том числе и тех, что уже принимали участие в экспертизе. В августе 2016 года в лабораторию отправились 5 образцов детской воды известных брендов: «ФрутоНяня», «Агуша», «Сказочный лес», «Винни» и Nutrilak aqua. Первые четыре были участниками ранее проведенной экспертизы, а последний товар добавлен по многочисленным просьбам читателей портала.

Не соответствует требованиям безопасности к воде высшей категории по показателям массовой концентрации ртути и “Запах при 60°С”.

Не соответствует требованиям к воде высшей категории и детской воде по содержанию фтора, которое намного меньше допустимого.

Не соответствует требованиям безопасности к воде высшей категории по показателям массовой концентрации ртути, содержания хлороформа и по общей минерализации. По содержанию хлороформа, вероятно, не является природной артезианской водой.

Не соответствует требованиям безопасности по микробиологическим показателям.

Нарушение требований безопасности: превышено значение содержания ртути, хлороформа и микробов. Общая минерализация ниже допустимого уровня.

Кто живет в «Сказочном лесу»?

Для ребенка очень важно, чтобы вода была безопасна в микробиологическом отношении, то есть не содержала опасных микробов. И в первую очередь оценивается общее содержание в воде микробов — общее микробное число. Кстати, этот показатель одинаков и для детской, и для «обычной» воды, предназначенной для взрослых потребителей. Количество микробов в образце «Сказочный лес», которые растут при температуре 37°C, превышает допустимое значение в 105 раз, при температуре 22°C — в 12 раз. С такими результатами «Сказочный лес» побил собственный рекорд двухлетней давности. Тогда микробов в воде было «всего» в два с половиной раза больше предельно допустимого значения. Не назовешь безопасной и Nutrilak aqua. Общее микробное число в образце при температуре 22°C превышает допустимое значение в 18 раз.
Такие результаты могут быть следствием того, например, что источники, из которых взята вода, загрязнены, либо нарушена технология розлива. Это в любом случае говорит о высоком риске от употребления такой воды — в одной из бутылок могут оказаться и опасные микроорганизмы, и вирусы.

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления «Росконтроль», врач:
«При определении общего микробного числа пробы воды параллельно культивируют при двух температурах: 22°C и 37°C. Особенно важен показатель ОМЧ при 37°C, поскольку при такой температуре (близкой к температуре тела) растут микробы, которые могут быть опасны для человека, тем более маленького ребенка. Кишечник новорожденного практически стерилен, иммунитет еще не сформирован, поэтому микробы из загрязненной воды могут вызывать у малыша нарушения пищеварения. ОМЧ при 22°C показывает содержание менее опасных, но также сигнализирующих о загрязнении воды, сапрофитных микроорганизмов».

Ртуть ребенку не игрушка

В любой воде могут быть тяжелые металлы. Они попадают туда из сточных вод, загрязненных химическими отходами, или почвы, при этом существуют жесткие нормы содержания для воды каждой категории. Естественно, для детской воды стандарты самые строгие. Ни в одном из образцов содержание свинца, кадмия или мышьяка не превышало допустимых значений. А вот ртуть нашлась в трех из пяти участников теста. Превышение по этому пункту по сравнению с нормативом для воды высшей категории (даже с учетом погрешности) наблюдается у «Винни», «ФрутоНяни» и Nutrilak aqua. В последних двух ртути даже больше, чем допускается в обычной питьевой воде первой категории. Конечно, говорить о прямой опасности для ребенка, выпившего или даже регулярно пьющего такую воду, нельзя. Но, как известно, тяжелые металлы, которые можно встретить во многих продуктах питания, имеют свойство накапливаться в организме. Соответственно, нормы разрабатывают именно с учетом суммарного риска, который может иметь отсроченный эффект.

И уж вряд ли кто-то из родителей сознательно захочет разнообразить рацион своего ребенка ртутью или любым другим токсичным элементом, таким, например, как серебро. Далеко не все это знают, но серебро, которое иногда используют в качестве консерванта, в детскую воду добавлять запрещено. Тем не менее в воде “Сказочный лес” серебро, хоть и не в очень большом количестве, обнаружено. Есть вероятность, что оно попало в воду естественным путем, но утверждать что-либо наверняка можно, только взяв пробу непосредственно из скважины.
По содержанию азотистых соединений и органического углерода, свидетельствующих о возможном органическом загрязнении, все образцы соответствуют нормативам. Самая “чистая” с этой точки зрения вода “ФрутоНяня”.

Два сапога пара

Стоит отметить, что образцы «Винни» и Nutrilak aqua разливаются на одном заводе и имеют по большей части аналогичные нарушения. Так, содержание хлороформа, обладающего и токсичностью, и вероятной канцерогенной активностью, у них в 2 раза превышает допустимое. Эксперты считают, что, вероятно, вода в бутылках, не из натуральных подземных источников, а водопроводная, прошедшая обработку хлором.

Теоретически возможно, что это все-таки натуральная подземная вода, просто накануне, к примеру, проводили обеззараживание скважины хлором, но норматив все равно превышен, и для детского питания данная вода никак не подходит. Кроме того, эти образцы имеют слишком низкую минерализацию, а значит, не могут считаться физиологически полноценными.

Польза тела

К воде, предназначенной для детского питания, предъявляются самые строгие требования как в отношении безопасности, так и в отношении пользы. Количество минеральных веществ в такой воде жестко регламентировано, ведь каждый из них отвечает за тот или иной аспект развития ребенка. По содержанию кальция, магния, калия, гидрокарбонатов, хлоридов, жесткости все образцы отвечают требованиям физиологической полноценности минерального состава к воде для детского питания, а вот со фтором у воды бренда «Агуша» возникли проблемы: его в 3 с лишним раза меньше необходимого. Что интересно — два года назад количество фтора в этой воде соответствовало всем нормам.

Ларионов Борис Васильевич, эксперт по диетологии и профилактике неинфекционных заболеваний: «Регулярный прием воды с малым количеством фтора может вызвать появление начального кариеса зубов — кариозных пятен уже через 1-3 недели в зависимости от того, чистит ли ребенок зубы фторсодержащими зубными пастами, и ест ли богатые фтором морскую рыбу и морепродукты».

Вода с душком

В воде могут находиться сотни разных вредных веществ, некоторые из которых даже невозможно определить лабораторным методом, но наличие у воды запаха позволяет убедиться, что с ней не все в порядке, например, она недостаточно хорошо очищена или была разлита в некачественную тару. Иногда запах проявляется только при нагреве. Именно это произошло, когда воду «ФрутоНяня» и Nutrilak aqua довели до температуры 60 градусов. Но вода высшей категории и, тем более, детская вода не должна иметь запаха! Других претензий по органолептическим показателям к проверенным образцам у экспертов не возникло. Тем не менее по совокупности выявленных нарушений все пять проверенных наименований детской воды занесены в Черный список Росконтроля.

Максим Рудаков, Директор экспертного департамента, НП “Росконтроль: «В рамках реализации программы “Контроль качества” Росконтроль проводит экспертизы товаров в течение уже нескольких лет. Результаты работы указывают на нестабильность уровня безопасности и качества реализуемой на рынке продукции. И это лишний раз подтверждают результаты экспертизы детской воды, в которой участники, хорошо зарекомендовавшие себя два года назад, при очередной проверке оказались в черном списке. Эффективным решением, на наш взгляд, было бы введение в практику системы независимого контроля качества в виде регулярных проверок образцов продукции, взятых с полок магазинов. Зная, что товар может быть и будет проверен в любой момент, производители вынуждены будут относиться к качеству и безопасности ответственнее. Такой механизм позволит защитить потребителя и поддержать добросовестный бизнес».

О пользе употребления воды для школьников

Проблема организации питьевого режима в образовательных учрежденияхна Западе

ВОДА В ШКОЛЕ – УРОКИ ГИДРАТАЦИИ

Многие школы понимают, что больше не могут обходить вниманием вопрос организации питьевого режима в школе. В некоторых штатах США, а также в странах Европы, обеспечение питьевой водой стало нормой при правительственном регулировании того, что кулеры или фонтанчики для питья должны существовать в каждой школе. Машины-автоматы, раздающие питьевую воду, имеют огромный успех, т.к. у многих школьников сложилось мнение, что пить воду из бутылки со спортивной крышкой – это здорово.

Влияние воды на работоспособность организма

Большинство из нас -уже знакомы с основными правилами потребления питьевой воды, тем не менее, каждый раз мы узнаем новые данные по этому вопросу:

  • Нью-Йорк Таймс недавно опубликовала “Руководство по Персональному Здоровью”, в котором утверждается, что снижение содержания воды в организме на 4-5 % приводит к потере работоспособности на 20-30 %.
  • По словам доктора Меларазу, главного педиатра госпиталя Святой Марии в Манчестере (Великобритания) важно помнить, что мозговая ткань на 85 % состоит из воды, следовательно, мозговая деятельность напрямую зависит от потребления воды. Исследования показали, что при длительном обезвоживании клетки мозга начинают усыхать. Это стало одной из причин, объясняющей, почему некоторые дети не раскрывают свой настоящий потенциал.
  • В передовице Сандей Таймз Шарлотта Вулф комментирует что исследование, проводимое на детях, показало зависимость между способностью к математике и потреблением воды: если ребенок не допивает хотя бы 1-2 % от нормы потребления воды в день, это ведет к снижению математических способностей.
  • Если Вы потребляете недостаточное количество воды, очевидно, что это влияет на вашу умственную деятельность, – комментирует Тревор Блокбэнк, консультант и профессор по педиатрии в Университете Лидз (Великобритания). Его исследование показало, что 50 % детей вообще не пьют воду в школе.
  • Результаты исследования Информационного Центра (ERIC) показывают, что 10 % школ не обеспечивают учащихся питьевой водой вне школьного обеда.

Некоторые школы не обеспечены достаточным количеством питьевых фонтанов для учащихся (4 питьевых фонтана на 500 человек), они расположены в зоне туалетов, некоторые из них имеют такой слабый напор воды, что детям приходится высасывать воду, чтобы напиться. Дети с осторожностью пьют воду из фонтанов около туалета по гигиеническим причинам.

  • ERIC порекомендовал Департаменту Здравоохранения ввести дополнительные перерывы для питья воды, а также разрешить детям приносить с собой в школу персональные бутылки с водой, на которых указывается имя ученика. ERIC рекомендует детям употреблять 6-8 стаканов воды в день с регулярными интервалами.
  • Исследование пришло к результатам, что употребление газированных напитков может вызвать такие заболевания как тучность, кариес, поведенческие проблемы (раздражительность, синдром постоянного утомления), неспособность концентрироваться и отвлечение внимания.
  • Не нужно путать потребление воды с потреблением жидкости в общем значении, 8 стаканов воды в день не равны 8 стаканам жидкости из газированных напитков, т.к. сахар, находящийся в них, выводит воду из клеток организма, приводит к частому мочеиспусканию и действует как дегидратационный агент.
  • Холодная вода абсорбируется лучше, чем газированные напитки, содержит меньше калорий и является для зубов самым безопасным напитком.
  • Обращая внимание на увеличившееся количество детей, страдающих энурезом, избыточным весом, кариесом, было не трудно выявить тот факт, что обеспечение детей водой находится на крайне низком уровне.
  • Показания школьных медсестер сводятся к тому, что дети страдают от желудочных болей вызванных запором, заболеваний мочеиспускательного канала, а также от потери внимания, низкой концентрации, усталости, апатии, что напрямую связано с употреблением газированных напитков и недостатком воды. Исследование показало, что 100% детей получали с завтраком сахаросодержащие напитки (сквош, фруктовые соки, молочные коктейли), а 94 % согласились бы лучше пить воду в школе, если бы такая возможность имелась. Многим детям предлагается в качестве питья напитки, разведенные водой, которые они ошибочно принимают за питьевую воду.
  • По словам Доктора Херба, соавтора книги “Вода – основа Молодости, здоровья и красоты”, советника по медицинским вопросам компании “Bio-Hydration Research Lab. Inc .”, производителя бутилированной воды “Penta”, американские дети настолько привыкли к употреблению газированных напитков, используемых родителями для снятия стресса, что около 70 % детей дошкольного возраста вообще не пьют воду.
  • Активность дезонуклеиновой кислоты, синтез протеинов, функционирование и биохимическая активность энзимов, нуждаются в адекватной гидратации для оптимального создания и поддержки новых тканей. Дефицит потребления питьевой воды тормозит данные процессы, как у детей, так и у взрослых.
  • Многих взрослых не устраивает вкус воды из крана. Они пьют кофе, чай, газированные напитки, алкоголь и соки вместо воды. Но это неадекватно потребностям человеческого организма в питьевой воде. Вследствие того, что сами взрослые не приучены пить воду, свои вредные привычки они передают и детям.
  • По правде говоря, взрослые стоят перед настоящей дилеммой. Вода из крана содержит нежелательный уровень мышьяка, алюминия, фтора, нитратов и других вредных веществ, хотя альтернатива ни сколько не лучше. Кислота, содержащаяся в газированных напитках и соках, выщелачивает алюминий из банок, вызывая высокое всасывание алюминия при питье. Ученые начинают осознавать связь между интоксикацией алюминием и болезнью Альцгеймера.
  • Очевидно, что многие дети страдают от таких заболеваний как головная боль, усталость, раздражительность, плохая концентрация, только из-за того, что они не имеют возможности пить воду в достаточном количестве. Некоторые страдают даже от кратковременных и долговременных инфекционных заболеваний почек и мочевого тракта.
  • Обезвоживание учащихся встречается гораздо чаще, чем Вы можете себе представить. Если ребенок не потребляет достаточного количества воды, то нежная энзимная система начинает выходить из строя. Головные боли, усталость, плохая концентрация, раздражительность являются основными сигналами обезвоживания организма.

Кости, зубы и несколько советов

Употребление газированных напитков детьми ухудшает проникновение кальция в растущие кости. Существует обратная корреляция между усвоением кальция и количеством газированных бутылей, выпитых за неделю.

Фтор является одним из спорных элементов, присутствующих в городских водных системах. Данный элемент по утверждениям дантистов замедляет разрушение зубов, но, в целом влияние его на организм неблагоприятно. Кости ребенка при избыточном потреблении фтора становятся хрупкими, а также возникает риск заболевания раком, вследствие разрушения функции энзимов.

“Bio-Hydration Research Lab. Inc .” заинтересована в профилактике этих заболеваний и разработала для родителей несколько советов:

  1. Поддерживайте инициативу ребенка выпивать стакан воды утром, как только он проснется, чтобы он чувствовал себя заряженным энергией на день, а потом за завтраком давать ему сок.
  2. Объясняйте, что вода может положительно повлиять на их учебу в школе, т.к. клеткам мозга нужно много кислорода, а вода помогает быстрее донести кислород до клеток.
  3. Объясняйте, почему газированные напитки, сладкие напитки и напитки с кофеином мешают строительству крепких костей.
  4. Поддерживайте стремление активных детей пить воду до, во время и после тренировок.
  5. Кладите бутыль с водой вместе с завтраками, а также ставьте стакан с водой рядом с кроватью.

Исследовательская работа: «Качество питьевой воды и ее влияние на здоровье человека»

Тема исследовательской работы:

«Качество питьевой воды и ее влияние на здоровье человека»

Актуальность исследования: Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Объект исследования: здоровье человека.

Предмет исследования: питьевая вода.

Гипотеза: вода оказывает влияние на здоровье человека,вода в г. Коврове, поступающая через централизованное водоснабжение соответствуют СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды».

Цель исследования: изучить влияние качества питьевой воды на здоровье людей.

Задачи:

  • изучить научно – познавательную литературу по данной теме;
  • изучить значение воды для организма человека;
  • изучить амбулаторные данные по основным заболеваниям школьников
  • провести опрос среди школьников на предмет осведомлённости по данной теме
  • исследовать качество водопроводной питьевой воды;
  • выявить зависимость заболеваемости школьников от качества питьевой воды;
  • оценить полученные результаты.

Методы исследования: изучение научно-познавательной литературы, наблюдение, анализ, синтез, обобщение,социологический опрос, эксперимент.

Основные положения исследовательской работы:

1.Подняли проблему качества питьевой воды и ее влияние на здоровье человека.

2. Изучили значение воды для здоровья человека.

4. Выявили уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека через
анкетирование.

3. Для анализа качества питьевой воды были взяты пробы воды:

·водопроводная вода из крана МОУ СОШ № 15;

·водопроводная вода из крана колонки на ул. Фёдорова;

·водопроводная вода из крана на ул. Муромской, д. № 11

Результаты исследования сведены в таблицу(приложение, табл. 3).

4. Мы исследовали болезни учеников нашей школы, связанные с работой органов пищеварительной и выделительной систем человека, так как именно на эти органы сильно влияет качество воды.

Выводы:

  1. Результаты исследования подтвердили, что вода в г. Коврове, поступающая через централизованное водоснабжение соответствуют СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды».
  2. Качество воды оказывает существенное влияние на здоровье людей.

Скачать:

ТоварОценка
ВложениеРазмер
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №15 г. Ковров

« Качество питьевой воды

и здоровье человека»

Работа ученицы 3 – А класса

Коннова Светлана Владимировна

2011 – 2012 учебный год

2. Цели и задачи. 4

3. Литературный обзор 5

4.Значение воды для организма человека. 6

5. Качество воды и здоровье. 7 – 8

6. Практическая часть.

6.1 Социологический опрос. 9 – 10

6.2 Проведение опытов, определяющих качество воды. 11 – 14

6.3. Анализ состояния здоровья школьников МОУ

СОШ № 15 г. Коврова. 15

8. Рекомендации. 18

9. Приложение. 19 – 23

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни: ты есть сама жизнь»

Антуан де Сент Экзюпери.

Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека – одна из наиболее актуальных проблем современности.

  1. изучить влияние качества питьевой воды на здоровье людей
  1. изучить научно – познавательную литературу по данной теме;
  2. изучить значение воды для организма человека;
  1. изучить амбулаторные данные по основным заболеваниям школьников
  1. провести опрос среди школьников на предмет осведомлённости по данной теме
  2. исследовать качество водопроводной питьевой воды;
  3. выявить зависимость заболеваемости школьников от качества питьевой воды;
  4. оценить полученные результаты.
  1. вода оказывает влияние на здоровье человека.
  2. вода в г. Коврове, поступающая через централизованное водоснабжение соответствуют СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды».

Чтобы проверить гипотезы я использовала различные методы исследования.

  1. изучение научно-познавательной литературы;
  2. наблюдение;
  3. анализ;
  4. социологический опрос;
  5. эксперимент.

Материально – техническое обеспечение:

В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной работы.

1. Подбор по материалам из сети Интернет:

2. Краткая медицинская энциклопедия. – М., 2001г

3. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. – 2007. – №8.

4. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007

5. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, под ред. Г.Н. Красовского, М., 1987;

6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия 2004 г»

7. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека.

Значение воды в жизни человека очень велико. Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления. Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.

Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.

КАЧЕСТВО ВОДЫ И ЗДОРОВЬЕ

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.

Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода») (приложение, табл.1)

Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно

разделить на группы:

1. Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность)

2. Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы,

3. Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость

общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний,

окисляемость перманганатная, сульфиды)

4. Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный

свободный, хлороформ, серебро)

5. Микробиологические показатели (термотолерантные колиформы или Е.соli,

Как правило, питьевая вода перед подачей потребителю подвергается одному или нескольким видам очистки. Однако бывает, что такая очистка проводится с нарушениями либо является недостаточной. Снижает качество воды и техническое состояние водопроводных труб. В результате водопроводная вода несет большое количество посторонних веществ (бактериальная загрязненность воды, наличие в ней примесей, солей тяжелый металлов, хлора и др.), многие из которых опасны для нашего здоровья. Ниже в таблице (приложение, табл. 2) перечислены вещества, наиболее часто встречающиеся в питьевой воде, и их воздействие на наше здоровье. Превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде вредит здоровью человека.

Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а

также вирус гепатита. Чтобы обеззаразить воду от микроорганизмов, её хлорируют.

Хлором обеззараживают воду, поскольку он — способен уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Однако с некоторыми соединениями, находящимися в воде, хлор вступает в реакцию. В результате образуются гораздо более неприятные соединения, чем сам хлор. Они придают воде неприятный запах, влияют на печень и почки.

(приложение, табл. 2).

Иногда в питьевой воде встречается много солей соляной и серной кислот (хлориды и сульфаты). Они придают воде соленый и горько-соленый привкус. Употребление такой воды приводит к нарушению деятельности желудочно- кишечного тракта.

Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую

жесткость. Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты,

полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях.

Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.

При длительном употреблении питьевой воды и пищевых продуктов, содержащих значительные количества нитратов снижает способность крови к переносу кислорода, что ведет к неблагоприятным последствиям для организма.

Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — “очистные органы человеческого организма”.

Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода – одно из непременных условий сохранения здоровья людей.

Читайте также:  Как померить температуру грудничку - способы и виды градусников
Ссылка на основную публикацию