Врачи рассказали как дети травмируются средствами гигиены

11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

«Мама заснула, 2-месячный ребенок упал с кровати и умер». Детский врач-травмотолог рассказал, как травмируются и погибают дети

Милицейские сводки особенно жутко читать летом. Что ни день, то сообщение об утонувших, упавших с высоты, пострадавших в ДТП детях. Детская смерть – это всегда страшно, а главное – непредсказуемо. Или всё-таки шокирующую статистику можно обуздать? О причинах, последствиях и возможностях избежать беды поговорили с главным внештатным детским травматологом-ортопедом Гомельской области Александром Винником.

– Александр Васильевич, расскажите, какие травмы чаще встречаются у детей? На что родителям стоит обратить больше внимания?

– Всё зависит от возраста ребёнка. Новорожденные дети, от нуля до года, чаще травмируются по неосмотрительности родителей или близких родственников. Преобладают тяжёлые черепно-мозговые травмы, вплоть до смертельного исхода. Например, когда на фоне усталости мама роняет малыша. Подобный случай произошёл в этом месяце: умер двухмесячный ребёнок. Мама уснула, он лежал рядом с ней и упал с кровати.

Дети от года до трёх лет начинают познавать мир, им всё интересно. Они травмируются, падая с высоты собственного роста, мебели, качелей. Трёх-пятилетние, как правило, травмируются на игровых площадках. Итог – переломы верхних и нижних конечностей, позвоночника.

С пяти и где-то до девяти лет дети начинают получать спортивные травмы, а также связанные с роликовыми коньками, велосипедами. И травмы постепенно утяжеляются. Если в более раннем возрасте были мелкие переломы и ссадины, то сейчас много тяжёлых переломов длинных трубчатых костей. Это связано с высокой кинетической энергией во время игры. Есть разница, ребёнок упал с качелей или с велосипеда на скорости 10-15 километров в час.

У ребят с девяти до шестнадцати лет преобладают, опять же, спортивные травмы. И, кстати, уже менее высокоэнергетические. Мы их называем спокойными травмами. Это выраженные растяжения либо повреждения связок, крупных суставов. И в меньшей степени повреждение костной структуры.

После пятнадцати лет, когда современные дети начинают входить в активную взрослую жизнь, а границы опасности ещё размыты, появляются тяжёлые травмы, полученные во время дорожно-транспортных происшествий.

– Действительно, ДТП с участием детей в эти дни пугающе много. Причём страдают и малыши. Есть ли критический возраст, в котором дети чаще всего травмируются на дороге?

– Такого возраста нет. И в каждом случае, я убеждён, виноваты родители. Ведь что мы видим? В подавляющем большинстве аварий со страшным исходом дети не находились в специальном автомобильном кресле. В то же время борьба за пристёгнутого ребёнка – это фактически борьба за жизнь. Я лично за неиспользование детского кресла ввёл бы огромный штраф. Сами-то взрослые, сидя на передних сидениях, пристёгиваются. Почему тогда считают, что сына или дочь, сидящих сзади, тоже не надо обезопасить? В этом случае родители, по сути, являются непроизвольными убийцами.

Дети во время аварий страдают сильнее всего. И это видно на конкретных примерах. По недавнему случаю в Мозыре, когда погиб шестилетний ребёнок. Тяжелейшее было ДТП. По житковичскому случаю, когда семья возвращалась домой в Гродно, попала в аварию на трассе, и ребёнок получил тяжёлый перелом бедра. Слава богу, он выжил. Это видно по деткам, которых везли в переполненной машине в Петриковском районе. Авария произошла в мае. Я выезжал в Петриков и с 22 вечера до 10 утра оперировал там шесть человек. Из них двое детей – с тяжёлым переломом бедра, ключицы. Детский организм ещё хрупкий, несовершенный. Предугадать, как в будущем повлияет травма на развитие и жизнь ребёнка, очень тяжело.

Сейчас в отделении лежит маленькая девочка с переломом бедра. Она каталась с сестрой на лошади и упала. Я не осуждаю в этом случае родителей. В деревне невозможно по-другому жить. Это случайность. Застраховаться от таких вещей нельзя.

– Если сравнивать с прошлым годом, то детских травм стало больше или меньше?

– За девять месяцев прошлого года было 28 погибших детей. Это больше, чем сейчас. Но участились нелепые смерти. Я ещё являюсь руководителем областного центра экстренной медицинской помощи, который работает на базе областной больницы. Вся страшная статистика проходят через меня. Сразу вспоминается случай, когда двухлетний мальчик подавился воздушным шариком. Когда грудной восьмимесячный ребёнок, стоя в собственной кроватке, засунул голову между двумя штангами, а высунуть не смог и задохнулся. Он был под присмотром бабушки. Когда грудной ребёнок перевернулся, не смог повернуться обратно и задохнулся.

– Так больше травм дети получают на улице или в закрытых помещениях, квартирах?

– Считается, что больше должно быть «уличных» травм. Но на улице маленькие дети чаще находятся под присмотром родителей. Это уменьшает вероятность травмы. У малышей по структуре больше травм, полученных дома, потому что там родительский контроль ослаблен. На улице чаще, чем дома, получают травмы дети постарше. И так процент уравнивается.

– Недавно в Гомеле подросток поджёг себя и нырнул в фонтан, чтобы заработать популярность в соцсетях. Вам приходилось сталкиваться с подобными случаями, когда дети получали травмы, стремясь записать трюки для ютуба?

– Знаю про этот случай. Слава богу, у меня в практике подобного не было. Но очень боюсь, что такой пиар со знаком минус может послужить толчком к повторению. Ведь начинается всё с единичных «подвигов», а потом перерастает в масштабную проблему. Дурной пример заразителен. За одним потянутся другие, чтобы даже не повторить, а перещеголять.

Читайте также:  Профилактика запоров у детей: какие средства применить, что делать

Сейчас модно заниматься паркуром. Дети пытаются делать кульбиты, кувырки на высоких парапетах. Порой это тоже заканчивается плохо. Привозят любителей экстрима с переломами, черепно-мозговыми травмами. Но и запретить такой досуг тоже неправильно. Вижу положительный момент в том, что власти начинают задумываться о специализированных площадках для катания на скейтборде, роликовых коньках, велосипеде.

– Есть позиция властей, что нужно активно проводить профилактику детского травматизма. Этим занимаются ГАИ, МЧС, милиция, школа. Как считаете, возможно ли в принципе здесь добиться результата? И если да, то как должна выглядеть эффективная профилактика?

– Считаю, невозможно. Но мы можем и должны направить все силы на то, чтобы донести до детей понимание опасности. И что-то, конечно, получается.

– А доносить нужно до детей или всё же до родителей?

– И до детей в том числе. Мы, врачи, сталкиваемся с последствиями, ситуацией, когда уже случилось. Предупреждать должны на других уровнях. Главная роль в этом случае у системы образования. Нужно увеличить количество уроков по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ – прим. авт.). Потому что они не менее важны, чем, например, история. Историю можно забыть, забыть уроки жизни нельзя.

Зато уроки физической культуры в их сегодняшнем виде я бы вообще отменил. В школах давно уже нужна лечебная физкультура. Посмотрите, какое огромное количество детей страдает сколиозами, нарушением зрения и плоскостопием. Родители обивают пороги врачебных кабинетов и просят показать, как им правильно заниматься с ребёнком, где искать специалистов ЛФК.

Не надо детям бегать 45 минут с баскетбольным мячом! И сдавать нормативы, которые никому не нужны, а иногда портят оценки и самооценку хорошим ученикам. Потом из-за этого родители начинают выбивать своим детям спецмедгруппу, и урок физкультуры сводится на нет. А вот был бы урок ЛФК, ни один ученик бы не прогуливал. И пользы было бы гораздо больше.

Вместо учителя физкультуры надо ввести в школах должность врача ЛФК, которых, кстати, выпускает наш Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины. И у детей будет живое занятие конкретно по здоровью.

– В белорусских школах были случаи, когда дети умирали прямо на уроке физкультуры. Это связано с физическими нагрузками, которые не подходят современным школьникам?

– Умирали ведь не от травм, а от недиагностированной вовремя сердечной патологии. Вот здесь упущение медиков. Хоть и проводится повсеместная диспансеризация, далеко не все белорусы имеют возможность ежегодно делать УЗИ, кардиограмму сердца. А если возвращаться к профилактике травматизма, да и вообще детской смертности, повторюсь: важна комплексная работа. Нужно дойти до каждой семьи, где есть ребёнок. Вплоть до того, чтобы каждую обойти и проверить, в каких условиях живут дети.

– Декрет №18 о дополнительных мерах по защите детей, находящихся в социально опасном положении, предполагает как раз то, о чём вы говорите.

– Что я вижу здесь как врач? Ребёнка привезли с травмой – семью ставят на учёт, в СОП. Это порождает ситуации, когда родители в подобных ситуациях просто боятся идти в поликлинику или больницу. В итоге пропускаются тяжёлые случаи, которые должны быть обследованы.

Конечно, очень важен человеческий фактор, умение дифференцировать, а не просто слепо исполнять положения документа. Если от матери пахнет алкоголем или внешний вид говорит о том, что она пьёт, это одно дело. Но если пришли порядочные люди, и это сразу видно, зачем накручивать родителей? Они и сами уже себя накрутили, волнуются за ребёнка.

– Вы сообщаете в милицию, когда привозят с травмой ребёнка?

– Зависит от того, как получена травма. Есть определённые критерии. Это дорожно-транспортный травматизм, криминальные травмы (избиение), все травмы, полученные в школе, отравление любыми веществами. Если травма получена дома, в быту, и мы уверены, что это не было насилие над ребёнком, то в милицию не сообщаем.

– Может быть, нужно в Беларуси ввести административную ответственность за оставление детей одних до 14 лет, как, скажем, в Германии? Там вообще за такое предусмотрено уголовное наказание.

– Да, особенно в этом усердствуют скандинавские страны. Там если ребёнок кричит или плачет, сосед может написать жалобу, и могут лишить родительских прав. Не знаю, насколько это уместно… Мне кажется, все дети индивидуальны, каждый становится самостоятельным в разном возрасте. Наверное, ребёнку нужно сдавать экзамен по ОБЖ. Если знаешь, что делать, когда ломятся в дверь, куда звонить, если в квартире начался пожар, как оказать себе первую помощь, если незначительно порезал руку, тогда, возможно, и можно оставлять ребёнка на некоторое время одного. Даже если ему шесть лет. Но, опять же, это моё личное мнение. И это сложный вопрос.

Принять можно много законов. Главное, как их исполнить практически. Мы ведь узнаём о фактах оставления, когда уже произошёл несчастный случай, травмирование. А это два-три процента от общей картины.

– Можете дать совет, как вести себя взрослым, если у ребёнка случилась травма?

– Главное не паниковать. Остальное по ситуации. Всё зависит от того, как ведёт себя ребёнок. Если он лежит и не может встать, не надо экспериментировать – вызывайте скорую. Сейчас вызовы в отношении детей поставлены на первое место, бригада приезжает быстро.

Если ребёнок не дышит, ждать не надо. Иногда всё решают мгновения. Быстренько, на чём угодно (пусть сосед подвезёт), несите, везите сами в больницу. На самостоятельную транспортировку вы всё равно потратите меньше времени. При звонке в скорую помощь, учитывайте время самого звонка, принятия вызова, оформления карточки вызова, посадки в машину бригады, движения, даже с мигалкой. Это в два-три раза дольше.

Если же травма лёгкая – тоже можно самостоятельно отвезти ребёнка в больницу. Никаких медицинских манипуляций вроде накладывания шин лучше не производить. Часто ребёнок даже не может уверенно сказать, где у него болит, особенно маленький. Просто плачет, и всё. Мы определяем по эмоциям, выполняя осмотр. Обращаем внимание, как он реагирует на прикосновения.

– А если ребёнок упал, вскочил синяк, говорит, что сильно не болит, к врачу обязательно идти?

– Можно понаблюдать за ситуацией дома. Если динамика развивается в худшую сторону, например, ребёнок сам дошёл домой, а дома перестал ходить, тогда к врачу. А если видим, что он нормально ходит, кушает, ведёт себя активно, отёк не нарастает, хоть есть синяк и он побаливает, можно понаблюдать за ребёнком во время сна. Ночь всё покажет. Ведёт себя беспокойно, не может уснуть из-за боли – значит нужна диагностика врача.

– При подозрении на перелом всегда обязательно делать рентгеновский снимок?

– Да, обязательно. Это республиканский протокол лечения пациентов с травмами. Бояться не стоит. Доза рентгеновского облучения – это два дня воздействия солнечной радиации. Другими словами, по 1,5-2 часа игры на улице каждый день.

Что травмируется при психотравме?

Еще одна статья на тему психологической травмы.

Автор Светлана Панина.

Я в этой статье не о конца согласен с этой фразой: Есть несколько событий, которые травматично влияют на всех без исключения детей.

Я бы по-другому сформулировал: Есть несколько событий, которые с большой степенью вероятности травматично влияют на большинство детей

Современные родители зажаты в двойные тиски. С одной стороны, травмированные в своем детстве, многие из нас не по наслышке знают, как могут влиять на жизнь события, которым не придавали значения наши собственные родители. “Что, зуб в школьном кабинете стоматолога вырвали? Подумаешь, зуб! Вон, во время войны твоему деду ногу без наркоза пилили. И ничего. Что? Держал тебя физрук и завхоз, чтоб не вырывался? Ужас. Как тебе не стыдно? Большой уже мальчик – не мог потерпеть что ли?”

С другой стороны, совершенно невозможно прожить жизнь, укрывая ребенка от всех неприятностей. Дети даже при самом лучшем присмотре за ними, способны физически травмировать себя и окружающих. В мире постоянно происходят разные события и не все они безопасны для жизни и здоровья. А кроме того ребенка могут унизить учителя или сверстники. Родители могут развестись. Домашний хомячок сбежать. Любимая бабушка умереть.

Итак, настало время разобраться, что такое психотравма у ребенка, как она проявляется и что могут сделать родители, если избежать ее не удалось.

Всем нам знакомо понятие физической травмы. Это когда что-то целое – орган или ткани тела – становится поврежденным. Страдает целостность организма – это можно увидеть своими глазами или на рентгеновском снимке. Иногда внешне травмы не видно. Но на ее месте есть боль или ограничивается подвижность и функциональность органа или системы.

Психотравму на рентгене не увидишь. По крайней мере – не сразу. Ученые, изучавшие мозг ветеранов вьетнамской войны, страдавших посттравматическим стрессовым расстройством, заметили, что определенный участок мозга – гиппокамп, у них был меньше и хуже выполнял свои функции. Было не понятно, то ли ветераны так плохо справились со стрессом, потому что у них этот кусок мозга неправильный. То ли это стресс привел к “усыханию” гиппокампа. Однако дальнейшие исследования показали, что у тех, кто в детстве систематически подвергался насилию, с мозгом творится та же история. Вероятно, гормоны стресса разрушают эту структуру при длительном воздействии угнетающих обстоятельств. Последствия этого разрушения у взрослых – депрессия, фобии, навязчивости, зависимости. Но как распознать психотравму у детей, которые еще пока не научились “лечиться” алкоголем?

Любое необычное поведение во время экстремального события или после него может быть свидетельством психторавмы. Если ребенок слишком спокоен там, где другие люди испытали бы сильный испуг, или наоборот, слишком активен и возбужден, следует проявить внимание. Если ребенок не способен говорить о событии, избегает ситуации, где оно произошло, предпочитает не вспоминать или наоборот постоянно, навязчиво возвращается к событию снова и снова – можно заподозрить психотравму. Если родители отмечают, что после события ребенок начал регулярно мочиться в постель, просыпаться от кошмаров, стал избегать родителей или наоборот, не отпускает их ни на секунду, часто и агрессивно бьет игрушки или ломает предметы, то мало кто продолжает сомневаться, что на ребенка что-то очень сильно и нехорошо повлияло.

Есть несколько событий, которые травматично влияют на всех без исключения детей.

а) Чрезмерно ранняя сепарация (разлука с матерью в период младенчества, госпитализация матери или ребенка без родителей в возрасте до 2 лет)

б) Инвазивные медицинские вмешательства без поддержки родителей (операции, постановка катетеров, инъекции, клизмы)

в) Систематически ненадлежащий уход (недоедание у ребенка или насильственное принуждение его к перееданию, постоянное переохлаждение или перегревание, отсутствие гигиены или чрезмерная озабоченность ухаживающих лиц ею)

г) Тяжелые травмы и болезни, требующие госпитализации ребенка

д) Насилие физическое, сексуальное или эмоциональное (избиение, ограничение физической свободы, принуждение к сексу или участию в производстве, просмотре порнографичиеской продукции, унижение, подавление и шантаж)

е) Тяжелые болезни или смерть родственников, родных, близких, друзей

ж) Наблюдение насилия в адрес родителей, близких, друзей, домашних животных

з) Серьезные отравления, случайный или вынужденный прием ребенком токсичских и психоактивных веществ (яды, алкоголь, наркотики, общий наркоз)

и) Нахождение в зоне аварий, стихийных бедствий, катастроф, разрушений, военных действий.

Если с ребенком произошло что-то из этого списка, не стоит гадать, есть ли у него психотравма. Надо действовать так, как будто она у него есть. Как именно действовать – об этом отдельной темой.

В общем и целом событие, вызывающее психотравму, будет скорее всего внезапным, разрушительным и непреодолимым. То есть таким, к которому было невозможно подготовиться, которое серьезно нарушает привычный ход событий и против которого нет “иммунитета”, нет сил и возможностей бежать или бороться. Такое событие создает ощущение беспомощности и безысходности. Одновременное сочетание этих обстоятельств чаще всего и приводит к срыву механизмов адекватного реагирования и психотравме.

Некоторые дети могут быть травмированы событиями, которые являются рядовыми для других. В этом случае бесполезно составлять списки – имеет смысл наблюдать за поведением ребенка. Если ребенок проявляет заметные нарушения адаптации, резко меняет поведение на агрессивное или становится слишком “хорошим”, предъявляет боли в животе, голове и прочие тревожащие родителей симптомы, а событие попадает под критерии “внезапное, разрушительное и непреодолимое” – конкретно для этого ребенка, то можно подозревать, что ребенок травмирован.

Чтобы окончательно вас запутать, предложу задачи для размышления. Как считаете, была психотравма или нет в таких случаях:

1. Родная бабушка со скверным характером несправедливо накричала на внука за разорванные штаны, а через пять минут прорыдавшийся ребенок навязчиво бежит за очередным бабушкиным пирожком.

Читайте также:  Как на море избежать заражения инфекциями и что делать, если заболели

2. Ребенок улыбался врачу, героически вытерпел укол от медсестры, и после две недели играл в доктора, радостно препарируя любимого плюшевого мишку.

Если будет желание, опишите ход своих мыслей.

Гигиена новорожденного

Что же понадобится для утренне­го туалета малыша? В первую оче­редь — теплая кипяченая вода и хлопчатобумажная вата, которая должна храниться в закрытой коробке (для этих целей подойдет и пластиковый бокс от ватных пало­чек). Ватными тампонами, смочен­ными в воде, протирают глазки. Причем каждый глаз — отдельным тампоном. Не тратить время на скручивание тампонов позволят ватные шарики (для малыша лучше выбрать не разноцветные, а белые) или ватные диски (они очень мяг­кие, не оставляют ворсинок на ли­це). Ватными шариками и дисками не только умывают лицо — ими удобно наносить на кожу лосьон или масло.

Понадобится вата и для ухода за носиком. Сделанными из нее жгути­ками, смоченными в детском креме или масле, прочищают носовые про­ходы. Если в носу скопилась слизь, то малышу становится трудно ды­шать, сосать и спать. Поскольку са­мостоятельно высморкаться он еще не может, можно задействовать на­зальный аспиратор. Слизь удаляет­ся с помощью резиновой «груши» мягкий силиконовый наконечник которой вставляется в ноздрю (другую ноздрю при этом следует зажать). Благодаря ограничителю глубокое проникновение аспиратора в носовой ход исключено. Сменные насадки поддаются стерилизации, защитный колпачок обеспечит чистоту наконечника при хранении. Если слизь очень густая, то перед использованием аспиратора можно закапать физиологический раствор для очистки носа. В маленьком пузырьке-пипетке содержится стерильный слабый раствор соли, который не сушит слизистую носа, хорошо разжижает носовые выделения и допускает ежедневное применение.

Кроме скрученных из ваты жгутиков для гигиены ушей используются и детские ватные палочки с ограничителем (они же пригодятся для точечного нанесения лекарственных средств на любой участок тела малыша). Широкая ватная головка и ограничитель не позволят палочке оказаться глубоко внутри слухового прохода, чтобы не травмировать ушко и не забить его загрязнениями.

ВНИМАНИЕ! Ватные палочки нужно использовать очень осторожно и только для обработки наружной части ушной раковины. Многие врачи не рекомендуют пользоваться даже детскими па­лочками для чистки ушек младен­ца (наружное ухо ребенка просто протирают мягким детским по­лотенцем). Не предназначены они и для чистки носа малыша.

Не выронить ни волоса

Ухаживать за волосиками малы­ша призвана детская расческа. У нее безопасная форма со сглаженными углами и удобная прорезиненная ручка для предотвращения вы­скальзывания из маминых рук. Что­бы не поцарапать кожу головы, зуб­чики расчески закруглены или за­канчиваются шариками.

Если прическу крохе делать пока еще не из чего, пригодится массаж­ная щетка, постоянное использова­ние которой стимулирует рост во­лос, а поглаживающие прикоснове­ния доставляют малышу удовольст­вие. Натуральная щетина по сравне­нию с искусственной более мягкая и приятная на ощупь. Но в канальцах волосков расчески, особенно под воздействием влаги, со временем скапливаются бактерии, щетинки ломаются и выпадают. Нейлоновые щетки в этом плане более долговеч­ны и безопасны. К тому же они де­шевле.

Если на голове у новорожденно­го появилась «молочная корочка», понадобится гребешок (пластико­вый, деревянный или костяной) с короткими и частыми мелкими зубчиками, которые, так же как и у расчески, закруглены на концах. После купания распаренную и смазанную дет­ским маслом корочку осторожно вычесывают гребешком.

Маникюр для маленького денди

Острые ноготки младенца могут его поранить, поэтому необходимо поддерживать их коротко подстри­женными. Для этого в арсенале средств ухода за малышом должны быть детские маникюрные принад­лежности. У безопасных ножниц не­длинные лезвия и закругленные концы. Чтобы режущие кромки были изолированы и не загрязнялись при хранении, ножницы убираются в прилагаемый футляр.

Некоторым мамам удобнее пользоваться маленькими щипчикам (книпсером). Благодаря их конструкции возникает меньше риска глубоко захватить и отстричь ноготок, сделав малышу больно. Чтобы щипчики не выпадали из рук, на ручке некоторых моделей имеется ограничительное кольцо для маминого пальца, а на откидной части есть насечки для коррекции «маникюра». Стрижка ногтей — дело ответственное требующее определенной сноровки и максимальной аккуратности.Что бы проводить процедуру особо точно, на щипчиках с «оптическим прицелом» установлена линза четырехкратного увеличения, в поле зрения которой попадает и маленький пальчик и режущая поверхность книпсера.

Специальная пилочка позволит легко убрать все острые уголки ногтей. Работая ею, движения надо де­лать только в одном направлении, чтобы ногти не расслаивались. Если все же за один раз ноготки на всех пальчиках подстричь не удалось лучше отложить маникюр на более подходящее время, надев пока на ручки рукавички-царапки из хлоп­чатобумажной ткани или бельевого трикотажа.

«Пуп земли»

Гигиена пупка новорожденного малыша требует особого внимания — особенно в первые дни и недели пос­ле рождения. Чем и как обрабаты­вать пупочек, каждой маме посовету­ет доктор. Как правило, для этой процедуры достаточно перекиси во­дорода, зеленки и ватных палочек.

Ускорить процесс заживления пупочной ранки поможет серия средств для гигиены пупка. Стерильный воз­духопроницаемый пупочный пластырь защищает пупочек от случай­ного травмирования о подгузник или одежду, позволяет коже ды­шать, а ранке – подсыхать. Легко клеится и безболезненно снимает­ся благодаря дерматологически безопасному каучуковому клею, не вызывающему раздражение кожи. Пупочный пластырь по рекомендации врача мо­жет применяться и для профилактики и консервативного лечения пупочной грыжи у грудных детей. Кроме пластыря используется и набор для пупка, в который входят стерильные салфетки из четырех-слойного медицинского нетканого материала, фиксирующиеся на жи­воте малыша специальным банда­жом — сетчатым пупочным бинтом из эластичного хлопка. Все эти при­способления нужно применять только в том случае, если доктор по­рекомендует.

Кожа на ягодицах и в паховой об­ласти наиболее подвержена воздей­ствию неблагоприятных факторов. Физиологические выделения, повы­шенная влажность, перегрев, трение о подгузники — без должного ухода все это может привести к появле­нию опрелостей. Поэтому попке не­обходимы водные процедуры (купа­ние, подмывание), воздушные ван­ны и индивидуально подобранные средства гигиены.

Влажные салфетки позволяют делать смену подгузников быстрой и удобной даже в «походных» усло­виях, когда нет воды. Пропитанные молочком или лосьоном на водной основе, они защищают кожу малыша. Масляная пропитка (на основе масел жожоба, зароды­шей пшеницы или вазелинового масла) питает кожу и оставляет на ней защитную пленку, предохраня­ющую ягодички от раздражения. Витаминные добавки, экстракты ле­чебных трав (череда, ромашка, алоэ, календула) оказывают легкое про­тивовоспалительное и успокаиваю­щее действие. Подбирать салфетки для каждого малыша придется ин­дивидуально, так что для начала лучше купить их «пробную» пор­цию — упаковку из 10—20 штук.

На что же обратить внимание при выборе салфеток? Во-первых, для ребенка подойдут только дет­ские салфетки. Их пропитка гипоаллергенна, не содержит спирта, не оставляет ощущения липкости, а уровень рН соответствует показа­телям кислотно-щелочного баланса младенческой кожи. Причем для но­ворожденных малюток лучше вы­брать салфетки без ароматической отдушки, чтобы исключить риск возникновения аллергических реакций. Значение имеет и упаковка. Для ежедневного домашнего ис­пользования лучше приобрести сал­фетки в пластиковой коробке или банке, крышечка которых допускает многократное открытие-закрытие, сохраняя герметичность и, соответ­ственно, качество салфеток. По ме­ре необходимости в пластиковый контейнер вставляется сменный блок. Салфетки в мягкой упаковке удобно брать с собой в дорогу, на прогулку, в поликлинику. Важным моментом является и способ извле­чения салфеток. Они должны выни­маться легко и дозировано (не вы­тягивая за собой все остальные), лучше, если одной рукой. Салфетки, не соединенные между собой, в этом плане удобнее. Они упаковываются стопкой или сложенные пополам, вкладываются одна в другую. Сал­фетки, сформированные в рулон, придется отрывать друг от друга двумя руками, чтобы не вытянуть лишние. Хотя в любом случае все зависит от маминых предпочтений и сноровки.

ВНИМАНИЕ! Влажные сал­фетки, так же как и другие кос­метические средства, имеют ог­раниченный срок годности (как правило, не более 24 месяцев), поэтому при покупке необходи­мо проверить дату их изготов­ления.

Присыпка по назначению врача используется для обработки кожи ребенка после купания и смены под­гузников. Принцип ее действия — впитав излишки влаги, сделать ко­жу малыша сухой и предотвратить появление опрелостей и потертос­тей кожи. В самом простом виде детская присыпка — это не что иное, как минеральный тальк. Добавки из картофельного, кукурузного, рисо­вого крахмала усиливают ее впиты­вающую способность. Окись цинка, витамин F, экстракты календулы и ромашки оказывают ранозаживляющее действие, снимают раздраже­ния, успокаивают кожу. Парфюмер­ная композиция усиливает эффект свежести и чистоты. Специальная детская пудреница с пуховкой сде­лает нанесение присыпки более удобным и безопасным. С ней при­сыпка меньше «пылит», равномерно распределяется по телу, а мамины руки остаются чистыми.

Нововведение среди детских присыпок — жидкий тальк (крем-тальк). В исходном состоянии это нежный лосьон, который при нане­сении на кожу ребенка превращается в легкий порошок и, поглощая избыток влаги, защищает от трения, снимает и предупреждает раздраже­ния и покраснения, создает ощуще­ние сухости и мягкости.

После очистки и обработки кожи можно надевать подгузник. Кроме широко разрекламированных одно­разовых подгузников есть в прода­же и многоразовые — марлевые и махровые (многие мамы шьют их и сами). Мягкая натуральная хлопча­тобумажная ткань приятна на ощупь и не натирает попку. По мере загрязнения такие подгузники сти­раются. Используются они и при пеленании, и в качестве вкладыша в трусики-«непромокайки».

Для фиксации многоразовых подгузников могут понадобиться детские безопасные булавки. Их конструкция такова, что, застегнув­шись, замочек оказывается закры­тым и случайное его открытие (в том числе с помощью маленьких ру­чек) исключается. Брошь в виде разноцветной фигурки зайчика или машинки превращает булавку в за­бавное украшение для шапочки или кофточки. Булавки-брошки могут использоваться и для застегивания распашонок без пуговиц, и для при­крепления к одежде малыша пус­тышки.

Одноразовые подгузники для но­ворожденных лучше выбрать «ды­шащие». Хотя порой маленькому привереде даже самый дорогой су­перподгузник может не понравить­ся, на что попа моментально отреа­гирует красным «сигналом». Поэто­му подгузники для начала лучше купить «на пробу» в маленькой упа­ковке.

ВНИМАНИЕ! Иногда продав­цы, якобы заботясь о покупате­ле, предлагают одноразовые под­гузники поштучно. Не стоит пользоваться таким сервисом и рисковать здоровьем малыша. Ведь неизвестно, как давно упа­ковка вскрыта, где она лежала и какими руками извлекался под­гузник.

Испачканный одноразовый под­гузник необходимо сразу выбрасы­вать. Когда такой возможности нет (например, в дороге или в поликли­нике), можно воспользоваться спе­циальными ароматизированными пакетами, которые герметично завя­зываются, блокируя неприятный пах. В домашних условиях пробле­му утилизации использованных подгузников поможет решить нако­питель подгузников. Работает он просто. Подняв крышку, надо опус­тить подгузник и пару раз повер­нуть кассету, тем самым упаковав его в антибактериальную пленку, предотвращающую проникновение микробов и изолирующую запах. Накопитель-утилизатор оставляет мамины руки всегда чистыми, дела­ет смену подгузников удобной и ги­гиеничной, т. к. не надо лишний раз пользоваться мусорным ведром, от­лучаясь от малыша.

На теплое местечко

После ванны малышу будет приятно оказаться в теплой постельке, согретой детской грелкой, которая к тому же, приложенная к маленькому животику, поможет справиться с коликами. Спе­циально для детей ее делают маленькой (объемом до 1 л), часто —в форме рыб­ки, сердечка или солнышка. Чтобы грел­ка не обожгла ребенка, она убирается в чехол, в том числе и сделанный в виде мягкой игрушки. (Надо проверить, что­бы искусственный мех грелки-игрушки не был длинноворсистым и не «лез»).

Солевая грелка мгновенно нагрева­ется без воды, поэтому ее можно брать с собой в дорогу, на дачу или на прогул­ку. Она представляет собой пластико­вый пакет с раствором соли и мембра­ной-активатором внутри. При нажатии на нее начинается реакция перехода раствора из жидкого состояния в твер­дое с выделением тепла. После остыва­ния грелки ее необходимо 5—10 минут подержать в кипящей воде, и она вновь станет мягкой и готовой к использова­нию. Детская грелка пригодится всем членам семьи для прогревания отдель­ных участков тела или для воздействия лечебным холодом (при повышенной температуре, ушибах, укусах насеко­мых).

Вахтанг Немсадзе: «В большинстве детских травм виноваты взрослые»

Две недели назад легендарного детского врача не стало. Его обожали все: коллеги, ученики, родители, а уж о маленьких пациентах и говорить не приходится. В память о замечательном педиатре мы печатаем это интервью.

Эпидемия травматизма

– Вахтанг Панкратович, насколько остро стоит проблема детского травматизма?

– К великому сожалению, количество детских травм имеет пусть небольшую, но тенденцию к росту. Ежегодно в травмпункты Москвы с травмами различной степени тяжести обращаются 190 тысяч детей.

– Детских травмпунктов хватает?

– Сегодня в Москве функционируют 22 детских травмпункта. Для сравнения, 50 лет назад был только один – при Филатовской больнице. По нашим подсчетам, на 100 тысяч детей должен приходиться один травмпункт. В Москве проживают около 1,5 млн. детей плюс столько же приезжих, поэтому 22 травмпункта для столицы в принципе достаточно, но.

При советской власти существовала межведомственная комиссия по профилактике детского травматизма, в состав которой входили преподаватели, врачи, представители милиции и ГАИ, общественности, средств массовой информации. Ежедневно в эту комиссию поступала информация. Мы были в курсе всех травматологических событий в городе, поэтому радикально, сразу принимались решения. Увы, сейчас такой межведомственной комиссии нет. В годы реформ и преобразований вместе с водой, как говорится, выплеснули ребенка. Надо такую межведомственную комиссию возродить, я об этом постоянно говорю.

Читайте также:  5 самых распространенных мифов о ветрянке

Самая опасная машина – та, которая стоит

– Вы постоянно говорите о том, что в подавляющем большинстве детских травм виноваты взрослые. Почему?

– Посмотрите, как многие взрослые, которые должны служить примером для детей, безобразно ведут себя на улицах! Несколько дней назад стою на светофоре. Мимо меня пробегает на красный свет молодая женщина. И ладно бы одна, но ведь она тащит за руку ребенка-первоклассника. Уверен, доведись этому ребенку переходить улицу одному, он смело пойдет на красный свет.

Каждый год 1200-1400 юных москвичей попадают под колеса машин, 25-30 из них погибают. Растет число попавших в катастрофу детей, находившихся в момент аварии в салоне машины. Разве они в этом виноваты? Разумеется, нет. Виноват дурной папа или дядя, сидевший за рулем. Никто сегодня не соблюдает правило, согласно которому скорость транспорта с детьми не может превышать 60 км/ч. А как вы думаете, какая самая опасная машина на улице?

– Маршрутное такси.

– А вот и неправильно. Самая опасная машина та, которая стоит. Она закрывает обзор, из-за нее не видно движущихся машин, а ребенку свойственно думать, что опасности нет, если ее не видно. Кстати, 63% детей, сбитых машиной, на вопрос, как это случилось, отвечают: выходили из-за стоящей машины.

Мамы, будьте бдительны!

– Вахтанг Панкратович, в 1999 году у вас вышла книга для родителей «Детский травматизм», где подробно разобраны почти 150 типичных ситуаций, в которых дети получают травмы. Давайте перечислим некоторые из них и расскажем, как их можно избежать.

– Ни в коем случае нельзя спускаться по лестнице с коляской, в которой лежит ребенок. Если мама случайно поскользнется, она, скорее всего, инстинктивно выпустит ручку коляски. Нельзя ставить коляску близко к дому. Зимой-весной с крыши может упасть сосулька, но еще пуще следует опасаться дурных людей, выбрасывающих из окон все что ни попадя.

Другая типичная ситуация: на краю стола стоит тарелка горячего супа или чашка с чаем, ребенок потянул за кончик скатерти, и жидкость вылилась на него. Казалось бы, чего проще – не ставить никакие емкости с горячей жидкостью на край стола, если рядом крутится малыш, не разливать горячую жидкость по стаканам рядом с ребенком, но нет, ставят, разливают.

Обварить ребенка, особенно грудничка, можно и во время купания. Если у вас по каким-то причинам нет градусника, температуру воды следует проверять не пальцами рук, а локтем. Очень опасно обмывать ребенка водой из-под крана, может случиться так, что как раз в то время, когда вы купаете малыша, в доме вдруг перекроют холодную воду. Ежегодно в столице получают ожоги около 6 тысяч детей, из них в среднем 5-6 погибают от ожогов.

– Если несчастье все-таки произошло, что делать?

– Немедленно вызывать «скорую». А до ее приезда, если ожог меньше пятирублевой монеты, на несколько минут поместите поврежденный участок под проточную холодную воду, это на порядок уменьшит степень ожога. На ожог большего размера наложите стерильную повязку или проглаженную пеленку и ни в коем случае не применяйте народные средства вроде крахмала или мочи.

Кстати, еще о купании. Ежегодно в России тонут 3500 детей. Из них 10% – в собственной ванне. Мама купает ребенка полутора-двух лет, в это время раздается звонок, она бежит открывать дверь, оставленный без присмотра ребенок успевает наглотаться воды.

Чтобы не было беды

– Все дети, даже самые маленькие, прекрасно знают, что на кухне всегда можно поживиться чем-нибудь вкусненьким. Если родители держат в нижнем ящике шкафа уксусную эссенцию, щелочи, нашатырный спирт, ребенок обязательно до этого «лакомства» доберется и, сделав один глоток, получит сильнейший ожог пищевода и полости рта. То же самое относится к лекарствам. Отравившихся ими ребятишек в Москве каждый год насчитывается около тысячи, хотя все прекрасно знают, что лекарственные препараты должны храниться исключительно в недоступном для ребенка месте.

– А еще дети, как известно, падают…

– Особенно часто это происходит с грудничками, оставленными без присмотра: достаточно на минутку отвернуться – и малыш скатился с дивана или кушетки. Процентное соотношение головы и туловища у взрослого человека – один к восьми, а у малыша – один к четырем, поэтому маленькие дети всегда падают головой вниз. Родители зачастую относятся к детским падениям легкомысленно, потому что не знают, что нередко при ударе головой возникает мягкотканая гематома, в 98% случаев свидетельствующая о переломе костей свода черепа. Если после удара головой ребенок на короткое время потерял сознание и память, его вырвало, срочно везите малыша в больницу. Чтобы избежать самого страшного, всех травмированных детей проверяют с помощью УЗИ на наличие гематом и наблюдают в стационаре около недели. Черепно-мозговая травма – одна из самых опасных из всех существующих травм. В Москве ее ежегодно получают 8000 детей.

«Взрослые» хирурги – не для детей

– Есть ли что-то, что вас тревожит как главного детского хирурга Москвы?

– Меня всегда поражает: на высоком, правительственном уровне принимается какое-то решение, а со специалистами никто не считает нужным даже посоветоваться. Не так давно чуть было не ликвидировали педиатрию. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы было принято такое решение. Кто стал бы лечить новорожденных? Грудничков? Врачи общей практики? Они лечить детей не умеют, не хотят и боятся. Слава богу, умные люди объединились и отстояли педиатрию.

– А почему вы считаете, что врачи общей практики не умеют лечить детей?

– Потому что «взрослый» врач – терапевт, хирург – не знает многих особенностей детского организма. Оказывая помощь, он действует наугад, на ощупь. Отсюда ошибки и в диагнозе, и в лечении. Мы, детские врачи, частенько исправляем ошибки, допущенные при лечении детей «взрослыми» хирургами. Понятно, что они делают их непреднамеренно, они просто не умеют лечить детей, которые требуют к себе особого подхода.

Гигиена новорожденных

Купание новорожденного. Как подмывать девочку и мальчика

Правильный уход за кожей очень важен с раннего детства, а здоровая кожа в детстве — залог здорового её состояния в будущем. Защитные свойства кожи и вся иммунная система ещё незрелы. Поэтому для ребёнка необходимы хороший уход и безукоризненная чистота во всём, что его окружает. Уже с периода новорожденности гигиена девочек и мальчиков имеет свои сходства и различия.

К основным гигиеническим процедурам для новорожденного относятся ежедневное купание в детской ванночке, ежедневный уход за кожей лица, туалет глаз, ушей, подмывание девочки и мальчика.

Вначале поговорим о купании

Ежедневное купание не только поддерживает чистоту тела, но и стимулирует функции кожи, циркуляцию крови, развивает нервную систему и психофизическую моторику ребёнка.

Для купания малыша необходимо подготовить: детскую ванночку, кувшин или ковшик для ополаскивания, термометр для воды, мягкую махровую варежку для намыливания, полотенце или простынь, кусочки ваты, чистый подгузник, средства детской гигиены, чистое детское бельё.

Купать малыша лучше в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Убедитесь в том, что помещение, где вы будете купать ребёнка, тёплое, без сквозняков, вода имеет температуру 37-37,5°С. Первое купание надо проводить очень осторожно, погружая тельце малыша в ванночку, всегда поддерживая его рукой, чтобы ребёнок не выскользнул. Другой рукой мойте, избегая попадания мыла на лицо и в глаза, особенно при мытье головы. Головку достаточно мыть один-два раза в неделю.

Процесс купания по времени должен длиться 5-7 минут. Ополаскивать ребёнка следует из ковшика водой такой же температуры.

После первого месяца жизни можно постепенно на один градус снижать температуру воды. Помните: частое использование при купании детского мыла может вызвать сухость кожи. Если у ребёнка держится корочка на пупочной ранке, в воду добавляют 5%-ный раствор марганцовокислого калия (до слабо-розового цвета). При раздражении кожи можно добавлять в воду настой ромашки, отвар дубовой коры. После купания тельце малыша надо не тереть, а промокать мягким полотенцем или простыней. Затем смазать складки кожи детским лосьоном, детским кремом или стерильным подсолнечным маслом.

Кроме купания ребёнку необходимо ежедневно проводить гигиенические процедуры.

Моют лицо, начиная с глаз. Для этого пользуются кусочком стерильной ваты, смоченным в тёплой кипячёной воде. Для каждого глаза используют отдельный ватный тампон, чтобы предупредить возможный перенос инфекции. Глаза промывают от наружного угла к внутреннему. Носовые проходы чистят ватными жгутиками, смоченными также в кипяченой воде. Необходимо вытирать жёлто-оранжевые выделения, которые скапливаются в видимой части уха, ватной палочкой с ограничителем. Ногти на руках и ногах надо стричь по мере их отрастания.

Необходимо помнить, что подмывают девочек и мальчиков по-разному.

Как подмывать девочку:

  1. Снимите использованные пелёнки и подгузник. Удалите остатки фекалий с кожи ребёнка с помощью увлажнённых детских салфеток или влажной марли. Тщательно протрите область промежности кусочком ваты с детским лосьоном.
  2. Другим кусочком ваты с лосьоном (или просто смоченным в тёплой кипячёной воде) тщательно протрите все складки в паховых областях. Для того чтобы удалить остатки влаги, воспользуйтесь детской присыпкой — насыпьте немного на ладонь и равномерно распределите по коже ребёнка (не насыпайте непосредственно на тело).
  3. Поднимите ноги ребёнка и чистым кусочком ваты протрите гениталии по направлению спереди назад, чтобы предотвратить попадание микробов из анального отверстия в промежность. НЕ следует протирать половые губы изнутри.
  4. Протрите анальное отверстие чистым кусочком ваты. Чтобы удалить лишнюю влагу с ягодиц, также воспользуйтесь детской присыпкой. После этого вымойте руки.
  5. Для того чтобы защитить кожу ребёнка от различных раздражений и высыпаний, используйте детский крем. Детское масло также предотвратит раздражения и сухость кожи.
  6. Девочку всегда подмывают, направляя струю воды спереди назад. Иногда у девочки появляются слизистые или кровянистые выделения из половой щели. Это реакция организма на освобождение его от материнских гормонов. При наличии выделений из половых органов у девочки её необходимо особенно тщательно подмывать слабо-розовым раствором марганцовки или слабым раствором ромашки. Подмывают несколько раз в день и обязательно после стула.

Как подмывать мальчика:

  1. Снимая использованные пелёнки, задержитесь на несколько секунд — как раз в это время у мальчиков часто происходит мочеиспускание. Помните, что на открытом воздухе мочеиспускание у мальчика может произойти несколько раз подряд, поэтому держите под рукой специальную пелёнку, чтобы вам не пришлось повторять сначала всю процедуру.
  2. Удалите остатки выделений с кожи ребёнка с помощью увлажнённых детских салфеток или влажной марли, затем протрите всю очищаемую область кусочком ваты с детским лосьоном.
  3. Другим кусочком ваты с лосьоном или смоченным в тёплой воде тщательно протрите все складки в паховых областях и вокруг гениталий. Затем воспользуйтесь присыпкой для удаления излишков влаги, особенно аккуратно вокруг яичек.
  4. Используя чистый ватный тампон, смоченный в тёплой воде, протрите яички и пенис, чтобы удалить остатки мочи и фекалий. Будьте осторожны — не повредите нежную кожицу. Очищая пенис, НЕ отодвигайте кожицу на головке.
  5. Протрите анальное отверстие и ягодицы чистым кусочком ваты с лосьоном или смоченным в тёплой воде. После этого не забудьте вымыть руки.
  6. Для того чтобы защитить кожу от раздражений и высыпаний, нанесите детский крем на всю очищенную область — вокруг пениса (но не на сам пенис), яички, ягодицы. После того как ребёнок некоторое время полежит раздетым, вы можете подложить чистый подгузник и завернуть малыша в чистые пелёнки.

У некоторых детей видно жидкое отделяемое из сосков — как у мальчиков, так и у девочек. Они могут иметь увеличенные или припухшие молочные железы. Никакого лечения не нужно, так как это состояние пройдёт само собой. Однако, если вы заметили какую-то красноту в припухлых областях, уведомите врача.

Применение одноразовых подгузников — эффективный способ изоляции и удержания мочи и каловых масс. Подгузники помогают сохранить кожу ребёнка более сухой, уменьшают частоту пелёночного дерматита, комфортны для ребёнка, практичны и удобны в применении. Сообщения о том, что использование одноразовых подгузников для мальчиков создаёт неблагоприятный климат под подгузником, оказывает отрицательное влияние на инфраструктуру яичек и подавляет сперматогенез, не имеют каких-либо научных доказательств и представляют собой одни лишь домыслы и предположения.

При выборе подгузников надо учитывать вес ребёнка. Если подгузник велик, он будет протекать. Одноразовые подгузники должны храниться в сухом, прохладном месте, так как повышение влажности может оказать отрицательное влияние на влагопоглощающий материал подгузников.

Ссылка на основную публикацию